Чувство тревоги знакомо каждому человеку — и большому, и совсем еще маленькому. Почему нервничают взрослые, в целом, ясно. А вот понять, откуда берутся стрессы у детей, которых мы старательно оберегаем от проблем и неприятностей, — значительно сложнее. Попробуем разобраться!
Тревога — эпизодическое проявление беспокойства или волнения: попереживали, успокоились и забыли. А вот тревожность — это уже устойчивое эмоциональное состояние, связанное с постоянным предчувствием беды и целой кучей разнообразных страхов. Но, например, ситуативная тревожность, возникающая в связи с неприятным или опасным событием, абсолютно нормальна (больше того, она может сыграть положительную роль, став своеобразным мобилизующим механизмом!). Другое дело — личностная тревожность. Ее симптомы: склонность паниковать по любому поводу, частый безотчетный страх, ощущение неопределенной угрозы и готовность воспринимать все события как «ужас-ужас-ужас».
Портрет
Малыш часто нервничает без особых на то причин? Ему трудно надолго сконцентрировать внимание? Вы замечаете у него постоянное мышечное напряжение (например, в области лица и шеи)? Чем больше «да» в ваших ответах, тем вероятней, что наследник тревожен.
Другие признаки:
постоянно крутит что-то в руках, теребит одежду и волосы;
потирает руки, хрустит пальцами;
сосет палец, ручку, пряди волос, грызет карандаши и ногти;
сильно вздрагивает при резких звуках, дрожит;
сбивчиво говорит; постоянно исправляет то, что делает;
часто извиняется;
настойчиво ищет подтверждения правильности своих действий у взрослых, переспрашивает «Так?»; ничего не делает без одобрения старшего;
спит беспокойно, засыпает с трудом, жалуется на страшные сны;
легко краснеет и бледнеет;
в значимых ситуациях сильно потеет.
Точка, точка, запятая
Еще один способ распознать тревожного малыша — присмотреться к его рисункам. На бумагу ребенок переносит те переживания, о которых боится рассказать другим. Следует задуматься, если в альбомах маленького художника вы постоянно видите:
тонкие прерывистые линии, несоединенные углы;
очень жирные, продавленные линии;
частые стирания и исправления;
преувеличенное внимание к деталям;
«запачканные» рисунки; обилие штриховки; рисунки, расположенные в левой (нижней или верхней) части листа.
Что делать с детской тревожностью?
Прежде всего, заверить ребенка в своей любви, независимо от его успехов или неудач, — и стараться действовать в русле выбранной стратегии. Чаще обнимайте (целуйте, гладьте) малыша — это поможет ему чувствовать себя увереннее. Гипертрофированная жажда любви, свойственная тревожным детям, часто трансформируется в потребность дарить кому-то свою привязанность, поэтому хорошо бы завести какое-нибудь домашнее животное, например хомячка, а еще лучше собаку.
Отмечайте все успехи наследника! И обязательно учитывайте возможности ребенка: не требуйте того, что он не в состоянии выполнить! Стремитесь создать такие условия, в которых карапуз будет заведомо успешным.
Будьте последовательны в своих действиях: не запрещайте без причины то, что разрешали раньше, не угрожайте малышу жуткими наказаниями («Замолчи, а то рот заклею!») и уж тем более не пугайте тем, что «уйдете от такого плохого мальчика навсегда».
Научите кроху расслабляться — хороший эффект оказывают и массаж, и самое обыкновенное растирание. Кстати, родители тревожных детей часто сами испытывают мышечное напряжение, поэтому эти «релаксирующие пятиминутки» будут полезны всей семье.
Кто виноват?
Мир тревожного ребенка меньше всего похож на «счастливое детство». Малыш живет в напряжении, постоянно ощущая неведомые угрозы и чувствуя, что в любой момент может столкнуться с неудачей. Но вы ведь не думаете, что он сам выписал себе абонемент в «комнату страха»? И правильно.
Причина первая. Неадекватные требования родителей
Положим, вы не особенно удовлетворены собственными положением в обществе, работой и течением жизни — на заре туманной юности вам явно мечталось не о такой должности (квартире, зарплате, свекрови и так далее). Естественно, вам очень хочется, чтобы наследник шагнул дальше и воплотил все ваши нереализованные мечты. Или, наоборот, добившись высокого социального статуса и материального благополучия, родители больше всего на свете боятся, что их ребенок окажется неудачником. Поэтому малышу неустанно внушается, что он просто обязан быть самым-самым — послушным, умным, вежливым, начитанным, и так до бесконечности.
Последствия. Наследник постоянно озабочен тем, чтобы вам угодить, а сделать это ох как не просто. И если для ребенка с крепкой нервной системой частые неудачи не становятся трагедией, то тревожные детки на свои ошибки реагируют очень остро, порой они даже склонны отказываться от деятельности, в которой испытывают затруднения! От давления со стороны взрослых такие малыши быстро устают: не готовый к интенсивному обучению организм не выдерживает нагрузок. Чтобы избежать пугающего внимания старших или их критики, ребенок физически и психически сдерживает свою внутреннюю энергию: он привыкает мелко и часто дышать, голова уходит в плечи, а потом у него и вовсе появляется привычка незаметно выскальзывать из комнаты.
Причина вторая. Непоследовательные или несовместимые друг с другом требования.
Что греха таить, многие взрослые живут по принципу «семь пятниц на неделе», а страдают от этого, увы, дети. Например, вчера вы настаивали на том, чтобы малыш самостоятельно заправил кровать, а сегодня сами накрываете ее покрывалом. Другой вариант: мама с папой никак не договорятся, можно ли ребенку еще чуть-чуть поиграть или уже давно пора спать, — причем спор происходит прямо на глазах у наследника.
