ЭТИ ДЕТИ НИКОГДА НЕ ШУМЯТ, НЕ УСТРАИВАЮТ ИСТЕРИК И УЖ ТЕМ БОЛЕЕ НЕ ДЕРУТСЯ В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ. ОНИ ПОКЛАДИСТЫЕ И ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ. ОНИ НЕ ТОРОПЯТСЯ ПРИНИМАТЬ УЧАСТИЕ В БУРНЫХ ЗАБАВАХ – ЛУЧШЕ ПОНАБЛЮДАЮТ ЗА НИМИ СТОРОНЫ. И ЧАЩЕ ВСЕГО ОНИ ЗНАЮТ ОТВЕТЫ НА ВСЕ ВОПРОСЫ, КОТОРЫЕ ЗАДАЮТ ДЕТЯМ В ИХ ВОЗРАСТЕ, НО, КОГДА ПОЯВЛЯЕТСЯ ВОЗМОЖНОСТЬ БЛЕСНУТЬ ЗНАНИЯМИ, ПОЧЕМУ-ТО МОЛЧАТ… ТАКОЕ ПОВЕДЕНИЕ – НЕ ВЫСОКОМЕРИЕ ИЛИ ЖЕЛАНИЕ ПОКАЗАТЬ СЕБЯ В ЛУЧШЕМ СВЕТЕ, А ВСЕГО ЛИШЬ СЛЕДСТВИЕ ЧРЕЗМЕРНОЙ ЗАСТЕНЧИВОСТИ.
Тамара Дорохова, к.м.н., врач-психотерапевт, психиатр
Застенчивость, стеснительность, робость – все, кому знакомы подобные ощущения, вряд ли смогут описать их одним словом. Неловкость? Стыд? Тревога? Боязнь? Растерянность? Да все это, вместе! И, казалось бы, откуда таким чувствам взяться у малышей, которым и стыдиться, и бояться-то нечего? Тем не менее, первые признаки застенчивости у крохи можно заметить очень рано – тогда, когда он еще столбиком «стоит» на руках у родителей. Есть детки, которые словно обезьянки цепляются за маму, пряча лицо при столкновениях с чужими людьми, необычными явлениями и даже предметами. Проявиться признаки застенчивости у детей могут и после полугода. Например, когда к малышу доброжелательно обращаются посторонние люди, он волнуется или даже пугается. Не стоит беспокоиться – в этом возрасте такое поведение вполне нормально. Вопрос в том, на какое время застенчивость останется вместе с ребенком?
НА ЛИЦЕ НАПИСАНО
Очень важно не путать стеснительность с воспитанностью ребенка, его «корректностью» и способностью «критично» воспринимать ситуацию. Воспитанные дети тоже мягки и уступчивы. Они не стремятся любой ценой оказаться в центре внимания, могут быть молчаливыми и умеют проводить время в одиночестве. Но в то же время при обращении к ним, легко идут на контакт, и когда понадобится, скажут твердое «нет», смогут защитить себя. Тогда что же такое детская застенчивость?
Ее признаками могут быть:
трудности в коммуникации (ребенок стесняется начать или поддержать беседу, на заданные вопросы отвечает с видимым принуждением, сам вопросов не задает, не хочет или не может свободно излагать свою точку зрения);
скованность и зажатость при общении с другими людьми (как со взрослыми, так и со сверстниками);
молчание или односложные фразы в разговоре (не хочу, не буду, не пойду). В иных ситуациях у малыша может даже поменяться речь: она становится нечеткой, дрожащей, в ней заметны элементы заикания;
постоянное цепляние за старшего (родителей, бабушку, няню);
пугливость (ребенок опускает голову, прячет лицо, смотрит не в глаза, а в пол);
чрезмерная обидчивость.
Могут наблюдаться и внешние проявления сильного эмоционального напряжения: покраснение, испарина, повышенная потливость, подрагивание пальцев, тихий голос, ерзанье на стуле и т.д.
Но на самом деле, проблема не столько в самой застенчивости, сколько в степени ее выраженности. Ведь именно максимальные ее проявления могут создать подрастающему человечку проблемы в будущем.
АНАЛИЗИРУЯ ПРИЧИНЫ РАЗВИТИЯ ЗАСТЕНЧИВОСТИ, ПСИХОЛОГИ СОВЕТУЮТ ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ, В ТОМ ЧИСЛЕ, И НА ТЕМПЕРАМЕНТ РЕБЕНКА! СЧИТАЕТСЯ, ЧТО СТЕСНИТЕЛЬНЫЕ САНГВИНИКИ И ХОЛЕРИКИ ВСТРЕЧАЮТСЯ КУДА РЕЖЕ, ЧЕМ РОБКИЕ ФЛЕГМАТИКИ И МЕЛАНХОЛИКИ.
