Для того чтобы в 2 года вы могли гордиться своим говорящим ребенком, нужно задуматься об этом уже сейчас. Те рекомендации, которые мы дадим сегодня, — это, конечно, не все, что необходимо малышу для того, чтобы заговорить вовремя, но овладев этими навыками, вы заложите хорошую базу для дальнейшего развития речи. Самое важное, о чем нужно помнить всегда — при общении с ребенком будьте с ним в постоянном диалоге. С самого раннего возраста малыш может ответить вам звуком, жестом, действием, мимикой.
Рекомендации данной статьи рассчитаны на родителей детей от 0 до 2-3-летнего возраста, так как развитие артикуляционного аппарата ребенка как инструмента для будущей речи начинается с самого рождения.
Новорожденный малыш при близком контакте «лицом к лицу» фиксирует свое внимание на вашей артикуляции, соотносит ее со звуками и пытается повторить. Эти попытки часто могут напоминать просто гримасу и не иметь ничего общего с вашей мимикой — но это очень важный этап, который заканчивается к 3-4 месяцам, когда ребенок начинает активно переворачиваться, и его увлекают уже совсем другие предметы.
Почему же в прежние годы не было необходимости обращать внимание родителей на столь ранний период в развитии речи у малышей? Дело в том, что в последнее время появилось много вещей, которые облегчают нашу жизнь и уход за ребенком, но при этом не дают развиваться естественным способностям детей. Плюс возросшее количество неврологии у новорожденных. Эти и другие причины приводят к задержке психоречевого развития. К сожалению, только тогда, когда в два года невролог ставит диагноз «задержка речевого развития», родители начинают бить тревогу. Если же невролог не поставил вашему ребенку этот диагноз, но малыш еще не говорит предложениями типа «Мама, пойдем домой, я не хочу больше гулять», то это тоже повод для того, чтобы активизировать занятия, развивающие речь.
Речь как высшая произвольная функция не может развиваться без базовых произвольных функций, поэтому не забудьте о своевременном приучении ребенка к горшку, самостоятельной еде, играм («сорока-ворона», «ш-и-и-и полетели…», «ку-ку» и подобным), в которые во времена наших бабушек все дети играли очень хорошо. Не оставьте без внимания такие навыки ребенка, как:
уметь аккуратно есть с ложки и с вилки;
жевать твердую пишу с закрытым ртом;
пить из чашки, пить через трубочку;
аккуратно, под контролем взрослого, съедать сливу, вишню и выплевывать косточку;
уметь сморкаться каждой ноздрей;
уметь тщательно полоскать рот и выплевывать воду (в качестве игры выплевывать воду по-разному — «водопад», «фонтан», «дождь»);
уметь чистить зубы;
уметь полоскать горло (к трем годам, после того, как научились полоскать рот). Полоскать горло, особенно живя в мегаполисе, нужно так же часто, как чистить зубы, и той же водой, которой вы полощете рот — это хорошая профилактика респираторных заболеваний.
Этими навыками здоровый ребенок может овладеть к 1,5-2 годам — а значит, родители должны помочь ему в этом. Навыки эти не появляются сами по себе — ребенка им нужно учить, набравшись терпения. Так, когда в 9 месяцев малыш захочет взять в руки ложку, терпеливо отнеситесь с разлитому супу и размазанной каше, а чуть позже или чуть раньше — разлитой воде в ванной и на кухне.
Литературы по артикуляционной гимнастике сейчас издается очень много. В основном это по-разному описанный один и тот же комплекс упражнений. Мы взяли за основу статью В.Костыгиной «Артикуляционная гимнастика». Как артикуляционную гимнастику этот комплекс упражнений обычно рекомендуют детям старше 2 лет, но, просмотрев его, вы заметите, что и более младший ребенок справится со многими из предложенных упражнений.
Для начала предлагаем родителям внимательно ознакомиться со всеми упражнениями и самостоятельно проделать весь этот комплекс. Делайте упражнения с хорошей амплитудой, фиксируя внимание на напрягающихся мышцах. Поймите, почему упражнения имеют такие называния. Может быть, исходя из вашего удобства и семейных традиций, некоторые из них вы переименуете. Это необходимо для того, чтобы вам легче было объяснить ребенку, чего именно вы от него хотите. Если же вы наберетесь терпения и сами будете проделывать этот комплекс каждый день, то для вас, взрослых, он станет хорошей профилактикой возникновения морщин, появления второго подбородка и храпа.
Родители новорожденного малыша, играя с ним, могут показывать ему все упражнения этого комплекса, сопровождая их определенными звуками. Активно осваивать с ребенком артикуляционные упражнения можно уже с 6-7 месяцев.
