КОГДА МАЛЫШ НАЧИНАЕТ БОЛЕТЬ ЧАСТО, ОДНИ РОДИТЕЛИ ВПАДАЮТ В ПАНИКУ, ДРУГИЕ – В ОТЧАЯНИЕ. МЫ ПОПРОСИЛИ ЧЕТЫРЕХ РАЗНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ДЕТСКОГО ЗДОРОВЬЯ РАСТОЛКОВАТЬ ФЕНОМЕН БЕСКОНЕЧНЫХ ПРОСТУД. И ПОДСКАЗАТЬ ВЫХОД ИЗ ПОЛОЖЕНИЯ.
НАТАЛЬЯ ЛОПУШАНСКАЯ, ВРАЧ-ПЕДИАТР ДЕТСКОЙ КЛИНИКИ ЕМС:
«До 1 года ребенок, как правило, общается только со своими близкими родственниками. И если грудничок пару раз болел ОРЗ осенью, зимой и ранней весной, это не повод для беспокойства.
После года возможностей заразиться инфекцией и простудиться неизмеримо больше. Потому с 1 года до 3 лет ребенку в межсезонье и зимой «разрешено» болеть 3–5 раз. После 3 лет, если малыш посещает детский сад, за год у него может набраться до 10–12 простуд. Часто болеющим доктора считают ребенка, когда их количество выходит за эти пределы.
В таком случае мама начинает волноваться, что у ребенка проблема с иммунной системой, но первичный иммунодефицит – редкое состояние. Так в чем же тогда дело? Дело может быть в ребенке: родился недоношенным, испытал гипоксию во время беременности или родов, у него увеличены аденоиды или миндалины, страдает аллергическим насморком, атопическим дерматитом, хроническим заболеванием бронхо-легочной системы. Встреча с вирусами в период восстановления после тяжелой инфекции (например, пневмонии, инфекционного мононуклеоза, ветряной оспы) тоже чревата новыми простудами. Ведь чтобы противостоять натиску новых «агрессоров», организму нужно набраться сил, а на это уходит больше времени, чем после обычного ОРЗ.
Спровоцировать частые ОРЗ могут и внешние обстоятельства – пассивное курение, ухудшение экологии. Там, где расположены промышленные предприятия, особенно нефтеперерабатывающие, дети, по статистике, болеют чаще. Кроме того, сейчас легко найти информацию о симптомах и лечении многих болезней, мамы покупают лекарства на свое усмотрение. С первого же чиха ребенку в нос закапываются без разбора множество препаратов – сосудосуживающие, антисептики, гормоны. Местному иммунитету просто не дают шанса проявить свою силу! То же самое касается и кашля. Начавшись, он должен пройти несколько стадий, и лекарство должно, когда организм не справляется, помогать ему выздоравливать, а не делать эту работу за него. Потому назначать препарат должен только лечащий врач. Что же касается средств, которые, как считается, укрепляют иммунитет, то убедительных доказательств их эффективности нет.
Кстати, за границей насморк и кашель до определенного момента вообще не лечат, давая организму шанс справиться с инфекцией самостоятельно. Иммунная система от этого только укрепляется и при следующей встрече с «агрессором» тут же начинает работать. И, наконец, возраст, когда малыш начинает посещать детский сад, совпадает с кризисом двух-трех лет. В такой ситуации стресс усиливается, и ребенок начинает часто болеть.
Часто мамы спешат поскорее выйти на работу, но с уверенностью сказать, что малыш готов к встрече с новыми вирусами и общению с другими детьми, может только доктор. Общее правило таково: если острая фаза недуга миновала, то есть не меньше 3 дней у ребенка нормальная температура, дошкольное учреждение посещать можно. Остаточный кашель этому не помеха. Другие дети от такого ребенка не заразятся, так как вирус уже неактивен. Бассейн после ОРЗ можно посещать через 1–2 недели. Срок ограничений устанавливает врач.
После ОРЗ или ОРВИ доктора советуют, пока ребенок окончательно не окреп и у него не исчез остаточный кашель, не брать его с собой в места массового скопления людей, например не ходить с ним по магазинам и не посещать театр или кино, оградить его от общения с болеющими детьми и взрослыми, а главное – соблюдать режим дня и правила гигиены, побольше и чаще гулять. Эти простые правила работают гораздо лучше медикаментозной профилактики.
А вот физиотерапия для профилактики и восстановления после ОРЗ нигде в мире, кроме России, не применяется. Возможно, потому, что эффект от подобных процедур не доказан: воздействие, например, магнитного излучения, соляных пещер может проявиться спустя 4–6 месяцев. Но это не исключает возможности проведения физиотерапии после длительных или частых ОРЗ. Полезно будет воздействие ультрафиолета (летом – нахождение ребенка под умеренными лучами солнца, зимой – облучение при помощи УФ-лампы). Так стимулируется выработка в коже витамина D, чье положительное влияние на иммунную систему доказано.
