Правила и нормы играют важную роль в жизни человека: обеспечивают порядок, безопасность и справедливость, устанавливают границы допустимого поведения и помогают взаимодействовать с окружающими.
Дети зорко наблюдают, как ведут себя не только родители, но и окружающие – если правила игнорируются, и ничего плохого в этот момент не происходит, то они ставят под сомнение эти требования: «Почему всем можно, а мне нельзя?».
Примеров масса:
дети в зоопарке кормят животных, хотя это запрещено;
в автобусе молодые люди не уступают место пожилым и инвалидам;
соседские дети гладят бродячую собаку;
ребята во дворе используют нецензурную лексику.
Любое правило формируется постепенно и не работает, если ребёнок не понимает, зачем это делается. Правила нужно объяснять, чтобы ребёнок осознал, что они справедливы, что нужны ему. Так, мы не воруем в магазинах не потому, что нас могут поймать и наказать, а потому что это неправильно: работники магазина будут вынуждены заплатить за недостачу. Воровать – нельзя, это аморально.
Ребенка необходимо учить не только уважению к чужой собственности, но и бдительности, рассказывать о людях, которые не считают чужое неприкосновенным.
Если другие не соблюдают …
Люди не соблюдают правила по разным причинам, и этот вопрос тоже надо обсудить с детьми:
они не знают, как нужно себя вести, но мы с тобой знаем;
они не воспитаны и не культурны, их плохо воспитали в детстве, но ты не такой;
возможно, у человека проблемы со здоровьем, поэтому он не уступает место пожилым.
Понятно, что вмешиваться и учить других не стоит, потому что это невежливо. Просто сами ведём себя правильно.
Комментарии