В дополнение к академическим предметам, таким как естественные науки, математика и языки, социальные навыки являются одной из наиболее важных систем навыков, которая приобретается ребенком через постепенное осознание в процессе общения со сверстниками и взрослыми.
Дети постигают науку социального взаимодействия со сверстниками как внутри класса, так и за его пределами, а также с такими авторитетными людьми, как учителя, родители и другие взрослые. Этот процесс имеет сложную энергетическую динамику даже в раннем возрасте, которая сохраняется в течение всех школьных лет и переходит во взрослую жизнь на рабочие места.
Следующие три упражнения составлены на основе классической книги самосовершенствования Дейла Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей». Эта книга признана одной из лучших, когда-либо написанных о социальном взаимодействии.
Задача № 1. Не жалуйтесь в течение двух недель
Принцип: не критиковать, не осуждать, не жаловаться
Эта задача в силе значительно изменить жизнь ваших детей в лучшую сторону. Жаловаться – плохая привычка, от которой можно избавиться. Существует истина, которая гласит: мы видим то, что стремимся увидеть.
Привыкая жаловаться, мы указываем на негативные моменты и выводим их на передний план нашего внимания, а также обращаем на них внимание окружающих нас людей. Если дети смогут устранить эту скверную привычку, они не станут жертвой и начнут обращать внимание на более позитивные аспекты своей жизни, что приведет их к более благодарному отношению к ней.
Цель задачи состоит в том, чтобы ни на что не жаловаться в течение двух недель.
Шаг 1: изготовьте для своего ребенка собственный браслет «Без жалоб». Его дизайн может выглядеть как угодно.
Шаг 2: пусть ребенок наденет браслет на одно из своих запястий и носит его на нем (на одном и том же) в течение двух недель.
Шаг 3: если он жалуется, то должен снять браслет со своего запястья и переместить его на другую руку. После того как он это сделает, он должен начать отсчет времени с самого начала.
Цель состоит в том, чтобы держать браслет на одном и том же запястье в течение двух недель подряд. При этом жалобой может считаться:
Отрицательно эмоционально окрашенное наблюдение ситуации или человека.
Нытье по поводу ситуации или человека.
Задача № 2. Разговаривайте о том, что интересно другим
Принцип: общение с точки зрения интересов другого человека
Эта задача существует для того, чтобы привить детям неподдельный интерес к другим людям. Это действует, как ледокол, который ломает лед человеческих отношений. Слишком много людей в мире разговаривают с другими с точки зрения «А что мне до этого?», а потом удивляются, почему никто не хочет им помочь. Когда дети научатся демонстрировать, что они действительно заботятся о том, что интересно другим людям, то освоят фундаментальный навык, который будет помогать им всю жизнь, независимо от того, какой путь они изберут для себя в дальнейшем.
Шаг 1: пригласите в гости к вашему ребенку 1–2 ребят. Предложите им взять карандаш или ручку и листок бумаги.
Шаг 2: попросите детей поиграть в детективов и выяснить, что действительно интересует их партнеров по игре.
Шаг 3: через 5–10 минут отпустите детей из-за стола и попросите их найти информацию на темы, в которых больше всего заинтересованы их партнеры.
Шаг 4: через 10–15 минут исследований верните детей за стол, и пусть они говорят уже со знанием дела о том, что интересно их партнерам. Позвольте им лучше узнать друг друга и найти общие интересы.
Это упражнение является мощным средством для детей, позволяющим понять, что с помощью небольших усилий они могут построить отношения просто потому, что нашли время, чтобы узнать, чем интересуются другие.
Задача № 3. Называйте людей по имени в течение недели
Принцип: помните, что имя человека является для него самыми сладкими и самыми важными звуками на любом языке
Слишком много раз в разговорах мы обращаемся к другим, используя такие теплые выражения, как «друг», «старина» или «дорогая», но почти не используем их имена, в то время как они действительно могут нести теплоту, ведь существует особая теплота, которую чувствует каждый из нас, когда мы слышим собственное имя. Имена несут в себе персональную составляющую, и их использование является сильным социальным навыком, который необходимо иметь в своем арсенале.
Шаг 1: скажите детям, что в течение недели, когда они будут приступать к новому разговору с другим человеком, они должны будут начинать его с первоочередного использования имени собеседника.
Шаг 2: попросите детей не только использовать имена при общении со своими сверстниками, но и вступать в разговор с другими людьми, которых они знают.
Шаг 3: попросите их отслеживать (1) имена и (2) то, сколько раз они используют каждое имя.
Это веселое упражнение, которое может показаться даже глупым, является отличным способом получить памятный урок. Попросите детей использовать имена всегда, когда они разговаривают с людьми. Это способ показать, что они уважают своих собеседников и признают их как личностей.
Комментарии