Как предотвратить нежелание учиться

Как предотвратить нежелание учиться

Дошкольное детство – самостоятельная важная часть жизни, а не только период подготовки к обучению. Именно в это время закладывается основа успешного обучения – потребность в познании мира. Желание учиться и узнавать новое строится на познавательном интересе.

Познавательный интерес нужен для личностного и профессионального роста любому человеку независимо от возраста – именно он направляет ребенка на познание нового, на расширение возможностей и развитие интеллекта.

В дошкольном возрасте у детей наблюдается три вида познавательного интереса:

Ситуативный – эпизодическое переживание заинтересованности. Ребенку интересно всё новое, яркое и эмоциональное. Если интерес не поддерживать, он быстро угасает.

Устойчивый активный интерес могут вызывать отдельные предметы или явления. Одним интересно играть с машинками, вторые выбирают куклы, третьи строят или рисуют. Отдельные виды деятельности для ребенка могут стать приоритетными, но со временем интерес может угасать – надоедает однообразная игра.

Личностный интерес связан с индивидуальными особенностями ребенка. Он схож с активным интересом, но более устойчив, так как связан с собственными предпочтениями и желаниями. Этот интерес появляется в период школьного детства и во многом определяет будущее ребенка.

Переход из дошкольного периода в школьный тесно связан с ситуативным интересом. Дошкольник вырос из «детских штанов» и хочет примерить на себя статус школьника. Это гордо и ответственно, а интерес поддерживается новой одеждой и атрибутикой. В школе все новое: кабинеты, режим дня, учитель, одноклассники, веселые перемены. Но через какое-то время интерес угасает, а с ним пропадает желание учиться.

Устойчивость интереса к познанию во многом определяет успешность обучения. Важно, чтобы ребенку был интересен именно процесс узнавания нового, а не только атрибуты школьной жизни.

Как подготовить ребёнка к школе

Средний дошкольный возраст (4-5 лет) – возраст почемучек. Ребенку уже многое известно, но он не связывает явления между собой, ему трудно установить причинно-следственные связи. Ему интересно понять, что внутри, он пытается установить некоторые закономерности, легко откликается на эмоциональное познание.

В этом возрасте важно не давать готовых ответов, а учить ребенка добывать свои знания, получая удовольствие от поиска знаний или экспериментирования. Учите находить ответы на сложные вопросы и гордиться своими успехами. Расширяйте кругозор детей, показывайте разные стороны жизни.

Старший дошкольный возраст (5-6,5 лет) – появление первых активных познавательных интересов. Дети начинают интересоваться чем-то конкретным, однако склонны бросать начатое дело, задавать вопросы и отвлекаться, не получив ответа. Это происходит потому, что ребенку важнее задать вопрос, а нет получить ответ. Знания его бессистемны, хотя уже объемны.

Вовлекайте ребенка в практическую деятельность, учите измерять, решать, строить, клеить. Мотивируйте детей на новые открытия, учите находить знания самостоятельно, выдвигать гипотезы, понимать и принимать ответы. Беседуйте с дошкольником о знаниях.

Профилактика потери интереса к обучению

В младшем школьном возрасте представления системны, интерес к миру конкретен. Ребенок увлекается самостоятельной работой, рассуждает, делает выводы, однако у него наблюдается стремление уйти от трудностей, переложив их на чужие плечи.

Внутренняя мотивация к познанию заложена в детях природой, но часто сами родители отбивают желание учиться. Это происходит постепенно, когда родители не поощряют детские открытия, не радуются, не удивляются, не подталкивают к экспериментам.

Важно не делать ничего вместо ребенка: объясняйте непонятные моменты и поддерживайте морально, но пусть ребёнок то, что в состоянии сделать, и в том числе домашнее задание, делает самостоятельно.

В школе трудно, но интересно. Это – главная мысль, которую должен усвоить первоклассник. Не хвалите за то, что далось легко, а всегда поощряйте за старание, преодоление трудностей, самостоятельность. В этом случае ребенок научится радоваться успехам, которые достигнуты в результате труда.

В школу идут за знаниями, поэтому всегда спрашивайте ребенка о том, что нового он сегодня узнал, чему научился, что усвоил. Важно школьный день рассматривать с этой позиции. Акцентируйте внимание на интересах ребенка, поддерживайте их.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые свежие новости медицины в нашей группе на Одноклассниках
Шесть смертей и тяжелые заболевания: злой рок актеров сериала "След"
Работают как статины: 4 продукта, которые помогут снизить уровень холестерина
Невролог Алехина: необъяснимые падения могут быть «за несколько месяцев» до смертельного инсульта
Что происходит с женским организмом при долгом воздержании: 9 главных опасностей
Названа самая ценная ягода: укрепляет сердце, снижает холестерин и защищает от простуды
Пользы почти нет: эта каша на завтрак точно добавит вам лишнего веса
Как яйца влияют на сердце? Сколько яиц в день может съедать взрослый человек? - ответы врачей
Что Баскова связывает с Ельциным: вскрылось только сейчас
5 способов использовать гвоздику для улучшения здоровья
Кем оказался Джигарханян: всплыли нелицеприятные факты
Больше не увидят: фанатам 79-летнего Антонова сообщили печальные новости
Один из первых признаков деменции появляется во время приготовления пищи — врач

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>