Еще одно универсальное средство повысить сопротивляемость инфекциям – закаливание. Частые ОРЗ возникают, когда на улице становится холодно, потому важно «приучить» организм к холоду. Начинать надо летом, когда меньше риска заразиться ОРЗ, и с привычных для организма процедур: оставлять ребенка раздетым при комнатной температуре, поощрять его ходить босиком по траве или камешкам и т. д. Постепенно время проведения процедуры увеличивается, а температура снижается. Очень важно закаливать малыша постоянно, прерываясь только на время болезни и восстановления после нее.
ЧТО НУЖНО ДОПОЛНИТЕЛЬНО?
Часто болеющего кроху педиатр может направить на консультацию к отоларингологу, аллергологу и только после этого – к иммунологу. При необходимости каждый из этих специалистов назначает лабораторные исследования по своему профилю. Но пока ребенку не исполнилось 3 лет, доктора говорят о физиологической незрелости иммунитета. По этой причине некоторые показатели могут быть снижены. Так что проводить обследование иммунной системы до 3 лет нецелесообразно.
ТАТЬЯНА БАЛАШОВА, ДЕТСКИЙ ОТОЛАРИНГОЛОГ-ХИРУРГ, К. М. Н., ЕМС:
«Виновником ОРЗ в большинстве случаев оказывается какой-либо вирус. Открытых мест, куда бы без особых помех он мог внедриться, не так много, прежде всего это слизистые оболочки носа и горла. Они становятся первым барьером на пути вредных микроорганизмов. И именно на слизистых оседают вирусы, бактерии, грибы и т. д. Если местный иммунитет снижен или ребенок ослаблен, он заболевает. А так как у маленьких детей иммунная система только формируется и она очень несовершенна, простужаться малыш будет довольно часто.
Из-за того что вирус первым делом внедряется на слизистые оболочки полости носа и горла, болезнь начинается с насморка и кашля. В зависимости от возбудителя недуги будут носить вирусный, бактериальный или даже грибковый характер.
Заболевшего ребенка сначала должен осмотреть педиатр. При необходимости он направляет малыша к отоларингологу. Задача докторов – разобраться, что поддерживает непрерывную череду простуд. Возможно, из-за недолеченной инфекции или неправильного лечения в носоглотке образовался очаг хронической инфекции. Череду простуд поддерживают также ослабление иммунитета, неблагоприятный аллергический фон и т. д.
У детей младше 12–13 лет виновниками неприятностей часто оказываются аденоиды – так называется разросшаяся сверх нормы носоглоточная миндалина. «Невооруженным» глазом она не видна: осмотреть ее может только лор-врач при помощи специального тонкого и гибкого эндоскопа. Диагностику можно провести и с помощью рентгенографии носоглотки. Так как именно в этом органе вырабатываются лимфоциты, обезвреживающие чужаков, аденоиды реагируют на любое воспаление. Во время болезни они увеличиваются, а когда недуг проходит, возвращаются к нормальным размерам. Если же интервал между атаками вирусов очень короткий, миндалина не успевает уменьшаться и постепенно разрастается все больше, это чревато также частыми отитами, ухудшением слуха, синуситами.
Как правило, сначала доктор рекомендует консервативное лечение. Сейчас существуют препараты, которые помогают улучшить носовое дыхание и общее состояние носоглотки. Но подобная терапия не всегда оказывается эффективной, о чем врачи честно предупреждают родителей.
Если лечение не дает результатов и у ребенка после каждой простуды развиваются осложнения, например отиты, стоит задуматься об операции. В современных клиниках аденоиды, чтобы у малыша не было стресса, удаляют под общим наркозом. Операция избавляет от осложнений в виде синуситов, гайморитов, отитов и налаживает нормальное дыхание через нос.
При подозрении на очаг инфекции доктор даст направление на посев со слизистой оболочки зева и носа на флору и чувствительность к препаратам. Такое исследование позволяет не только выявить возбудителя, но и определить наиболее эффективные средства борьбы с ним. Но и это не панацея. Бывает, инфекция полностью вылечена, а ребенок все равно продолжает болеть. Микрофлора слизистых постоянно изменяется, на ней каждый раз оседают новые микроорганизмы, и пока организм не научится вовремя их распознавать и уничтожать, череда простуд не прервется. Чтобы укрепить иммунную систему, ребенок должен вести активный образ жизни, высыпаться, правильно питаться и закаляться».
ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕРЫ
Часто болеющего кроху педиатр может направить на консультацию к отоларингологу, аллергологу и только после этого – к иммунологу. При необходимости каждый из этих специалистов назначает лабораторные исследования по своему профилю. Но пока ребенку не исполнилось 3 лет, доктора говорят о физиологической незрелости иммунитета. По этой причине некоторые показатели могут быть снижены. Так что проводить обследование иммунной системы до 3 лет нецелесообразно.
ЕЛЕНА ГОРЕЛИКОВА, ДЕТСКИЙ ОСТЕОПАТ, КЛИНИКА «ИНСТИТУТ ОСТЕОПАТИИ МОХОВА» В МОСКВЕ:
«Остеопаты рассматривают тело человека как единство органов и тканей, тесно связанных между собой. Все они должны двигаться свободно и в такт друг другу, как часовой механизм, в котором усилия каждого колесика направлены на решение общей задачи. Если ребенок болеет часто, определенные органы начинают двигаться иначе, кровоснабжение тканей вокруг очага инфекции нарушается, а лимфа застаивается. То есть нарушения у таких детей во время остеопатической коррекции мы обнаруживаем всегда. На самом деле, характерные симптомы, указывающие на имеющиеся сбои, каждая мама может заметить и сама. Часто болеющий ребенок нередко имеет землистый цвет лица, под глазами у него появляются синие круги, миндалины и лимфоузлы, как правило, увеличены. Он привык дышать ртом, а если по ночам его еще и храп одолевает, то у него ухудшается сон и настроение, появляются капризы. Помимо этого, такие дети склонны быстро переутомляться, им сложно сконцентрироваться на поставленной задаче. Почему частые простуды приводят к таким результатам? Из-за постоянного насморка или увеличенных аденоидов малышам нередко приходится дышать через рот. И если у кого-то носовое дыхание восстанавливается хотя бы после выздоровления, есть дети, которые дышат ртом годами. Мы их потом в буквальном смысле слова учим дышать правильно. И это очень важно сделать, потому что ротовое дыхание нефизиологично. Только нос может согреть холодный воздух и очистить его от вредных бактерий и вирусов. К тому же ротовое дыхание является поверхностным. Это значит, что кислород поступает в мозг в недостаточном количестве. В итоге наступает банальная гипоксия. Когда она длится долго (ведь часто болеющий ребенок подхватывает ОРВИ не 3–5, а 10–20 раз в год), начинаются проблемы с памятью, вниманием, обучаемостью. Кстати, синяки под глазами – тоже симптом гипоксии и сильной интоксикации, которая возникает каждый раз, когда организм борется с вирусом или бактериальной инфекцией, в том числе с помощью высокой температуры. Плюс поверхностное дыхание может привести к нарушению вентиляции легких и сбоям в работе диафрагмы. Увеличенные лимфоузлы говорят о том, что лимфатическая система работает в напряженном режиме. Эти и другие похожие сбои (соматические дисфункции) затрудняют выздоровление и снижают иммунитет. Ослабленный организм не может противостоять вирусам и бактериям. Ребенок заражается ОРВИ или ОРЗ не потому, что в саду или в общественном транспорте скопление микробов, а просто оттого, что он переохладился, когда вы на 5 минут открыли окно или пока он переодевался в пижаму. В эти моменты его собственные микробы активируются, они и запускают инфекционный процесс. Чем может помочь остеопат? Во-первых, мы никогда не отменяем назначения врач, будь то педиатр или лор, а работаем с ними вместе. Во-вторых, мы решаем все эти проблемы комплексно. Миссия остеопата – отладить кровообращение и отток лимфы в тканях, прилегающих к очагу инфекции, чтобы помочь уставшим и ослабленным звеньям организма восстановить свои функции и заработать на полную мощность. Делаем мы это во время остеопатической коррекции. Не стоит путать ее с массажем. Прощупывая совершенно особыми микродвижениями пальцев все тело пациента, врач-остеопат чувствует руками неблагополучие в какой-то определенной точке. Воздействие на нее идет на очень тонком уровне. Конечно, важна и энергетика самого специалиста – мы ведь отдаем частичку своего тепла и энергии. В результате такой коррекции мышечные, костные и диафрагмальные структуры начинают работать лучше. Нередко требуется отдельная проработка кишечника, чтобы наладить усвоение питательных веществ (их ребенок теряет в огромных количествах во время болезни), и печени, чтобы активировать синтез важных витаминов, которые она вырабатывает.
Однако остеопаты – не целители. Когда мы убираем руки с тела пациента, лечение не заканчивается. Нужно дать органу время, чтобы он перестроился и заработал в новом, «сбалансированном» режиме. Количество сеансов всегда индивидуально. Улучшение возникает в среднем через 3 посещения, но, чтобы эффект длился долго, часто болеющим малышам обычно требуется 10 процедур в течение полугода. Сеанс длится час, а его стоимость у профессионального остеопата колеблется в районе 5000 рублей».