СЕМЕЙНЫЙ ПОРТРЕТ
Когда ребенок приходит в этот мир у него не развито чувство понимания своего «я»: кто он? И отношение к нему родителей (или фигур, замещающих родителей) дает возможность сформироваться внутри у него такого понимания. Манера общения родителей с детьми, тип воспитания, принятый в семье, может спровоцировать развитие застенчивости у малыша.
Психологи выделяют 4 типа воспитания:
1. Авторитарный. Это тот тип воспитания, когда родители заставляют ребенка выполнять некие требования, не всегда соотносимые с его возрастом и развитием. Авторитаризм, полностью отрицающий потребности ребенка, может привести к развитию застенчивости. Тут нужно понимать, что застенчивость можно развить и воспитать в ребенке. И воспитать настолько, что из привычки она станет чертой характера. У ребенка формируется ощущение, что они ничего не способен сделать сам, и мир для него опасен. Он понимает: что бы он ни сделал, это всегда будет недостаточно идеально, не достаточно хорошо для родителей. Тогда он будет избегать ситуаций, в которых может испытать тревогу, страх, насилие или реальную опасность. Самое печальное, что родители, культивирующие такой тип воспитания, искренне желают добра своим детям. Именно поэтому они настойчивы в своих запросах и требованиях к ребенку, потому что полагают, что должны научить ребенка чему-то очень важному. Например, в год – читать и завязывать шнурки. С одной стороны, это забота о ребенке, а с другой – скрытая потребность родителя получить от него то, что ему самому не хватает. Чаще всего это неуверенный в себе родитель, который не достиг чего-то в жизни, который использует ребенка как средство для демонстрации себя («Посмотрите, какой он у нас гениальный и талантливый!»).
2. Либеральный (его еще называют демократическим или попустительствующим) – это тип воспитания, при котором родители дают ребенку возможность делать все, что он считает необходимым. На самом деле, поскольку ребенок очень мал, он в глубине души осознает опасность внешнего мира и нуждается в поддержке (а порой и в жестком ограничении своих действий). И то, что родители понимают, как уважение и любовь к ребенку, на самом деле воспринимается им самим как отсутствие и любви, и заботы. И этот вид воспитания может развить симптомы застенчивости. Зная о том, что «туда ходить нельзя», малыш все-таки идет и действительно попадает в очень серьезные ситуации, получая опыт, что мир для него крайне опасен. А все потому, что нет навыков, ведь родители не показали, как с этими опасностями справляться.
3. Авторитетный тип воспитания – тот, когда родитель ребенку спокойно говорит: «Я тебя научу». Этот родитель очень внимателен к своему чаду. В самом начале, когда малыш на руках матери впервые проявляет тревогу, она ему отвечает – «все нормально», «ты в порядке», «я тебя поддержу». Такие родители очень внимательны и наблюдают за развитием ребенка, они никогда не заставят его делать то, что ему не под силу. Им не придет в голову учить его читать или считать с пеленок. Они будут учить его первичным навыкам нахождения в мире. Они научат его справляться с эмоциями. Такие родители – это уверенные в себе люди – хорошо проведут своего детеныша по этому пути.
4. Воспитание по типу двойной связи – самый опасный тип воспитания, когда «попустительствующая» манера в какой-то мере сочетается с авторитарной («Ты туда сходи, сделай это, а я за это тебя накажу, или унижу, или обсмею»). При таком общении с родителями у ребенка невероятно высок уровень тревоги. С одной – стороны побуждение, с другой – страх, что его никто никогда не поддержит, что мир опасен, что если он, рискуя, все-таки пойдет туда, то все равно все итог будет плачевным. За этим последует решение: «Я начну избегать любых контактов», которое на начальном этапе будет выглядеть как застенчивость. Бесконечная тревога, которая отбирает у ребенка огромное количество сил, не оставляет ему энергии для действий, движений. Такой ребенок постоянно подвержен апатии. И уж тем более он никогда не будет принимать на себя ответственность за свои решения, поступки. Скорее всего, здесь компенсаторно в такой ситуации сработает обвиняющая позиция: «Виноваты все, но не я. Это сегодня погода такая! Не так на меня посмотрели, а так бы я все сделал отлично».
СЛЕДСТВИЯ ВЕДУТ…
Пока кроха мал, его робость может не доставлять особых проблем. Не любит ходить в детский сад? Ну а кто любит? Не страшно! Другое дело – школа… Застенчивый ребенок в классе может стать настоящим козлом отпущения. Почему? Он «закрыт» и постоянно находится в эмоциональном напряжении, а значит, молчит, не показывает своих эмоций, ничего не рассказывает о себе. В такой ситуации он становится источником тревоги для других детей, и невольно будет провоцировать к себе агрессивное отношение.
