Двухлетний Саша любит игрушечное оружие и постоянно устраивает бои на игрушечных мечах со своей четырехлетней сестрой Катей. Иногда он нечаянно задевает её мечом. В таких случаях их мать, Наталья, заставляет Сашу извиниться перед сестрой, а также обнимает и успокаивает Катю. Если Саша отказывается извиняться, его ставят в угол.
Наталья говорит: «Мне кажется, что Саша никогда не перерастет свое грубое поведение. Иногда он просто доводит меня до слез. Но мне все же хочется, чтобы Саша исправился, и я делаю всё для того, чтобы научить его правильному поведению».
Для многих матерей приучение ребенка к дисциплине становится одной из самых сложных задач. Этот процесс кажется им бесконечным испытанием их терпения. Как только ребенок начинает понимать, что нельзя бить младшего брата, он придумывает другие, не менее вредные занятия, а воспитательный процесс начинается по-новому.
Что же должны делать родители, чтобы приучить маленького ребенка к дисциплине? Некоторые считают, что приучение к дисциплине равносильно наказанию. Но эксперты склонны считать, что вместо этого необходимо установить правила, предотвращающие агрессивное, опасное и плохое поведение ребенка. Родителям также следует установить наказание в случае нарушения данных правил. Рассмотрим семь стратегий воспитания, которые помогут вам установить правила и остановить плохое поведение малыша.
Стратегия № 1: Расставляйте приоритеты
Если вы постоянно говорите ребенку «нет», он перестает обращать внимание на запреты и не понимает, чего вы от него хотите. Вам и самим было бы трудно следовать такому большому количеству запретов. Устанавливайте их разумно, только там, где это действительно важно. Наказание за их нарушение также должно быть разумным. Не обращайте внимания на раздражающие мелочи, которые не несут никакого вреда (например, привычку ребенка носить одежду определенного цвета). В большинстве случаев дети перерастают подобные привычки.
Для Анны настоящим испытанием становится то, что её двухлетняя дочь София разбрасывает вещи в своей комнате перед сном. «Каждое утро я нахожу на полу разбросанные книги, одежду и другие предметы, – рассказывает Анна. – Вероятно, после того, как я укладываю её спать, она встает, чтобы еще поиграть. Я постоянно говорю дочери, чтобы она не разбрасывала вещи, но она меня не слушается. Наконец, вместо бесконечных уговоров я стала заставлять ее убирать разбросанные вещи в комнате сразу после того, как она встает утром».
Анна также не забывает хвалить Софию за то, что она вежливо разговаривает с родителями и делится игрушками с младшей сестрой. «Такое положительное подкрепление понемногу меняет поведение дочери в лучшую сторону», – говорит Анна.
Стратегия № 2: Узнайте причины плохого поведения ребенка
Иногда плохое поведение ребенка можно предотвратить, зная, что его вызывает и устраняя эти причины. Например, если раздражителем является некий предмет, следует убрать его из поля зрения ребенка.
Такая стратегия помогла Евгении справиться с плохим поведением своего двухлетнего сына Миши, который любил разматывать туалетную бумагу по всему дому. «Первое время я запрещала Мише делать это, но он продолжал делать по-своему. После чего я убрала туалетную бумагу на верхнюю полку в шкафчике, чтобы Миша не мог ее достать. – рассказывает Евгения. – Маленький ребенок не может устоять перед таким развлечением, поэтому легче спрятать бумагу, чем заставить его бороться со своим соблазном».
Если ваш полуторагодовалый ребенок сбрасывает консервные банки с полок, когда вы берете его с собой в магазин, возьмите с собой игрушку, чтобы его отвлечь. Если двухлетний малыш не хочет делиться игрушками с другими детьми, когда к вам приходят гости – просто спрячьте игрушки, пока гости не пришли. Когда трехлетний ребенок рисует на стенах – спрячьте от него карандаши и разрешайте рисовать только в присутствии кого-то из родителей. Иногда дети плохо себя ведут, когда они голодны, расстроены или устали. Убедитесь в том, что ребенок вовремя ест, спит не менее десяти часов в сутки и 1-2 часа днем и достаточно играет во дворе, тратя свою энергию.
Стратегия № 3: Будьте последовательны
В возрасте от двух до трех лет дети пытаются понять, как их поведение влияет на окружающих. Если вы реагируете на одни и те же поступки ребенка по-разному, вы сбиваете его с толку. Не существует определенного количества замечаний и наказаний, после которых ребенок изменит свое поведение. Когда вы последовательны в своей реакции на его непослушание, после 4-5 случаев он усвоит урок.
Последовательные действия помогли Ольге справиться с плохим поведением своей полуторагодовалой дочери Саши. Как иногда случается у детей данного возраста, Саша постоянно кусалась. Каждый раз, когда Саша кусала свою мать за палец, Ольга громко говорила: «Нет, Саша! Не кусайся! Маме больно!», и после этого давала ей в руки игрушку, чтобы отвлечь внимание. «Я очень редко повышаю голос, и поэтому такая моя реакция становилась для дочери сигналом», – говорит Ольга.
В двухлетнем возрасте дети учатся избегать наказания, представляя свое плохое поведение как милые шалости. Не поддавайтесь на подобные манипуляции.
Стратегия № 4: Не поддавайтесь эмоциям
Конечно, трудно сохранять спокойствие, когда ваш полуторагодовалый ребенок постоянно дергает за хвост собаку или трехлетний малыш отказывается чистить зубы перед сном. Но если вы повысите голос, то вряд ли сможете донести до ребенка свою просьбу. Когда вы проявляете свое плохое настроение, ребенок видит ваши эмоции, но не слышит, что вы ему говорите. Кроме того, ваша агрессивная реакция может вызвать сопротивление, поэтому постарайтесь не повышать голос. Сделайте глубокий вдох, посчитайте до трех, находитесь на уровне глаз ребенка. Делайте ему замечание серьезным, но спокойным тоном.
Стратегия № 5: Говорите просто и лаконично
Молодые мамы часто спорят с ребенком, когда он нарушает правила, подробно объясняют, что он сделал неправильно и какое наказание его ждет за это. С точки зрения воспитания, подробное объяснение неэффективно, поскольку оно перенасыщено эмоциями.
Полуторагодовалый ребенок еще не может понять сложные предложения, а трехлетнему ребенку не хватает концентрации внимания, чтобы уловить всё, что вы ему говорите. Вместо этого говорите простыми фразами, повторяйте важную информацию несколько раз и подкрепляйте ее голосом и выражением лица. Например, если полуторагодовалый ребенок бьет вас по руке, скажите ему: «Нельзя! Не бей маму!» Двухлетнему малышу можно сказать: «Не прыгай на диване! Это опасно!» Трехлетний малыш способен понимать причины и последствия, поэтому ему можно объяснить, что вы от него хотите: «Нужно почистить зубы. Ты можешь сделать это самостоятельно или я их тебе почищу. Выбирай. Чем быстрее мы это сделаем, тем дольше я смогу почитать тебе книгу».
Комментарии