Здравствуй, это я!

Здравствуй, это я!

За первые три года жизни ребенок проделывает огромный путь от крохи, постоянно нуждающегося в маминой заботе, до вполне самостоятельного маленького человека. Как именно это происходит и о чем надо помнить родителям, чтобы все шло без отклонений от нормы?

НОВОРОЖДЕННЫЙ
С рождения малыш получает от вас множество сигналов, которые стимулируют или, напротив, задерживают развитие разных сторон его личности. Когда вы берете его на руки, обращаетесь к нему, ухаживаете за ним, он испытывает удовольствие, радуется вам. И это та основа, на которой будет базироваться его отношение к себе, его чувство самоценности. Мир младенца состоит из фрагментов: мамина грудь или теплая бутылочка, мягкие руки, нежный голос, яркие пятна погремушек. Пройдет немного времени − и его мироощущение станет более цельным, он заметит, что может даже управлять своей маленькой вселенной, вызывая криком появление молока или сухой пеленки. Конечно, младенец нуждается в хорошем уходе, но главное, что ему жизненно необходимо, – формирование хорошего эмоционального контакта с мамой. Чувство безопасности и доверия – тот драгоценный дар, который он может получить от вас, чтобы успешно пройти все стадии взросления.

ВАШ ПОЗИТИВНЫЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ НАСТРОЙ ПРИ ОБЩЕНИИ С МЛАДЕНЦЕМ – ЗАЛОГ ЕГО ПОЗИТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К МИРУ ВО ВЗРОСЛОМ ВОЗРАСТЕ.
8–10 МЕСЯЦЕВ
Появившись на свет, ребенок продолжает находиться в состоянии слияния с матерью, и этот период приблизительно равен времени, которое он провел в утробе. Это рай для двоих, когда мама и ребенок чувствуют себя одним целым.

Но после 8 месяцев, когда малыш становится все более активным, начинает ползать и вставать на ножки, он делает большое открытие: обнаруживает, что он − отдельное от мамы существо. Это связано с тем, что кроха уже не так нуждается в маме, она больше не весь его мир. Это период бесконечных открытий, когда малыш проявляет неуемное любопытство ко всему, что его окружает, и важное время, когда малыш осваивает принцип постоянства людей и вещей. Это означает, что он может безболезненно переносить кратковременные разлуки с мамой, поскольку начинает осознавать, что мама продолжает существовать, даже если он ее не видит. Именно поэтому малыши в этом возрасте так любят игру в «ку-ку».

Несмотря на радости и открытия этого периода, он довольно трудный для малыша. Это время так называемой «тревоги восьмимесячных», когда ребенок начинает бояться незнакомых людей, часто просыпается по ночам. Малыш переживает еще одно рождение, теперь уже в качестве отдельного существа. Но не пытайтесь продлить время слияния, каким бы чудесным оно для вас ни было, это может осложнить дальнейшее развитие ребенка.

В эти несколько месяцев повышенной чувствительности и тревожности ребенка ни в коем случае не отдавайте его в ясли. Нежелательно также менять няню: сейчас ему необходимо чувство постоянства.

1 ГОД
В течение первого года жизни представление ребенка о себе прогрессирует и становится, с одной стороны, более детальным, а с другой − более цельным. Раньше, когда вы прикасались к разным частям его тела во время переодевания, играли с ручками и ножками, его ощущения были разрозненными. К концу первого года отдельные ощущения собираются в более цельные, и в то же время ребенок учится лучше дифференцировать их. Делайте ему легкий массаж с ног до головы, называя каждую часть его тела. Приятные ощущения, которые он при этом получает, помогут ему почувствовать границы своего тела.

В этом возрасте ребенок становится необыкновенно подвижным: начинает ходить, затем бегать, всюду залезает, в результате падает и ушибается. Неизбежные синяки и шишки также помогают ему больше узнать о своем теле.

1,5 ГОДА
В возрасте между 8 месяцами и 1 годом ребенок переживает «стадию зеркала». При виде своего образа в зеркале ребенок испытывает огромное удовольствие при разглядывании своего отражения. Но перед зеркалом ребенок оказывается не один, его держит на руках кто-то и указывает ему, жестами и словами, на его собственное отражение. Ребенок перед зеркалом в первую очередь узнает другого человека, взрослого, который находится рядом и говорит ему: «Смотри, это ты!» И тогда ребенок понимает: «Да, это я!» В 1,5 года он уверенно узнает себя в зеркале, а немного позднее − и на фото. Это важный этап в его развитии. Узнавая собственное изображение, ребенок получает зрительное подтверждение того, что он чувствует, – то, что создает прочный каркас его «я».

Хотите проверить, узнает ли он себя в зеркале? Сделайте небольшой мазок губной помадой на щечке ребенка. Если он трет себе лицо, глядя на свое отражение, значит, он понимает, что это его лицо.

1,5–2 ГОДА
После 1,5 года ребенок начинает проявлять интерес к себе подобным. При этом он воспринимает другого как своего двойника, с любопытством разглядывает, может схватить за нос, за волосы или чересчур крепко обнять. И если маленький приятель среагирует на такое «внимание» испугом и плачем, ребенок будет озадачен и растерян. Он пока не понимает, чем отличается от другого.

