К чему стремятся при создании детских площадок и парков в Швеции?
Главный вопрос, который волнует шведских специалистов ландшафтного дизайна города — как люди взаимодействуют со средой? Что есть особенного в создании детского игрового ландшафта? Что дает ребенку среда?
Для ответов на эти вопросы специалисты в течение длительного времени наблюдают за спонтанной игрой детей в условиях города и на природных территориях, проводят специальные исследования совместно с медиками, педагогами и психологами. Дизайнер подключается к проектированию детской игровой среды на самой ранней стадии ее создания.
Например, специалист замечает, что ребенок увидел маленькую ямку на дороге. Девочка 4-5 лет останавливается, долго смотрит на ямку, затем приносит песок и засыпает ее, потом начинает ее раскапывать, шлифовать лопаткой, лить в нее воду. Мальчики постарше, 6-7 лет после уроков также заинтересовались ямкой, тоже засыпали ее песком, камнями, сделали условные знаки и что-то спрятали в ямку, очевидно, сделав тайник. Взрослые, сопровождающие детей, не мешают им. Такие детали фиксируются и учитываются при проектировании места детских игр. И на детской площадке появляются такие места, где дети могут реализовать свои потребности.
Какие представления о детстве являются основополагающими для создания подобных сред?
Основной акцент — детская свободная игра, воплощенная в физической среде. Специалиста интересует все:
как ребенок двигается (как он хочет и может двигаться), какие места и физические объекты ему интересны,
как он думает, в каком направлении развивается его фантазия и исследовательская активность,
как он взаимодействует с другими детьми и взрослыми в разных средах.
Ответы на эти вопросы лежат в основе проектирования игровых сред в Швеции — детских игровых площадок, природных и тематических парков.
С точки зрения шведских специалистов, ребенок может и должен сам, без помощи взрослых, заниматься своим самым важным делом — игрой. Так он изучает окружающий мир, так он развивается, так он живет.
Играя самостоятельно, ребенок испытывает возможности, которые дает ему среда. И для этого ему нужно всего две вещи — место и время.
В Швеции считают, что «природная среда — самая лучшая обстановка для игры детей». Это идеал счастливого детства.
Однако современные дети все чаще живут в густонаселенных городах. Они очень мало бывают на природе, мало двигаются. Специалисты утверждают, что у ребенка должно быть право на контакт с природой. В городской среде оно часто нарушается или просто не учитывается. Современные дети очень много сидят, много времени проводят за компьютером, имеют избыточный вес и хронические заболевания. Медицинские исследования утверждают, что причиной тому не столько экология, сколько недостаток движения, воздуха и солнечного света.
Интересное исследование (Scamper, Bolldeman) показало, что разнообразие окружающего ландшафта делает игру детей более изобретательной, а самих малышей более веселыми и внимательными к воспитателю, менее конфликтными по сравнению с детьми, играющими в однородной плоской местности. Традиционно ровные площадки считаются более безопасными, однако сегодня уже и это подвергается сомнению, т.к. разнообразный ландшафт позволяет детям расширять границы возможностей, становиться более ловкими и, как следствие, меньше травмироваться.
Все это стало основой для широких социальных реформ, направленных на оздоровление детства и создания наиболее благоприятных условий для детской игры и полноценного развития. Взрослые в Швеции чувствуют свою вину за урбанизированность детской жизни, ее оторванность от природы. Стремление преодолеть этот недостаток вылилось в социальное движение, охватывающее в Швеции многие сферы общественной жизни.
Так была разработана программа пребывания на свежем воздухе — сон для малышей на улице и программа подвижных игр для детей разных возрастов. В Швеции много социальной рекламы, в образах которой часто присутствует природный ландшафт с играющим ребенком. Уже давно развивается проект «Моя страна — мой дом». За время проведения этой программы было создано большое количество природных парков (парк понимается как «общая гостиная»), мест, где люди могут общаться, отдыхать и двигаться. В таких парках не встретишь таблички «по газонам не ходить», в них работает специальный персонал, который занимается детьми, летом открывается множество мелких бассейнов-«лягушатников» для полноценного контакта детей и взрослых с водой.
Ландшафт детских игровых площадокКстати, дизайнеры заметили, что основная масса детей играет у бортиков, в то время как середина такого бассейна остается свободной. Они изменили концепцию, и теперь появляется больше мини-озер с изогнутой линией берега, каналами, уединенными уголками. Ребенок двигается вдоль линии бортиков, а в уединении разворачивает игру-исследование.
В современной Европе есть тенденция к стандартизации детских игровых сред. Это неизбежно в крупных городах. Главным критерием считается высокий уровень безопасности ребенка. Никогда еще дети не проводили столько времени в среде, оформленной для них взрослыми. Это накладывает на взрослых особые обязательства и предъявляет особые требования к уровню их творений для детей.
