Жизнь мамы наполнена заботами. Она всегда готова помочь, поддержать и прийти на помощь в трудную минуту. Visa знает, что иногда быть мамой непросто, и стремится поддержать каждую из ее маленьких побед! Это может быть хитрый способ вовремя уложить детей спать, возможность уделить время себе, быстро расправившись с делами. В специальном проекте «Мои победы» мы делимся советами детских психологов, а также полезными лайфхаками, которые помогут сделать будни мам немного проще и послужат вдохновением для новых идей.
«Главное — режим!» — говорили мама и пожилой участковый педиатр сразу же после роддома. Однако в последнее время есть, спать и гулять по часам стало немного несовременным, и родители пустились во все тяжкие: кормление по требованию, сон по желанию, а еще гости, концерты, поездки за границу. Какой уж там режим, когда в жизни столько интересного?
Для чего нужно придерживаться режима дня?
Ребенку: для того, чтобы легче переключаться с одного вида деятельности на другой, а еще для того, чтобы успевать восстанавливать силы и экономить энергию. Ведь если после обеда всегда идет сон, а после уроков — прогулка, если пробуждение всегда наступает примерно в одно и то же время, организм заранее как бы готовится к следующему этапу, а значит, сил тратится меньше. Для каждого человека существует оптимальный режим, который подсказывает интуиция и самочувствие.
Маме: для того, чтобы иметь возможность для отдыха. Постоянное напоминание о том, что пора спать или обедать, уговоры пойти на прогулку или вернуться с прогулки утомляют не только саму маму, но и ребенка, да и всю семью тоже. Приучая к режиму дня, родители экономят массу энергии, которую можно потратить на игры и общение с ребенком.
Есть и физиологические возрастные потребности: например, детям в возрасте трех лет рекомендуется спать 13 часов в сутки (10–11 часов ночью и 2–3 часа днем), а детям от трех до пяти необходимо не меньше 10 часов ночного и двух часов дневного сна, а также четырехразовое питание. У младшеклассников (и не только) уроки должны перемежаться прогулками, продолжительность которых — не меньше четверти длительности уроков.
В чем польза режима дня?
— Ребенок, который засыпает, ест, играет, учится и гуляет в одно и то же время, как правило, в целом спокойнее.
— Укладывание спать в одно и то же время приводит к тому, что он быстро и без труда засыпает, а значит, полностью восстанавливает силы.
— Завтрак, обед и ужин, которые проходят в привычное время, лучше усваиваются, потому что желудок тоже любит режим и в нужный момент вырабатывает желудочный сок.
— Ребенок учится ориентироваться во времени, определять по ощущениям временные промежутки. Это пригодится не только в школе, но и во взрослой жизни в целом.
— Споры на тему «посмотреть мультик еще пять минут» или «пройти еще два уровня», с которыми неизбежно придется столкнуться, будут проходить легче. Поможет привычка не «застревать» на чем-то одном подолгу.
— Наконец, постоянная и неизменная последовательность действий действует на ребенка успокаивающе, удовлетворяет его потребность в безопасности. Ведь он живет в большом, пугающем и непонятном мире взрослых, где каждый островок постоянства — например, мультфильм в 9 вечера или стакан теплого молока перед сном — помогает чувствовать себя увереннее. Многие родители замечают, что скандальный ребенок, которого дома невозможно заставить лечь спать вовремя или съесть обед, в детском саду вдруг становится примерным и послушным. Во многом это заслуга «железного» детсадовского режима, который успокаивает и помогает справиться с собственными эмоциями.
«Режим дня должен учитывать так называемые циркадные биоритмы — изменение возможностей организма на протяжении суток. Если это сделано, то постепенно у человека вырабатывается динамический стереотип — когда мы выполняем действия, следующие одно за другим, автоматически, не замечая их. Именно благодаря динамическому стереотипу у людей формируются навыки, умения и привычки» (Алла Баркан, д-р мед. наук, магистр философии, профессор, автор книг «Плохие привычки хороших детей», «Современный дошкольник», «Ребенку хорошо в детском саду» и др.).
Когда можно нарушать режим дня?
Вообще-то лучше этого не делать, особенно у школьников. Сегодняшние учебные нагрузки таковы, что продуманный, оптимально выбранный режим становится чуть ли не единственным спасением от «перегрева» организма. Многие родители не придают значения небольшому недосыпу, слишком долгому сидению у телевизора, отсутствию прогулок и ночному корпению над тетрадками. А на самом деле от всего этого ребенок быстро устает, становится рассеянным, ничего не успевает, появляются головные боли, снижается настроение и вообще исчезает желание учиться.
Но есть ситуации, когда послабления режима вполне допустимы:
— первые два месяца жизни. В это время мама и младенец только изучают друг под друга. Ребенок постепенно встраивается в ритм жизни родителей. Именно поэтому ВОЗ рекомендует кормить новорожденных по требованию, а не по расписанию. Если родители внимательны к потребностям малыша и не нервничают, совсем скоро кормление и сон войдут в наиболее комфортный для семьи режим;
— выходные с родителями или поездка на курорт, семейный праздник или поход в лес, разумеется, меняют привычный ход событий, но лишь на короткий период (с заранее известными датами начала и окончания). В этом тоже есть свой смысл и своя польза: ребенок учится различать будни и праздники, пробует разные виды и интенсивность нагрузок.
«Сегодняшние дети — это поколение с сильной тягой к свободе и самостоятельности. Держать их в слишком жестких рамках неправильно. Когда дошкольник, увлеченный игрой с друзьями или любимым делом, в один из дней не может бросить начатое и идти обедать ровно в 12 часов дня, ничего страшного. Обед можно отодвинуть на полчаса — с хорошим настроением он затем съест мамин обед. Так что, составляя режим дня детям, обозначайте не конкретное время — «обед в 12:00», напишите: «с 12 до 12:30», а там уже посмотрите по ситуации. Однако резкое изменение режима дня может привести к ломке динамического стереотипа, и это отражается на здоровье ребенка, вплоть до развития неврозов. Поэтому, перед тем как идти в детский сад или школу, надо и дома постепенно переходить на тот режим, который предстоит соблюдать» (Алла Баркан).
Не бойтесь быть детьми! Иногда это серьезно облегчает жизнь. Например, вместо того чтобы ссориться с детьми о том, когда идти в постель, используйте их потребность в игре. Пусть укладывание спать превратится в захватывающее приключение! Как это сделать?
Комментарии