«Сдали ребенка и забыли о нем до вечера, – в сердцах сказала о ком-то из родителей воспитательница нашей группы, – лишний раз не поинтересуются, как сын, есть ли проблемы, родительские собрания игнорируют». Увы, плотная занятость, долгий рабочий день, дорожные пробки часто приводят к тому, что мамам и папам некогда поинтересоваться делами своего детсадовца или школьника, если только это не «что вам давали на обед?» и «сделаны ли уроки?»
Получается родительское участие в огромном куске социальной жизни детей – пассивное. И если в начальной школе взрослые еще обеспокоены новой обстановкой, в которой предстоит учиться детям, то, чем старше класс, тем больше родители уповают на растущую самостоятельность. Так школа постепенно становится исключительно детской заботой.
Тем временем, участие родителей в детсадовской и школьной жизни может помочь детям лучше адаптироваться к образовательной среде, повысить интерес к учебе.
Как родители могут участвовать в жизни детского сада:
— Помочь с уборкой игровой площадки, строительством ледяной горки, лабиринта, чтобы детям было интересно играть на прогулке, и у них был повод для гордости: «Эту горку мой папа построил!»;
— Благоустроить группу. Совет, скорее, для пап. Забирая ребенка вечером, оглянитесь по сторонам: может быть, вы заметите тусклый свет в раздевалке и перегоревшую лампочку, покосившуюся дверцу шкафчика (необязательно вашего шкафчика) и сможете наладить поломку. Воспитатели не всегда успевают отслеживать такие вещи, а у вас много времени такая помощь не отнимет;
— Предложить воспитателю проводить недели, когда родители могут прийти в сад и провести какие-нибудь игры с детьми, а если нет возможности, то просто написать и рассказать, в какие игры играют в семье, а воспитатели потом их проведут;
— Украсить группу к празднику. Например, сделать дома с ребенком гирлянды, снежинки, елочные украшения и отнести их в сад, чтобы ребенок чувствовал ваше общее участие и чувствовал значимость мероприятия. Если совсем нет времени, купить несколько воздушных шаров и елочную гирлянду;
— Предложить воспитателю завести традицию родительского часа Во время него вы можете рассказать малышам о какой-то профессии. Например, чтобы познакомить детей с профессией фотографа, можно прийти в садик с фотоаппаратом, показать мультфильм «Крот-фотограф», сфотографировать детей и продемонстрировать, как фотографии переписываются на компьютер. Если нет времени прийти в сад, можно подготовить рассказ о своей профессии, который прочитает воспитатель;
— Иногда подходить к воспитателю и интересоваться, как дела, не нужна ли какая-то помощь. В детском саду часто устраиваются конкурсы и выставки, принимайте в них участие! Форма участия может быть разнообразной: вы можете помочь оформить стенд, нарисовать афишу для спектакля или поучаствовать в инсценировке сказки для утренника. Не пропускайте детские утренники! Детям очень важно, что их праздники и усилия важны родителям, чтобы вы были среди зрителей!
— Интересоваться делами своего ребенка: во что любит играть, с кем из одногруппников дружит, как отвечает на занятиях. Дети дозируют информацию, а молчуны или нелюбители садика вообще предпочитают не разговаривать про него вечером, поэтому полезную информацию можно узнать от воспитателя.
Участие в школьной жизни
Участие в школьной жизни ребенка может отнимать у вас больше времени, чем вы предполагаете, однако когда родители не принимают этого участия, у большого количества детей пропадает желание учиться. Часто родители испытывают некоторое замешательство в смысле того, какие у них есть варианты, и каким образом они могут участвовать в этом процессе, либо просто не имеют необходимой информации. Поэтому советуем вам оставить время для небольшой активности в школьных делах вашего ребенка:
— Завести школьные традиции. Например, в конце учебного года скооперироваться с другими родителями и организовать поход для класса. Договориться о том, как интересно поздравлять именинников. Не стесняться предлагать идеи того, как сделать класс более сплоченным;
— Помочь с организацией праздников и конкурсов. Если у вас дома есть принтер, возможность откопировать или распечатать списки, раздаточный материал, поинтересуйтесь, возможно, это очень пригодится. Если вы умеете рисовать, делать что-то своими руками — предложите учителю помощь. К творческому процессу привлекайте и детей, так можно повысить их лояльность к учебному заведению. А, может быть, вы занимаетесь разработкой сайтов и сумеете сделать простой сайт класса;
— Сопровождать школьников на экскурсии и в театр;
— Участвовать в работе родительского комитета и посещать родительские собрания;
— Принимать участие во внеклассных мероприятиях, предложить сделать некоторые конкурсы семейными, где будут участвовать смешанные команды и детско-взрослый состав жюри. Это хорошая возможность познакомить между собой родителей одноклассников и создать в классе дружескую атмосферу;
— Если у вас интересная профессия, возможно, вы пригласите детей на экскурсию к себе на работу в рамках познавательной беседы о профессиях;
— Придумать и обсудить с учителем школьный проект, который дети могут делать вместе с родителями.
Все перечисленные пункты не могут быть принудительными. Желание быть сопричастным к жизни ребенка в детском саду или школе — всегда акт доброй воли. Но это тот случай, когда инициатива имеет большое значение не только для детей, но и для взрослых. Помогая, они становятся видимой частью детской жизни, которая происходит, когда родители уходят на работу.
Комментарии