Дети взрослеют, и прежние методы взаимодействия с ними не работают, да и привыкнуть к тому, что они выросли, не так просто. Родители часто пребывают в растерянности — как быть с ребенком, который совсем недавно не отходил ни на шаг, делился секретами, а сейчас закрывает дверь перед носом, не желает учить уроки, отговаривается.
В работах Димы Зицера – известного педагога, психолога, блогера, писателя, многодетного отца — можно найти ответ на этот вопрос. Вот его советы.
Правила для родителей
1. Не забывать о собственной жизни. Родители нередко буквально живут жизнью ребенка, забывая о личных желаниях и нуждах. Он уже самостоятельный, и самое время сделать то, что давно планировали, но откладывали, иначе есть вероятность по любому поводу придираться к ребенку. Интересная, насыщенная жизнь родителей заряжает энергией и детей. Когда они видят, как интересно живут родители, то и сами будут пытаться жить так же.
Это — не проявление эгоизма, а умение радоваться и дарить радость другим. К тому же, родители, имеющие собственные интересы, более привлекательны для детей — с ними они охотнее обсуждают что-либо, просят совета, к ним чаще прислушиваются.
2. Гасить лишние эмоции. Педагог советует каждый раз делать глубокий вдох перед тем, как начать диалог с подростком, чтобы дать себе несколько секунд «на подготовку». Взвинченность порождает такую же реакцию в ответ, поэтому «Спокойствие, только спокойствие…». Можно сделать ещё и пару глотков воды и затем — вдох-выдох.
3. Спокойно принимать изменения ребенка. Подростки, как известно, чрезвычайно ранимы и чувствительны, и родителям стоит это учитывать: избегать приказного тона, грубости, ультиматумов и жестких ограничений. Неадекватная реакция взрослых на поступки и настроение подростка усугубляет его протестное поведение и может закрепить эту негативную схему.
К сожалению, многие родители считают, что подростковый возраст требует усиленного контроля, но это неверное суждение. Лучше «отпускать ребенка в свое плавание», предоставляя ему уникальную возможность «пробовать этот мир на вкус». Это выражается в разных действиях: спектакли, путешествия, впечатления, знакомство с другими людьми, новые сферы деятельности.
4. Не оставлять без внимания просьбы ребенка. Нужно по возможности удовлетворять их. Обсуждайте возможности, альтернативы, последствия желаний. В этом возрасте не только нет мелочей, но и велика потребность в родительской поддержке.
Комментарии