ИРИНА НАЙДИНА, ДЕТСКИЙ ПСИХОЛОГ:
«О психосоматике сегодня говорить модно, но родители чаще всего вспоминают о ней, когда ребенок идет в детский сад и начинает часто болеть. Психосоматика отражает связь между телом и душой, между заболеванием и психологической причиной, которая его вызывает. На самом деле эти параллели прослеживаются не только у детей, но и у взрослых. По современным представлениям психологов, для того чтобы у человека, большого или маленького, развилось психосоматическое заболевание, должно совпасть две причины: невозможность справиться с какой-то проблемой (собственными переживаниями) и генетически обусловленная слабость конкретного органа. Однако понять, что частые болезни у малыша вызваны именно психосоматикой, родителям не так просто. Первый год в саду – время адаптации. Психика ребенка привыкает к новым правилам игры, а иммунная система – к обилию инфекционных агентов вокруг. Отсюда – частые болезни, и большинство врачей считают, что это естественная закономерность. К тому же в возрасте 3–4 лет организм ребенка развивается бурными темпами. Дополнительная нагрузка в виде необходимости бороться одновременно еще и с вирусами, накладывает свой отпечаток: многим детям с ней справляться сложно. Но в то же время есть малыши, которые на фоне остальных болеют редко или не болеют вовсе. Разумнее рассматривать этот факт как повод к размышлению.
Чтобы выяснить, психосоматика это или нет, необходимо проанализировать 4 принципиально важных пункта. Во-первых, нужно проанализировать отношения между мамой и ребенком. Если малышу не хватает вашей любви или внимания, стоит ему пару раз заболеть и получить двойную порцию заботы и ласки, он тут же понимает, каким образом он может добиться желаемого. Только не стоит воспринимать это как провокацию, шантаж, манипуляцию или притворство. Это защитная реакция и, по сути, единственный способ для вашего ребенка получить то, что ему жизненно необходимо в этом возрасте. Во-вторых, надо понаблюдать, как проходит адаптация к детскому саду. Нравится ребенку ходить в садик, ладит он с воспитателями, дружит с детьми? Когда будете искать ответ на этот вопрос, старайтесь быть объективными. Да, многие современные родители придерживаются либеральной системы воспитания, не соблюдают режим дня, разрешают детям активно исследовать мир. И да, в детском саду ребенка сильно ограничивают: очень многое из того, что дома дозволено, в саду оказывается под запретом. Но, несмотря на то что такие дети плохо умеют выдерживать отказ, большинство из них все же адаптируется к жестким стандартам. Так что если ваш малыш никак не может принять детсадовские требования, это не значит, что он у вас особенный, и дело точно не в психосоматике. Сад, несмотря на все его недостатки, дает ребенку главное – возможность общаться со сверстниками и познавать в их компании окружающий мир. В возрасте 3 лет это одна из ключевых потребностей. Если малыш развивается нормально, если у него все благополучно, то общение со сверстниками ему нравится и он к нему стремится. Ради этого он сможет вытерпеть и излишне строгую воспитательницу, и невкусный обед, и жесткие нормы поведения в группе. В-третьих, следует разобраться, насколько эффективны собственные коммуникативные навыки малыша. Если он не умеет обозначить, что ему нравится, а что нет, не знает, как настоять на своем или привлечь к себе внимание, не понимает, как вести себя, если одногруппник отобрал у него игрушку или ударил его машинкой по голове, кроху рано или поздно начинают переполнять негативные эмоции, с которыми справиться не получается. И он начинает часто болеть. Спросите у воспитателей, как ваш ребенок проводит время в саду: играет с другими детьми в общие игры или предпочитает сидеть в своем уголке один? В последнем случае можно заподозрить нарушение коммуникативных способностей. И в-четвертых: важно учесть индивидуальную способность малыша переживать тяжелые эмоции. О том, что некая скрытая проблема существует, можно догадаться по нескольким признакам. Некоторые дети рисуют страшные картинки, обильно используют черный цвет и мрачные тона. Другие сочиняют сказки про жестоких или несчастных героев или все время проигрывают один и тот же безрадостный сюжет в своих играх. Есть малыши, которые переносят свои переживания на внешний объект. Например, они могут вдруг окружить повышенной заботой своего плюшевого мишку. При появлении второго ребенка в семье девочки, чаще чем мальчики, из-за нехватки внимания со стороны мамы начинают усиленно заботиться о маленьком братике или сестренке. Все это – способы справиться с тяжелыми переживаниями. Тогда стоит обратиться к психологу или попытаться помочь ребенку самостоятельно. Все, что вас пугает в играх, рисунках или в поведении малыша, важно с ним обговорить, а потом проиграть на игрушках, предлагая в ходе игры разные способы решения волнующей его проблемы».
Комментарии