Ландшафт детских игровых площадокОднако еще с 60-х годов в Швеции начали кампанию против «массовой детской культуры». Под этим термином подразумевались и стандартизированные, коммерциализированные развлечения для детей — парки аттракционов. Музейная и парковая педагогика обратилась к трудам Лорис Малагуцци (педагогика Реджио Эмилия, Италия), в соответствии с которыми дети сами исследуют окружающий мир, чтобы потом посредством своих творческих работ выразить новые знания. Окружающая среда здесь рассматривается как «третий воспитатель» (первые два — родители и воспитатели). Открытое пространство включает организацию детей в большие и малые группы, а также уютные уголки для уединения или мини-группы.
Сегодня в Швеции есть много нестандартных игровых сред. Чемпионом по количеству тематических детских игровых пространств является, наверное, город Мальме (юг Швеции). Именно там был открыт первый «народный парк» в 1891 году. Сейчас там разворачивается большая программа создания игровых парков — около 50 игровых площадок с необычными названиями: Джунгли, Море и пляж, Космос, Спираль, Рыбалка, Цирк, Движение, Волшебство, Простота и другие.
Похожий игровой ландшафт — искусственные красно-оранжевые мягкие игровые горки из современного резинобетона — есть в стокгольмском городском парке.
В таких игровых пространствах ребенок многому учится — общаться с окружающим миром, развивается крупная и мелкая моторика, речь, интонации, глазомер, соотносящие движения. Специалисты утверждают, что до 6 лет ребенок еще учится стоять и ходить. Конечно, большинство детей умеют делать это к 1 году. Но проба себя в разных условиях меняющегося ландшафта позволяет обрести особую устойчивость. Это многочисленные испытания своего тела и духа в окружающей среде. Это, в конце концов, становится внутренней, личностной устойчивостью. Для старших детей (школьников разных классов) здесь происходят различные испытания их моральных и личностных качеств. Игры с правилами сначала знакомят с самими правилами, ребенок учится их выполнять. Затем он учится менять правила, для этого часто требуется обсуждение. Рождаются социальные навыки, формируется своя позиция. Затем ребенок учится создавать свои правила, выражать себя в таких играх. Через игру и в игре человек становится собой и социальным существом, ведь ребенок взаимодействует с неизвестностью — с неизвестными людьми, ландшафтами, средами, правилами. Это вызов и проба себя. В этом смысле, игровая площадка — это место рождения личности.
В Швеции ценят традиции, берегут природу и считают, что игровая площадка хороша, если на ней играют несколько поколений. Хорошей игрушкой считается та, в которую играли старшие дети в семье, а еще лучшей — та, в которую играли дедушка или бабушка.
Наиболее известное в Стокгольме место для игры детей — «Тувсон». Это скульптура архитектора-абстракциониста, который решил познакомить со своим творением сначала детей, у которых меньше предрассудков, чем у взрослых. Вот уже 60 лет много поколений играют на этой скульптуре и очень ее любят, а сами шведы называют ее «социальная игровая скульптура».
Еще в 30-е годы в рамках особой социальной программы был открыт первый «парк игр». Там можно было оставить ребенка поиграть на 1-2 часа под присмотром специалистов. Если в таком парке число детей превышало 300 человек, это был сигнал для городских властей, что необходимо открывать еще один парк. Требования к такому парку заключались в следующем — по 5 тыс. кв метров травяного газона, твердых поверхностей для игр и собственно парка. Сегодня в Швеции штат работников парков несколько сокращается, так как увеличивается число детских садов.
В тематических парках желательны специальные места для «строительных игр», где есть много строительного материала самого разного характера и инструментов. Дети могут сделать там домики или постройки из стройматериалов.
Ландшафт детских игровых площадокИз Дании пришла идея создавать «площадки с приключениями». Это свободные парковые пространства со сложным ландшафтом, разными приспособлениями для полноценной «робинзонады». Там также есть хотя бы один костер, поддерживаемый огонь в течение всего дня (за которым следит специальный работник парка). Это интересное переживание и важное умение — сложить костер и зажечь огонь. Исследованием игр и задачами работников парков приключений занимается организация International Play Association. Взрослые нужны только для наблюдения, для вмешательства в случаях опасности, занятий для малышей и плохо играющих детей.
Взрослые могут создать самую удобную и подходящую среду для детей, но у нее всегда будет один главный недостаток — это сделал не сам ребенок. «Это то, что любят дети, но не то, что создали сами дети», — говорят шведские специалисты.
Игра же понимается как совокупность времени и пространства, где дети могут быть самостоятельными и воплотить свои замыслы.
В заключении г-жа А.Леннингер привела слова выдающегося психолога Л.С.Выготского о том, что игровое действие исходит из идеи, а не из объекта. То есть, игра движется за идеей с опорой на объект, но главное — воображение и творческое начало человека.
Комментарии