Для родителей современных подростков один из наиболее сложных вопросов – сколько времени ребенок может проводить за компьютером без вреда для себя.
Трудность заключается в том, что родители росли во время, когда компьютеры и Интернет еще не были так доступны. Поэтому им нелегко понять своих детей, которые буквально с рождения окружены цифровыми технологиями и для которых виртуальный мир так же привычен, как и реальный.
Психологи во всем мире задаются вопросом, стоит ли ограничивать подростка в использовании мобильных телефонов, планшетов и других электронных устройств и где должна проходить эта граница.
С 1991 года американские психологи исследовали влияние различных занятий на благополучие подростков (в частности, на их самооценку, удовлетворенность жизнью и счастье). В исследовании приняли участие 1,1 миллиона детей в возрасте 8, 10 и 12 лет. В результате была установлена закономерность: чем больше времени подросток находится за экранами мониторов (например, в социальных сетях или за компьютерными играми), тем менее он счастлив. По результатам другого исследования было доказано, что, если подростки проводят шесть и более часов в день за экранами электронных устройств (смартфонов, планшетов, компьютеров или телевизоров), у них возрастает риск суицида.
Те, кто в своей профессиональной деятельности имеет дело с подростками, часто замечают, что последние много времени находятся в виртуальном мире. Это приводит к социальной изоляции, проблемам со сном, снижению успеваемости в школе, конфликтам в семье, резким переменам настроения, агрессивному поведению и многим другим отрицательным последствиям. Если спросить у современного подростка, сколько у него друзей, он может, например, ответить: «Десять». Если спросить у него, как он проводит время со своими друзьями, чаще всего оказывается, что они играют в онлайн-игры или переписываются в социальных сетях. Виртуальные друзья могут жить как поблизости, так и в другом городе.
Любые попытки родителей ограничить использование подростком электронных устройств обычно заканчиваются конфликтами. Родители подростков часто жалуются, что их дети все свободное время проводят в своей комнате и мало времени уделяют общению в кругу семьи.
Исследование, о котором было сказано выше, показало, что подростки, находящиеся за мониторами менее часа в день, были более счастливы, чем их сверстники, уделяющие большее время использованию электронных устройств, так как они занимались спортом, участвовали в общественных мероприятиях, читали, уделяли достаточно времени своим хобби и общению с родителями.
Американские психологи предположили, что оптимальное время, которое подростки могут проводить за монитором, – два часа в день. Но при этом важно, чтобы они проявляли разные виды активности – социальную, физическую и т. д., а также достаточное количество времени уделяли сну. Независимо от того, сколько времени подросток проводит за монитором, он должен встать из-за компьютера как минимум за полчаса до того, как ложиться спать. Это улучшит качество его сна.
Все члены семьи должны принимать совместные решения по поводу правильного распределения времени. Например, следует ввести общее правило, что во время совместного приема пищи нельзя пользоваться мобильными телефонами и другими электронными устройствами, а вместо этого следует посвятить обеденное время общению. Для укрепления эмоциональной связи между членами семьи также подходят различные семейные занятия, например, совместный просмотр фильмов по пятницам или выезды на природу в выходной день. Также хорошо, если родители поощряют подростка заниматься спортом, волонтерской деятельностью или другими занятиями, с помощью которых подросток взаимодействует со сверстниками.
Если ребенок проводит так много времени за монитором, что это приводит к его социальной изоляции, эмоциональной нестабильности, неспособности сократить время на видеоигры или социальные сети, проблемам со сном и т.д. – это может быть свидетельством компьютерной зависимости. Если вы видите такие симптомы у своего подростка, проконсультируйтесь с психологом.
Комментарии