Упражнения «Месим тесто», «Чашечка», «Киска», «Индюки болтают» ребенок будет охотно повторять за вами, подражая вашей мимике. И видя радость на вашем лице, когда у него получается это сделать хорошо, он будет повторять это с еще большим удовольствием. Не забудьте продемонстрировать ваши успехи папе, бабушке. Не стоит думать, что, научив ребенка делать эти упражнения, вы решаете только проблему артикуляции. В первую очередь вы добиваетесь от малыша произвольности выполнения тех или иных действий и тренируете сложные связи между артикуляцией и теми структурами головного мозга, которые ответственны за будущую речь. Ребенок слышит ваш голос, понимает данное ему задание, перерабатывает эту информацию и дает вам правильный артикуляционный ответ.
Такие упражнения, как «Блинчик», «Часики», «Вкусное варенье», облизать верхнюю губу, облизать нижнюю губу по часовой стрелке и против часовой стрелки удобно выполнять в ванной с использованием душа. Попросив ребенка положить на нижнюю губу расслабленный язык, можно аккуратно полить его душем. Тем самым вы объясните малышу, в каком положении должен быть язык, чтобы вода не попадала в рот, и одновременно сделаете ему легкий массаж. Следить нужно за тем, чтобы язык действительно был расслабленным, лежал симметрично относительно центральной линии лица и был как можно дольше неподвижным. Облизывать губы тоже удобнее в ванной — в этом случае у ребенка не формируется привычка облизывать губы за столом или на улице, а вода смоет следы слюны, которые остались на губах, и у малыша не возникнет раздражения вокруг рта.
Выполнение упражнения «Окошко» можно объединить с протяжным произнесением звука «а-а-а» и впоследствии показать ребенку, как, вытянув губы, мы из «а» получим звук «у». Произнесение звукосочетаний «ау» и «уа» с выраженной артикуляцией является еще одним упражнением. Его можно превратить в игру. Вы говорите ребенку: «Ау!». Он вам отвечает: «Уа!». И наоборот. К звуковым артикуляционным упражнениям также относится упражнение «Пароход гудит». Может быть, у вас оно будет называться «Пылесос».
Хорошо, если вы с ребенком будете петь песенки, заменяя обычные слова слогами «та-та-та» и «ля-ля-ля». Тем самым вы будете тренировать у малыша правильное положение языка, которое потом поможет ему в произнесении звука «р». Упражнение «Барабанщик» также направлено на тренировку этого навыка. Лучше всего дети делают это упражнение, подражая звуку отбойного молотка. Не упустите возможность потренироваться, услышав на улице характерный звук.
После того, как ребенок научился выполнять упражнения «Дудочка» и «Заборчик», их можно соединить в одно: губы вытянуть — губы растянуть в улыбке, зубы сжаты, и так повторять несколько раз достаточно ритмично.
Для освоения упражнения «Слоник пьет» можно предложить ребенку выпить чай из блюдца (не через край, а из серединки). Упражнение «Качели» очень легко объяснить ребенку, если попросить его показать сначала верхние зубки, а потом нижние, но не руками, а… язычком. Нет такого ребенка, который не любил бы хлопать по надутым папиным щекам. То же самое можно делать по очереди. У вас получится упражнение «Шарик».
Упражнения «Маляр», «Грибочек», «Лошадка», «Гармошка» помогают ребенку растянуть подъязычную уздечку. Эти упражнения довольно сложны в объяснении, но, как правило, все дети умеют их делать, если родители им это показывают, играя в «лошадку», т.к. звук в этих упражнениях для детей очень привлекательный.
Некоторые артикуляционные упражнения можно традиционно связать с ежедневными процедурами: умываемся, чистим зубы, стучим в дверь… Например, упражнение «Чистим зубки» логично соединить с собственно чисткой зубов. После того, как малыш почистил зубы, попросите его проверить, какие они у него теперь чистые — не только с внутренней стороны, но и с внешней, сначала верхние слева направо, справа налево, потом нижние точно так же. Упражнение «Орешки» дети охотно выполняют перед тем, как получить что-нибудь вкусненькое, если у них спросить: куда ты сейчас спрячешь конфетку? Хорошим упражнением будет для ребенка слизать капельку варенья со дна чашки, если, конечно, чашку подобрать по размеру так, чтобы ребенок смог дотянуться до дна языком.
Мы умышленно не ранжировали упражнения по уровню сложности. В зависимости от особенностей ребенка и его собственного опыта некоторые, казалось бы, трудные упражнения он может начать делать очень рано, непроизвольным образом. Не упустите момент, зафиксируйте на этом внимание малыша и введите их в повседневную практику. Все артикуляционные упражнения по мере их освоения должны выполняться каждый день 3-4 раза в игровой форме.
Комментарии