Непоседливых деток часто не заставишь задержаться за книгой и пары минут, игры для них должны быть полны движений. Когда родители хотят поделиться с чадом важной для его развития информацией, им приходится идти на уловки, подключать к упражнениям мяч, хлопки, просить ребенка отвечая топать ножками, крутится и вертеться. И это — обязательное условие любого занятия: мама и папам приходится выкручиваться в прямом смысле слова.
Активный ребенок
Занятия с непоседой: основные правила
Однако развлекая малыша подобными играми, вы не только развиваете его логические способности, но и постепенно приучаете работать по инструкции, играть по правилам, упорядочивать свою активность.
Путем постепенного включения интеллектуальных ребусов в подвижную игру и неуклонного увеличения в ней доли статических упражнений, вы незаметно для ребенка прививаете ему любовь к обучению, формируете стремление к знаниям, интеллектуальной работе.
Примерно также вы приучали малыша к новому виду пищи: постепенно добавляли новый продукт к привычному рациону. В процессе обучения ребенка правило сохраняется: на 70% игрового материала должно приходиться 30% «упражнений для ума» хотя бы в начале обучения.
В излишней подвижности, если поискать, можно найти даже свои плюсы. Маленький непоседа с удовольствием будет показывать геометрические фигуры, буквы и цифры, используя свое тело, расшифровывать ваши знаки, выполняя наглядно-действенные инструкции («принеси», «положи», «положи туда, где все игрушки», «положи туда, где игрушки начинаются на букву А»), а вместо совместного чтения участвовать в простых инсценировках.
Обыграть движением можно практически любое занятие: отработку логических приемов (классификации, обобщения, сериации, аналогии), работу по инструкции, правилам, развитие образного и абстрактного мышления, речи через знакомство со знаками, буквами, цифрами, постановки.
Главное — найти к малышу подход, понять, что ему действительно по душе, и тогда, постепенно усложняя привычную и давно полюбившуюся малышу игру, можно привнести в нее элементы любой интеллектуальной задачи.
Итак, краткие правила работы с непоседой:
стремитесь двигаться за интересом ребенка, подключитесь к тому, что ему интересно (интересно гонять голубей, гоняйте их вместе, а со временем начните их считать, сортировать по цвету, размеру и т.д.);
постепенно упорядочивайте привычную ребенку забаву, внося в нее свои правила (пару дней гоняли голубей произвольно, а потом придумали гонять их только правой рукой, на следующий день — левой);
соблюдение правил должно поощряться таким способом, каким ребенку это будет понятно. Если вы пообещаете купить машинку, ребенок с одной стороны рискует привыкнуть к торгу за желаемое, с другой стороны подвижные дети обычно имеют «короткую» память, поэтому малыш может вовсе не связать появление машинки со своими успехами в пространственном ориентировании. А вот если вы эмоционально воскликните от изумления, обнимитесь, празднуя очередную интеллектуальную победу крохи, в его памяти надолго останется «ярокорек», связывающий получение положительных эмоций с выполнением ваших поручений;
неуклонно усложняйте подвижную игру, но не перегибайте палку. Непоседливые крохи не склонны долго ломать голову над выходом из проблемной ситуации, им по душе скорый результат, поэтому столкнувшись с трудностями, разрешение которых требует многоступенчатого анализа, к которому ребенком не привык, малыш скорее всего «даст задний ход» и тут же потеряет к забаве интерес.
С чего начать обучение?
Начните тренировать своего кроху с самого пробуждения. Малыш постоянно пребывает в движении, часть которых, однако, уже упорядочена режимом.
Учтите, что если кроха не привык соблюдать режим, ему будет очень сложно в принципе осознать необходимость правил. Напротив, воспитывая в ребенке усидчивости, приучая его к организации собственного быта, вы создаете благоприятную почву для усвоения ребенком других правил.
Итак, приступаем к обучению, используя для этого режимные процедуры, в рамках которых некоторые правила для ребенка уже ясны.
С самого утра, еще находясь в постели, малыш наиболее расслаблен и склонен воспринимать новую информацию наиболее полно. Используем это время для интеллектуальной гимнастики:
Ваня (имя ребенка), поднимайся,
Вперед к ножкам наклоняйся,
Ручку влево,
Ручку вправо отводи,
Все движенья снова повтори,
И считай их: раз, два, три!
Непоседливый ребенок
Начиная каждое утро с повторения основных направлений (вперед, влево, вправо), ребенок в процессе веселой игры учится ориентироваться в пространстве собственного тела, считать движения. Если впоследствии вы предложите ему не просто отводить руки в стороны, а брать каждой игрушки, расположенные с той или иной стороны, малыш будет учиться ориентироваться в широком пространстве. Добавляя к заданиям инструкции «выбери и возьми круглый (самый маленький) предмет», «переложи только игрушки (посуду)» вы совершенствуете логические способности ребенка, знакомите его с понятием геометрическая форма, размер.