Другой вариант, в котором могут проигрывать застенчивые дети – это устные предметы, на которых нужно много говорить и быть в центре внимания. Хорошо, если такой ученик найдет в себе силы, чтобы наверстывать промахи публичных выступлений в письменных работах. Учителя будут понимать, в чем здесь дело, станут поддерживать и стимулировать его. Но велика вероятность того, что ребенок слишком глубоко уйдет в себя и будет избегать школы.
ЧАСТО ЗАСТЕНЧИВОСТЬ В ДЕТСКОМ ХАРАКТЕРЕ СОСЕДСТВУЕТ СО СКРЫТНОСТЬЮ. ОБЩАЙТЕСЬ С ДРУГИМИ РОДИТЕЛЯМИ, ИНТЕРЕСУЙТЕСЬ У ПЕДАГОГОВ, КАК ОБСТОЯТ ДЕЛА У РЕБЕНКА В ДЕТСКОМ САДУ ИЛИ ШКОЛЕ, ЧТОБЫ ИЗБЕЖАТЬ НЕПРИЯТНЫХ ОТКРЫТИЙ.
И самое страшное для застенчивых детей – это подростковый период. У них накапливается с раннего возраста, сжимаясь, как пружина, агрессия. В один момент эту плотину прорывает, и родители получают бунтующего подростка. Заступая раз за разом за границы дозволенности, с одной стороны, он пугается, но с другой, получает некую власть над родителями, над ровесниками, над учителями, а попадая в «плохие» компании, получает подтверждение своей значимости, потому что признается там как человек со «своими», разрушительными и деструктивными, действиями.
Наконец, нужно заметить, что современная жизнь диктует жесткие требования: когда нужно уметь постоянно договариваться и громко заявлять о себе, молчание уже не в почете. Да, застенчивые дети могут быть очень прилежными, умными, способными и даже одаренными. Но из-за трудностей в коммуникации им гораздо сложнее проявить инициативу и показать свою индивидуальность, чем активным, общительным и более напористым сверстникам. Достаточно причин для того, чтобы «поработать» над детской застенчивостью, не правда ли?
ЭЙ, НЕ РОБЕЙ!
Прежде всего, запасайтесь терпением: за неделю и даже за месяц с застенчивостью не справиться. Вы должны давать себе задания каждый день, выходя на улицу, отводя малыша в детский сад, приходя в гости или оправляясь в цирк. Осторожно и поступательно вводите малыша в большой мир, говоря «делай, как я!». Основным критерием ваших действий должно быть его душевное состояние: как он выдерживает предложенные условия, насколько ему комфортно при этом.
Когда вы приводите застенчивого ребенка в детский сад или школу, обязательно предупредите об этой психологической особенности воспитателя или учителя, и посоветуйтесь, как ввести его в коллектив. Расскажите, как вы справляетесь с детской застенчивостью, какие у вас есть наработки, что вам помогает. Нельзя требовать от педагога решения этой проблемы, нужно пригласить его в свою команду. Если вы будете действовать сообща, то быстрее справитесь с его робостью, а ребенок, почувствовав себя в безопасности, скорее раскрепостится.
3 «НЕЛЬЗЯ»
* Навешивать ярлыки. Не нужно лишний раз подчеркивать застенчивость малыша для окружающих («Не обращайте внимания, он у нас ни с кем не здоровается: такой стеснительный!»), словно извиняясь за нее. Равно как не следует и принижать – намеренно или нет – его достоинства («Уже пять лет, а все чужих боится»). Вместо этого указывайте на сильные стороны его личности, аккуратно пользуйтесь словами, подчеркивающими положительные стороны его поведения (не «стесняется», а действует «осторожно» или «осмотрительно»). Обращайте внимание на моменты, когда он общителен и открыт, а те, когда он ведет себя застенчиво, поскорее забывайте.
*Устраивать публичную порку. Все спорные и конфликтные инциденты, которые возникают у вас с ребенком, нельзя разбирать прилюдно. Стыдить, журить, если малыш что-то натворил, читать наставления, поучать – все это тоже нужно делать тет-а-тет. Даже если вы хотите заняться воспитанием в «тот самый момент», лучше отойти в сторонку или даже пошептаться. Главное – избавить застенчивого малыша от дополнительного стресса.
* Сравнивать. Избегайте сравнений своего ребенка с кем-либо (братьями-сестрами, детьми знакомых, одногруппниками в детском саду) не в лучшую сторону. Не подчеркивайте его неудачи, ошибки и слабости в коммуникации. Изречения вроде «Максиму уже третий раз на утренниках главную роль дают, а у тебя до сих пор – три строчки! Пока не попросишь, рот не откроешь» – будут очень обидными для малыша. От такой жесткой «мотивации» самооценка и уверенность в себе у него легко упадут до нуля.
