Мультсериал с этим персонажем малыш готов смотреть круглые сутки, а одежду признает только с его изображением. Почему наши дети выбирают себе одного конкретного героя? И как помочь им отойти от стереотипов?
Ребенок к месту и не к месту цитирует целые диалоги из мультсериала, вся мебель в доме украшена наклейками с изображением любимого персонажа, а в трудной педагогической ситуации малыша легче всего подкупить, пообещав ему приобрести очередную фигурку супергероя или диск с его новыми приключениями…
Подобное увлечение ребенка-дошкольника многие родители считают нормальным возрастным явлением и даже находят его удобным для себя: нет, например, проблемы выбора подарка к празднику – растиражированные детские любимцы выпускаются целыми сериями, а мамы и папы легко позволяют себя убедить, что полная коллекция «юных волшебниц» или «забавных зверюшек» − это и есть то, о чем мечтает ребенок.
На самом деле семь почти одинаковых кукол нужны пятилетней девочке больше для того, чтобы похвастать в детском саду, чем для игры. Малыш вряд ли сможет разыграть целый сюжет мультика, используя «актеров» размером с мяч, поэтому нет необходимости загромождать детскую, скупая всех плюшевых смешариков. А роли друзей Маккуина могут исполнить любые машинки (может быть, придется только добавить некоторые детали – приклеить глаза из малярного скотча и придумать звучные имена). Не стоит также забывать о том, что увлечения детей редко бывают долговечными. Через несколько дней внимание ребенка может переключиться на новый объект, и вам снова придется раскошеливаться. Поэтому потребительские настроения лучше сразу взять под контроль.
АНАЛИЗИРУЙ ЭТО
Кроме скупки в магазине всех товаров, на которых красуется голова Микки-Мауса или изысканный силуэт барышни с крылышками, есть масса других способов проявить интерес к увлечениям малыша и уважение к его выбору. Для начала попробуйте предложить вместе нарисовать героя, слепить его из теста или пластилина. В процессе изображения легко выяснить, какие именно качества привлекают в этом персонаже вашего ребенка. Дополнительную информацию вы можете получить, проанализировав получившийся портрет с помощью психологической методики анализа детских рисунков. Например, длинные ресницы означают кокетство, рога, клыки и шипы – агрессию, плечи и кулаки – традиционный атрибут силы… Умение «читать» символы поможет вам начать разговор с ребенком, если он не очень готов обсуждать симпатичного ему героя. Возможно, малыш не захочет откровенничать, потому что кто-то уже посмеялся над его выбором. Большая ошибка со стороны родителей − дразнить ребенка, уверяя, что в действительности Бэтмен не существует, а Барби не смогла бы передвигаться на таких крошечных ногах. Стоит ли обижать малыша, настраивать его против себя, критикуя то, что в данный момент захватывает все его воображение? Проявите такт, ведь обсуждение героя, с которым он ассоциирует себя, многое может рассказать вам не только о вкусах вашего малыша, но и о его настроении, тревогах и мечтах.
Например, малыш хочет дружить с Лунтиком и его приятелями потому, что этот мультфильм, по сути, рассказывает об идеальном мире, в котором персонажи, с одной стороны, считаются маленькими детьми и поэтому окружены заботой и ненавязчивым вниманием взрослых, а с другой – определенной свободой и автономией: они гуляют без сопровождения родителей, придумывают самые разные игры, переживают приключения, самостоятельно решают конфликты, а сам Лунтик к тому же наделен сверхъестественными способностями, о которых мечтает каждый ребенок. Не менее привлекательна в этом отношении компания смешариков, да и у Микки-Мауса есть собственный клуб. В возрасте 3−5 лет детей уже очень интересует общение с себе подобными, и подражание героям мультфильмов, осмысление разыгранных ими ситуаций может помочь адаптироваться в детском саду, научиться знакомиться, преодолевать неизбежные трудности в общении с другими людьми. Большинству детей, безусловно, понадобится помощь заинтересованного взрослого, и не в последнюю очередь это касается выбора мультиков.
ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР
Мы порой начинаем осмысливать происходящее, когда выбор конкретного героя уже сделан. А между тем давайте проанализируем окружающую ребенка среду. Далеко не все мультфильмы, которые показывают по телевизору, полезны для малыша. Обязательно посмотрите сами то, что вы предлагаете ребенку, это не менее важно, чем попробовать еду, которую вы собираетесь ему дать и которая была приготовлена не вами. Часть продукции придется отсортировать, потому что она «не по возрасту». Иногда в мультсериалах встречается почти нецензурная лексика. И, конечно, не стоит разрешать ребенку смотреть фильм только потому, что он популярен. Решать вам! Если вы считаете, что авторы пропагандируют чуждые вам ценности или что с эстетической точки зрения данный продукт низкопробен, без колебаний отвергайте его.
ОБСУЖДЕНИЕ ГЕРОЯ, С КОТОРЫМ МАЛЫШ АССОЦИИРУЕТ СЕБЯ, МНОГОЕ МОЖЕТ РАССКАЗАТЬ ВАМ НЕ ТОЛЬКО О ВКУСАХ РЕБЕНКА, НО И О ЕГО НАСТРОЕНИИ, ТРЕВОГАХ И МЕЧТАХ.
