«Мам, я больше не хочу, я устал» — иногда мы теряемся, когда дети говорят нам такое. Как им помочь: снизить нагрузку или, наоборот, воспитывать дисциплину? Помочь с уроками или оставить в покое? Давайте разберемся, какие ситуации могут скрываться за этими словами и что лучше сделать в каждой из них, чтобы сохранить или восстановить мотивацию к учебе.
АЛЕКСАНДРА ПЕРФИЛОВА
руководитель проекта Skyeng Math
УСТАЛОСТЬ
Дети прикладывают много усилий, когда учатся новому, даже если не осознают этого. Новую тему нужно понять, новые правила — запомнить, новые навыки — развивать и тренировать. Добавим сюда тайм-менеджмент: каждый день нужно прийти на уроки и дополнительные занятия, а потом успеть сделать кучу домашних заданий.
Чем больше дети учатся, тем больше они устают, — и это нормально, пока сохраняется баланс усталости и отдыха. Если он нарушается, например, при интенсивной подготовке к экзаменам, усталость накапливается и со временем может плохо повлиять и на самочувствие, и на результаты обучения.
Что делать? Отдыхать! Важно, чтобы у ребенка оставались свободные часы, чтобы ничем не заниматься — просто играть, гулять, общаться с друзьями. В это время мозг в фоновом режиме аккуратно раскладывает полученную информацию по полочкам, как выглаженное белье в шкаф.
Если со свободным временем действительно туго, используйте частые короткие перерывы, чтобы размяться, переключиться на другие ощущения — физические и тактильные: прогуляться, побросать мяч, полепить из пластилина. Хорошо помогут регулярные упражнения на расслабление мышц: сосредоточенно занимаясь за столом или партой, мы часто излишне напрягаем мышцы шеи и спины.
Чтобы качественно отдыхать каждый день, важно высыпаться и питаться разнообразно и сбалансированно. А вот витаминами и стимуляторами лучше не злоупотреблять: после короткого выраженного эффекта усталость может вернуться и даже усилиться.
CКУКА
В отличие от усталости, скука — это не про количество, а про качество занятий. Если долго не происходит ничего интересного или просто нового, детям приходится прикладывать усилия, чтобы сосредоточиться на предмете. Все дети разные, поэтому кому-то хватает концентрации на несколько часов, а кому-то уже через 20 минут после начала урока хочется побегать или поиграть с телефоном. Кто-то решает 20 уравнений одно за другим, а кто-то понял принцип решения и дальше ему неинтересно. И это тоже нормально.
Что делать? Учиться находить интересное. Для начала обсудите с ребенком, в какие моменты ему становится скучно и какие чувства он испытывает. Дело в том, что скучно бывает и когда учиться слишком сложно, и когда слишком легко. В первом случае чаще возникают ощущения потерянности и бессилия, во втором — хочется переключиться на что-то более осмысленное.
Чего точно не стоит делать при скуке, так это усиливать дисциплину: так ребенок быстро возненавидит учебу и потеряет контакт со своим природным любопытством.
Если задания для ребенка чрезмерно сложны, учитель или репетитор сможет объяснить то же самое по-другому, используя метафоры, рисунки и схемы, примеры из жизни, вопросы и ответы — и тем самым привнесет в обучение интерес и новизну.
Если задания, наоборот, очень простые, попробуйте дополнить их более сложными — например, с помощью развивающих задач и упражнений. Берите задачи с несколькими вариантами решения и предлагайте ребенку найти их все. Решайте задачи на скорость: это добавит азарта.
ПОЛЕЗНЫЙ СТРЕСС
При эффективном обучении дети регулярно испытывают умеренный стресс. Изучая новое, они сталкиваются со сложностями — и приобретают знания и навыки, когда справляются с ними. Если ребенку будет слишком сложно, он может потерять мотивацию, а если слишком легко — не научится ничему новому.
Умеренный стресс при обучении легко спутать со скукой или усталостью: задание не дается и хочется его бросить. Но если причин для усталости или скуки нет, лучше сосредоточиться на дисциплине и довести работу до конца, даже если это сложно.
Что делать? Помочь сохранять концентрацию или реже отвлекаться. Советуйте ребенку делать перерывы при переходе от одного задания к другому, а не в процессе, и возвращать внимание обратно к задаче, если оно ускользнуло, — столько раз, сколько это необходимо. Для домашних заданий можно использовать таймер, чередуя 20–40 минут обучения с 15–20 минутами перерыва.
Комментарии