5 «НУЖНО»
* Делиться опытом. Наверняка, были ситуации, когда у вас дрожали руки, сбивалось дыхание, а живот сводило от волнения – иными словами, вы стеснялись? Поделитесь воспоминаниями о своих переживаниях. Скажите, что стеснительность – это естественное чувство, с которым при желании можно легко справиться. Подавайте пример: спрашивайте у прохожих время или дорогу к магазину. Малыш должен видеть, что свободное общение с незнакомыми людьми – это нормально и не так уж страшно.
* Укреплять у ребенка веру в себя. Постарайтесь сформировать у него чувство собственного достоинства: поменьше ругайте за неудачи и побольше хвалите за достижения («У тебя все получится», «Ты хорошо очень хорошо подготовлен», «Ты самый ловкий и спортивный»).
* Оказывать поддержку. Застенчивый ребенок очень нуждается в чувстве безопасности. Дайте ему уверенность в том, что вы всегда будете рядом, когда понадобится помощь. Входя в комнату, полную народа, не выталкивайте его вперед и не оставляйте в одиночестве. Напротив, держите за руку, пока он не почувствует себя в своей тарелке, и сам не отпустит вас. На детской площадке сами заводите разговор с другими малышами и их родителями: через некоторое время ваше чадо вас с радостью поддержит!
* Расширять кругозор. Поощряйте совместные игры и походы гости, сами приглашайте друзей, устраивайте совместные вылазки на природу. Не требуйте от маленького ребенка немедленного включения в диалог или игру – дайте ему время освоиться и привыкнуть к новой обстановке, но постепенно «раздвигайте» границы общения.
* Обратиться к специалисту. Если вы видите, что у вас ничего не получается, и застенчивость продолжает набирать обороты, обратитесь к детскому психологу. Он поможет определить, что скрывается за детской робостью, позанимается с ребенком индивидуально или посоветует походить на специальные занятия. Не стоит жалеть на эту работу времени и сил: часто на работу по раскрепощению приходится тратить столько же времени, сколько застенчивость формировалась.
СПРАВИТЬСЯ ИГРАЮЧИ
Преодолеть детскую зажатость и нерешительность поможет игровая терапия. Предлагаем несколько игр, направленных на коррекцию застенчивого поведения малыша: они научат его свободно выражать эмоции и озвучивать свое мнение, общаться, импровизировать и снимать физическое напряжение.
* «Давай поговорим!»
Предложите ребенку: «Давай поговорим? Я бы хотел стать волшебником (дрессировщиком, Фантомасом, дворником)!». «Почему?», — спросит кроха. Ответьте на все его вопросы, а потом ненавязчиво задайте свои.
* «Рычи, лев, рычи!»
Упражнение можно выполнять как с одним ребенком, так и с группой детей. Скажите: «Мы – стая львов! Устроим соревнование: кто громче всех рычит?». По команде («Рычи, лев, рычи!») дети должны будут громко зарычать. Тот, чей рык был слышен лучше других, побеждает.
* «Пойми меня!»
Запаситесь сборником стихов Агнии Барто («Бычок», «Мишка», «Мячик», «Зайка» и др.). Строчку за строчкой читайте стихотворение, а ребенок должен мимикой и жестами иллюстрировать описываемые события, действия и эмоции.
* «Чья походка?»
По очереди имитируйте, как ходит: годовалый малыш, старушка, кошка или собака, акробат в цирке и т.п. Сначала потренируйтесь перед зеркалом, а потом играйте на «угадывания».
* «Преображение»
Замкнутость и зажатость можно обхитрить, если дать ребенку возможность выразить себя, выдав за кого-то другого. Сделайте сами или купите несколько масок (животных, любимых персонажей мультфильмов, супергероев). Пусть малыш выберет маску, придумает себе имя, род занятий. Покажите ему, как можно говорить «чужим» голосом, и начинайте вместе «рассказывать» историю.
С чего начинается общительность
С первых месяцев жизни ваш малыш проявляет бурную радость при виде сверстников и детей постарше. Он тянет ручки, улыбается, всем своим видом давая понять, что время, проведенное вместе с братиком или приятелями по прогулкам, он предпочитает всем остальным удовольствиям. Наверняка вас радует столь рано проявившаяся общительность. Но значит ли это, что впоследствии ваш ребенок будет так же открыт к общению? Читайте также
Стеснительный ребенок
В детском саду или на игровой площадке ваш малыш держится в стороне от других детей и не хочет играть с ними. Когда приходят гости, он старается не приближаться и не отвечает на вопросы словоохотливых и улыбчивых визитеров. Такое впечатление, что в присутствии малознакомых людей он старается вести себя как можно тише и незаметнее. Что мешает малышу свободно общаться с детьми и взрослыми? Почему ему трудно вести себя непринужденно и спонтанно? Как помочь ребенку преодолеть затруднения в выражении чувств?
Комментарии