Эта «близнецовость» отражается и в играх: «Тебе – мне», «Ладушки», «Догонялки». Каждый участник играет одну и ту же роль по очереди, выполняя функцию зеркала для другого. Чтобы ребенок начал осознавать, что у его товарищей по играм есть свои желания и эмоции, давайте ему как можно больше возможностей общаться с другими детьми. Он должен столкнуться с другими, чтобы получить как позитивный, так и негативный опыт и найти свое место среди детей.

ДЕТИ ДОЛЖНЫ ОБЩАТЬСЯ СО СВЕРСТНИКАМИ: ЛЮБОЙ ОПЫТ ОБЩЕНИЯ ОЧЕНЬ ВАЖЕН
2 ГОДА
Все вверх дном! С 1 года и 8 месяцев ваш малыш, раньше такой покладистый, стал упрямиться и на все отвечать отказом. Время обедать? Он не желает садиться за стол. Вы хотите пойти на прогулку? Он не хочет выходить из дома. Чтобы утвердиться в качестве отдельного человека, ребенок доказывает вам, что может иметь свое собственное мнение, отличное от вашего. И так как он не может привести никаких аргументов, то просто говорит: «Нет». Всю жизнь маленького ребенка регламентируют родители, у него слишком мало возможностей для выбора. Сказать «нет» − это способ обозначить свое «я». Этот «кризис противоречия» – важный признак роста малыша. Если малыш чувствует, что с его мнением считаются, если время от времени вы принимаете его отказ, вы подтверждаете, что он имеет для вас ценность, что он на самом деле существует. Такое поведение родителей поможет ребенку менее болезненно пережить этот период.

Его упрямство и отказы сводят вас с ума? Поверьте, ему тоже очень непросто. Его пугают собственные вспышки гнева, он боится потерять вашу любовь, и в этот период на смену истерикам и непослушанию приходят бурные выражения любви. Но, как только ребенок убеждается, что вы его не отвергли, все начинается сначала. Чтобы смягчить проживание этого сложного периода, чаще давайте ему возможность выбора. Настаивайте на том, что для вас принципиально. Чем стабильнее вы будете в требованиях, тем проще ребенку будет принять ограничения и примириться с тем, что он пока не может управлять своей жизнью.

2,5 ГОДА
«Я!» Между 2 и 3 годами ваш ребенок только и делает, что повторяет это слово. Еще один шаг в самоутверждении! Он говорит «Я сам!», чтобы освободиться от родительской опеки. Так он продолжает отстаивать свое право на независимое существование, но уже в более позитивном ключе по сравнению с «кризисом противоречия». Он говорит: «Мне», так как хочет все получать первым, раньше других. Он еще не осознает, что у другого тоже есть свои желания, воля. Ребенок эгоцентричен. Для него смотреть, как играют другие, и ждать своей очереди – пытка! Он также категорически отказывается одалживать свои вещи. Это нормально. Для ребенка его игрушки – части его самого. Одалживать их – это как отрывать от себя кусок. Отказом ребенок защищает себя от угрозы в отношении своей еще хрупкой личности.

Малыш выглядит эгоистом в глазах ваших друзей? Вы не должны оправдываться или вынуждать его быть более щедрым. В этом возрасте ребенку необходимо чувствовать себя на первом плане, распоряжаться своей территорией: уважайте этот период эгоцентризма, без которого не может сформироваться его представление о себе. Позже вы научите его и альтруизму, и щедрости.

3 ГОДА
В 3 года у ребенка формируется прочное, целостное переживание себя. Мир ребенка делится на «я» и «другие», и он может обозначить свое отношение и к себе, и другим. Ребенок способен сформулировать то, что его отличает от других. Сравнивая себя с другими, он получает более или менее полное представление о себе. Не беспокойтесь, если в три года ваш ребенок все еще думает, что он центр вселенной. Возможно, он еще не готов принять тот факт, что во вселенной миллиарды звезд. Ребенку необходимо считать себя очень сильным и важным в ожидании, когда он сможет проявить себя по-настоящему и утвердиться в социуме.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
1–8 месяцев Малыш находится в состоянии глубокого эмоционального слияния с матерью.

8–9 месяцев Период знаменитой «тревоги 8-месячных»: не меняйте няню и не отдавайте малыша в ясли.

1–1,5 года Появляется целостное восприятие тела, при этом малыш учится дифференцировать его части. К 1,5 года кроха может даже показать, где болит.

1,5–2 года Ребенок начинает испытывать активный интерес к себе подобным. Причем может их рассматривать, трогать, толкать, даже «пробовать на зуб». При этом малыш не понимает, чем другой ребенок отличается от него самого.

2,5 года Ваш малыш эгоцентричен. Он не осознает, что другие люди тоже имеют право на свои желания. И категорически не хочет делиться своими вещами. Это нормально. Не вынуждайте его быть более щедрым – ни к чему, кроме лишних конфликтов, это не приведет. Научить делиться в этом возрасте невозможно!

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые свежие новости медицины на нашей странице в Вконтакте

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>