Многие советуют, если ребенок не говорит, не беспокоится раньше времени и уверяют: «Заговорит, никуда не денется. Потом будешь мечтать, чтоб помолчал». Беспокоится и вправду не нужно, но и сидеть сложа руки и ждать – не выход. Сделаем всё, что в наших силах, поможем малышу заговорить!
1) Читаем книжки, сказки стихи, поем вместе песенки.
Редкий родитель не слышал о пользе книг для развития детей всех возрастов. Читать нужно регулярно, превращая это действие в ритуал, тем самым мы прививаем любовь к печатному слову на всю жизнь. Начинать нужно как можно раньше. Некоторые начинают читать детям с года, другие с рождения, третьи читают и поют песенки малышам в утробе.
Кстати, последние абсолютно правы, ведь ребенок, находясь в животе, слышит многие звуки внешнего мира. Немецкие ученые провели исследование и доказали, что речь ребенка начинает свое формирование еще до рождения. Подтверждением этого факта является, то что немецкие новорожденные, участвующие в эксперименте, плакали, начиная с высоких нот и заканчивали низкими, в то время как французские новорожденные начинали с низких нот переходившими после на высокие. Ученые обнаружили, что младенцы в точности подражали тому, как звучит язык их родителей.
Маленькие дети лучше воспринимают стихотворные произведения и детские песенки. Ближе к году начинайте читать сказки «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок» и т.д. Если ребенок не хочет слушать сказки попробуйте вместе посмотреть картинки, комментируя изображенное своими словами.
Просите ребенка показать, где на картинке солнышко, цветок, собачка. Так вы приобщите ребенка к миру книг и пополните его словарный запас. Постепенно малыш привыкнет к книгам и будет сам просить вас почитать ему.
2) Мама-радио.
На прогулке, дома не молчите, рассказывайте малышу, что вы делаете, комментируйте всё, что видит ребенок, периодически переходя на режим вопроса, побуждая тем самым к диалогу. Видите собаку — спрашивайте, кто это? Что собака делает. Как она гавкает? Малыш взял что-то в руки, вы спрашиваете: «Что у тебя в руках, что ты будешь с этим делать?» Даже если карапуз ответит нечленораздельное «ыы-ууу-ыы», это благоприятный знак, означающий, что есть контакт, и речь уже начала формироваться.
Главное правило в общении с малышом – поначалу говорить с ним короткими, простыми фразами, не сюсюкая, не употребляя уменьшительно-ласкательных слов. Малышу проще запомнить и произнести слово «во-да», нежели длинное «во-дич-ка».
3) Бываем в обществе.
Неспроста раньше дети начинали говорить в год. Ведь нашим бабушкам и мамам приходилось отдавать детей в детский сад чуть ли не в 3 месяца. А в обществе необходимость выражаться с помощью понятной речи возрастает, ведь нет рядом доброй мамы, которая поймет и без слов. Чтобы у ребенка был стимул говорить, ему нужно бывать в обществе.
Посещайте с ним оживленные детские площадки, побуждайте детей контактировать друг с другом, придумывая им совместные игры. Водите ребенка в развивающие центры и школы. Сейчас в любом крупном городе есть множество различных центров развития. В некоторых из них занимаются с детьми от 8-ми месяцев. Оптимальный возраст посещения таких школ 1,5 года. Ребенку до полутора лет, как правило, хватает общения с мамой и детьми на площадке, к тому велик риск, что ребенок не будет адекватно воспринимать занятия, выполнять задания.
В таких центрах дети рисуют, лепят, играют с развивающими игрушками, играют в коллективные игры, водят хороводы, узнают новое, танцуют, поют, слушают песенки. В хороших школах каждый вид деятельности динамично сменяет другой, при этом умственная деятельность чередуется с физической. Общение в детском коллективе, совместная деятельность, выполнение заданий непременно поспособствуют интеллектуальному развитию вашего ребенка и стимулируют развитие речи.
4) Мелкая моторика.
Развитие пальцев рук — очень важный аспект для становления речи, намного более важный, чем все коммуникативные занятия. В одном российском детском доме проводили эксперимент на предмет влияния различных факторов на становление речи.
На 1-м этапе эксперимента брали здоровых неговорящих детей от года и всячески занимались с ними, разговаривали, читали, комментировали свои действия. Эффект, по сравнению с другой группой, был, но невпечатляющий.
На 2-м этапе давали детям возможность большей двигательной и физической активности, разрешая детям свободно передвигаться по полу, в то время, как остальные дети проводили время в манеже. Дети из экспериментальной группы стали делать попытки к звукоподражанию, однако эти попытки носили не устойчивый характер.
На 3-м этапе в экспериментальной группе с детьми усиленно занимались на мелкую моторику рук, играли в пальчиковые игры, разминали пальчики, давали игрушки для мелкой моторики. Эффект был потрясающий, уже на 3-й день некоторые дети сделали прорыв в звукопроизношении, у других также был ощутимый прогресс на 7-14 день.
Дело в том, что за развитие речи отвечает тот же отдел мозга, что и за моторику. Как только человечек научится владеть своей рукой, он будет владеть и речью. Способов развить мелкую моторику очень много: специальные игрушки, шнуровки, лепка из пластилина, теста, пальчиковые краски, пальчиковые игры, например «сорока-белобока», игры с крупой, в песочнице, массаж пальчиков.
5) Яркие впечатления.
Часто можно услышать истории мам, как их дети резко начинают говорить, их как будто «прорывает на речь». Во многих случаях, это связано с каким то событием, в результате которого ребенок получил много эмоций, которые не смог держать в себе. Это может быть поход в зоопарк, поездка на море, прогулка на катере, поездка в деревню к гусям и коровам, поход в парк аттракционов, аквапарк, дельфинарий и т.д. Яркое событие в жизни ребенка может послужить толчком в развитии речи.
Бывает так, что родители всё это делают, а ребенок все равно молчит. Он многое знает, все понимает, создает впечатление развитого ребенка, но не говорит. Если никаких проблем логопедического или неврологического характера нет, то не переживайте! Обязательно заговорит! Продолжайте заниматься и помните, что позднее начало речи не говорит о низком интеллекте. Тому есть тысячи примеров. Например, А. Эйнштейн и У. Черчилль, до 3 лет не разговаривали, но это не помешало стать им великими людьми.
Не отчаивайтесь, верьте в свое дитя, делайте все возможное для его развития, и будьте уверенны — результат будет!
Комментарии