Ваня (имя ребенка), поднимайся,
Ручку вправо отводи, мячик круглый ей бери, (выбрать из игрушек круглый мячик)
Ручку влево отводи, ею куклу большую бери, (выбрать самую большую куклу)
Голову к ножкам наклони,
И назад, за спину все игрушки убери! (прячем за спину только игрушки)
Обучение игрой и стихами
Как день начнешь, такой он и будет. Привыкнув с утра задумываться над тем, куда это он потянул руку, что ей взял, куда переложил, малыш захочет продолжить веселую игру, исследуя пространство. Помогите ему закрепить полученную полезную информацию, используя различные забавы.
Говорят, во время еды играть нельзя. Согласна. А вот до нее — вполне можно себе позволить. Поручите крохе поставить салатницу в центр стола, сложите стопочкой мисочки по уменьшению/уменьшению их размера, отнести и положить недостающую вилку в левом дальнем углу, раздать кусочки хлеба собравшимся за столом, ориентируясь на возраст (рост) домочадцев (папе — самый большой, маме — поменьше, себе — самый маленький).
Впрочем, играть можно начинать уже в ванной, приводя в порядок руки перед едой. Превращая посредством рифмы обычные процедуры в волшебные, сказочные, попробуйте предложить ребенку смыть грязь с ладошек, достав мыло из мыльницы определенной рукой. Напустив в голос таинственности, обратитесь к малышу: «Эй, малой, я мыльце белоснежной чистоты, хочу, чтоб взял ручкой левой меня ты!»
А за обедом сосчитайте все кусочки сыра на блюде и попросите малыша взять тот кусочек, у которого самые крупные дырки (наибольшее их число):
Кусочки сыра, стройтесь в ряд,
Я ваш начальник, вы — отряд,
Слева направо рассчитайтесь —
Один, два, три, четыре, пять — все, вольно,
А вы, с крупными дырками, — останьтесь!
Разложите ломтики хлеба в хлебнице по уменьшению размера:
Отряд хлеба, готов для обеда?
Ну-ка, встаньте куски в ряд,
Первый — самый большой,
Второй — средний,
Третий — самый меньший из ребят.
Первый — для папы,
Второй — для мамы,
А третий — твой, крошечный, как ты, малой!
И наконец, рассортируйте на кухне продукты:
Молочные продукты сосчитай,
Пальчик на каждый загибай:
Сыр, кефир, сметана, йогурт из банана,
Творог, молоко, ряженка, яйцо,
Сколько их всего? А как же яйцо?
Правильно, не молочный продукт оно!
Веселые стишки помогут в любой ситуации. Когда ваш малыш соберется на прогулку, возьмите за правило подсказывать ему порядок действий забавным четверостишьем, в процессе которого он познакомится с понятием «размер», «который по счету», научится сравнивать, считать на пальцах:
Правой рукой бери штаны и
на ногу левую штанину натяни!
Левой рукой бери в охапку
С завязками коротенькими шапку,
Надел? А ботинки не успел?
Давай скорей, бери из ряда третий поживей,
Я зашнурую, а ты пока ищи четвертый,
Нашел, проверь, уж он не мокрый?
Вот уж парочка ботинок на твоих ногах,
А сможешь показать мне пару пальцев на своих руках?
Ну, молодец, бери теперь свое пальто,
Размером оно, видишь, меньше моего,
А у ботинок у твоих, какой размер?
Ладошкой мне его измерь,
И отпирай скорее дверь!
Полюбив выполнять веселые инструкции между делом, в рамках каждодневных режимных процедур, малыш может со временем сам предложить «потренировать» его. В это время старайтесь устроить задание таким образом, чтобы ребенок имел возможность взаимодействовать с привычными ему материалами в привычных ему ситуациях — так ему будет проще выделять признаки предметов и анализировать их.
Например, ребенок может сортировать в прихожей обувь по увеличению или уменьшению размера, формировать из ботинок ряд в определенной последовательности согласно нарисованному образцу из цветных кружочков, по аналогии (красный ботинок, черный, коричневый, и снова красный, черный, коричневый), сортировать по определенному признаку (размер, цвет, форма носика), составлять в ряд, пересчитывать и выбирать второй или девятый по счету.
Постепенно в рамках привычной игры просите ребенка присесть за стол. Чтобы «замаскировать» статику, сопровождайте ее период хлопками (так можно озвучить результат вычислений), топаньем ног (таким же сильным как топот больших папиных ботинок в прихожей или таким же тихим как топот маленьких детских босоножек), ловлей мяча (с последующим ответом на вопрос) и т.д.
Только не забудьте, что скучное занятие превращается в веселую игру ровно в тот момент, когда начинаются веселые превращения: материал для занятий — в волшебных героев, инструкции — в стихи и прибаутки, оценки — в объятия, а сам малыш — в героя и первооткрывателя!
Комментарии