Бывает ситуация и посложнее. Например, фильм кажется вам относительно безобидным, но вы разочарованы именно выбором ребенка, потому что хотели бы, чтобы он идентифицировал себя с другой моделью. Некоторые популярные образы действительно слишком схематичны и несут в себе упрощенное представление о мужественности и женственности. Неужели ваш сын или дочь не мог выбрать что-то более… А вот тут стоит остановиться и задать себе вопрос: какие модели я готов (или готова) предложить своему ребенку, какие качества я хочу развивать в нем, а какие черты не хочу в нем видеть, даже если общество их поощряет? Ведь давайте смотреть на вещи реально: мультфильмы из эпизодического развлечения давно превратились в важную часть жизни наших детей; по статистике, дошкольники проводят за их просмотром от 20 до 40 процентов времени!
Хотим мы этого или нет, вкусы детей формируются под влиянием бесчисленных полнометражных мультфильмов, мультсериалов, аниме, экранизированных комиксов, рекламных роликов и прочей видеопродукции. Как сократить это влияние до минимума? Ответ очевиден: реже включать телевизор, больше играть и заниматься, читать проверенные временем книжки. Чтобы выбрать из огромного количества мультфильмов то, что подходит вам и вашему ребенку, придется потратить немалые силы, чтобы «быть в теме». На самом деле в 3−6 лет ребенку большого разнообразия не требуется. Если он готов каждый вечер слушать одну и ту же сказку и хранит верность двум-трем любимым блюдам, то, скорее всего, не слишком расстроится, если вы не будете покупать новый диск с мультфильмом каждую неделю.
ПОЛЕЗНОЕ С ПРИЯТНЫМ
Если малыш определился с выбором любимого героя и этот выбор подготовлен или одобрен вами, можно начинать « использовать» это увлечение в воспитательных и развивающих целях.
Чтобы научить ребенка считать, можно придумывать необычные задачи, которые по сути будут небольшими историями о приключениях любимых персонажей. Этот прием успешно используется даже в школьных учебниках (например, в «Математике» Гейдмана). Не бойтесь неожиданных, фантастических, даже абсурдных с ситуаций: элемент игры, волшебства сделает ваши «уроки» не мене увлекательными, чем компьютерная игра. Общение с вами для ребенка пока более ценно, чем любая другая деятельность, используйте это время!
НЕ СТОИТ РАЗРЕШАТЬ РЕБЕНКУ СМОТРЕТЬ ФИЛЬМ ТОЛЬКО ПОТОМУ, ЧТО ОН ПОПУЛЯРЕН. ЕСЛИ ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЧТО АВТОРЫ ПРОПАГАНДИРУЮТ ЧУЖДЫЕ ВАМ ЦЕННОСТИ ИЛИ НАХОДИТЕ ДАННЫЙ ПРОДУКТ НИЗКОПРОБНЫМ С ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ, БЕЗ КОЛЕБАНИЙ ОТВЕРГАЙТЕ ЕГО.
Если вам иногда бывает трудно придумать сюжет или тему для рисования (лепки, кукольного спектакля, пальчиковой гимнастики), смело обращайтесь к знакомым образам. Да в любой бытовой ситуации супергерой (ну, или героиня) может прийти на помощь! «Вот такой же беспорядок был в домике у семи гномов, когда Белоснежка туда вошла. Что же она сделала? Сначала она поставила книжки на полку. Та-ак… Потом она собрала фантики от конфет. А теперь? Что она теперь сделает?» Вам понадобятся некоторые артистические способности, изобретательность и выдержка, зато вы сможете говорить с вашим ребенком на понятном ему языке – языке игры.
Литературные и киногерои незаменимы, когда надо объяснить малышу сложное этическое или философское понятие, помочь ему разобраться в чувствах или решить конфликт. Для этого опять же придется «быть в курсе» и знать сюжет достаточно подробно.
Научившись двумя-тремя чертами изображать любимого героя или вместе придумав его «эмблему», вы сможете сделать привлекательным для ребенка практически любой объект (еду, одежду, ванну с пеной, старые кубики…)
Взятая с собой фигурка превратит в приключение «страшный» поход к врачу, поездку на общественном транспорте и существенно облегчит адаптационный период в детском саду.
Ребенок с удовольствием примет участие в изготовлении маскарадного костюма (потренироваться можно, сделав костюм для куклы). А на карнавале застенчивый малыш почувствует себя увереннее под маской своего любимого героя.
В зависимости от склонностей вашего малыша вы можете обыгрывать характер, сильные и слабые стороны любого выбранного персонажа. Сочиняйте ему новых друзей и противников, придумывайте новые приключения. Может быть, ребенок захочет сочинить про своего любимца стихотворение или песенку, слепить его из снега, разослать близким самодельные новогодние открытки с его изображением или устроить целую тематическую вечеринку. Предлагайте ему новые и новые идеи, но почаще напоминайте и о других сюжетах и персонажах.
Комментарии