Последствия. Конечно, далеко не все дети становятся «невротиками», если родственники воспитывают их по системе «кто в лес, кто по дрова». Благоприятные условия для развития тревожности создаются лишь в том случае, когда ребенок принимает близко к сердцу позиции каждой из конфликтующих сторон и его начинает буквально разрывать от желания угодить всем одновременно. Сталкиваясь с непоследовательными требованиями, малыш не может спрогнозировать собственное поведение, потому что не знает, как будет оценен тот или иной его шаг. Зато он прекрасно понимает, что любой выбор обязательно повлечет за собой недовольство кого-нибудь из взрослых. В результате все действия ребенка окрашены настороженностью и тревогой, а отсюда — апатия и полное исчезновение каких-либо стремлений вообще. «Я ничего не хочу» — эта фраза должна стать сигналом для родителей: ребенок, который не испытывает никаких желаний, стоит на пороге депрессии!
Критика «за все, что под руку попало» и неизменный переход на личности приводит к тому, что малыш начинает болезненно воспринимать любые замечания.
Причина третья. Высокая тревожность самих родителей.
Вы делаете все, чтобы уберечь ребенка от реальных и мнимых опасностей. Например, бабушка постоянно рассказывает внучку, «как страшно жить», сколько тревог и волнений подстерегает его за порогом родного дома и как опасны люди в целом — от них ведь «неизвестно, чего и ожидать». В семье только и разговоров, что о болезнях, лекарствах, симптомах и осложнениях.
Последствия. Дети склонны попугайничать. Поэтому не удивляйтесь, если чадо со временем заразится вашими паническими настроениями, которые, безусловно, укрепят его в ощущении абсолютной беззащитности перед жизнью. «Мир полон опасностей, поэтому его надо бояться» — примерно так можно сформулировать ощущения тревожного ребенка. Но малыши не просто паникуют, они ищут способы самостоятельно справиться с ситуацией. Пытаясь сбежать от постоянного нервного напряжения, такие дети погружаются в мир своих фантазий и стараются проводить там как можно больше времени. Эти грезы неконструктивны, они не развивают воображение и никак не связаны с реальностью. А некоторые малыши, кроме того, используют еще и ритуальные действия, которые якобы «защищают» их от бед: например, вынимают и убирают игрушки в строго определенной последовательности, а утром встают исключительно с правой ноги. В результате такие «заморочки» становятся смыслом жизни ребенка, подменяя собой все остальное.
Причина четвертая. Негативная оценка действий ребенка или его самого.
Все в одну кучу — вот что это значит, если вкратце. Например, увидев каракули карапуза, вы начинаете ругать его и за некрасивый рисунок, и за плохо рассказанный вчера стишок, и за то, что пару недель назад он забыл в песочнице машинку. А потом еще и резюмируете перечисленное — мол, все это происходит с малышом, потому что он страшный лентяй и растяпа.
Последствия. Возрастная особенность всех дошкольников — внушаемость, поэтому, как правило, на ребенка влияет не столько подбор слов, сколько их эмоциональная окраска и выраженное в ней отношение взрослого. Все это и вызывает у малышей тревогу, страхи, обиды и ощущение постоянной неловкости за «себя нелепого». Критика «за все, что под руку попало» и неизменный переход на личности приводят к тому, что кроха приучается болезненно воспринимать любые замечания. В результате у него формируется устойчивая пессимистическая оценка своих возможностей и комплекс неполноценности. Правда, бывает, что тревожные дети демонстрируют неадекватно высокую самооценку: малышам так важно, чтобы их принимали и хвалили, что часто они выдают желаемое за действительное — это такой способ защиты от ваших воспитательных методов.
Победим играючи
«Мои достижения»
Цель: ориентируем на успех.
Организуйте в комнате малыша уголок, где могли бы храниться символы его ежедневных побед и достижений. Выставляйте там лучшие рисунки, грамоты и любые другие «приятности», подтверждающие успешность ребенка в том или ином деле. Важно собирать эти доказательства регулярно и последовательно, чтобы малыш знал, как вы гордитесь им и его успехами. И главное — пусть ребенок сам видит, как много всего у него получается! Обращайтесь к «копилке успехов» всякий раз, когда малышу кажется, будто он столкнулся с непреодолимыми трудностями.
«Оловянный солдатик и тряпичная кукла»
Цель: расслабляем тело.
Вместе с ребенком, показывая ему пример и комментируя свои действия и возникающие в теле ощущения, вы сначала напрягаетесь, будто оловянные солдатики, а потом максимально расслабляетесь и «обмякаете», словно тряпичные куклы. Состояния меняют друг друга поочередно, а темп упражнений с каждым разом увеличивается. Закончить постарайтесь в состоянии «нечто среднее» — так, чтобы и вам, и малышу было комфортно.
«Спокойствие, только спокойствие!»
Цель: учим владеть собой.
Попросите ребенка вспомнить какое-нибудь простое стихотворение и начать читать его максимально спокойно, не обращая внимания на происходящее вокруг. А вы, в свою очередь, заранее продумайте, какую «пакость» устроить любимому наследнику, пока тот сосредоточенно декламирует: «Идет бычок…» Можно, например, неожиданно хлопнуть в ладоши, подкравшись сзади, выключить свет без предупреждения или уронить что-нибудь с диким грохотом… Задача ребенка — дочитать до конца, не обращая внимания на тот беспредел, который вы учинили.
Комментарии