Для речевого развития очень важны разговоры с малышом, доступные его пониманию. Хорошо, если ваши беседы-диалоги отражают бытовую ситуацию, в которой ребенок находится именно сейчас. Старайтесь говорить с малышом о том, что ему интересно. Помогут вам в этом следующие игры.
«Здравствуй! Как тебя зовут?» (10-36 месяцев)
Чему учимся: стимулируем речь; формируем персонализацию личности; повышаем самооценку.
Как играть. Расположитесь с малышом на полу или на диване, рядом посадите мишку и зайку. Покажите на себя рукой: «Это мама!» Прикоснитесь к ребенку: «Это Боря!» Не забудьте про зайку и мишку: «Это зайка! Это мишка!» Теперь начинайте здороваться с игрушками и друг с другом: «Здравствуй, мишка!» (Пожимайте мишке лапу.) «Здравствуй, мама!» (Отвечайте мишкиным голосом.) «Здравствуй, Боря!» (Пожмите и легко потрясите руку ребенка.) Если малыш отвечает вам не словами, а только взглядом, помогите ему, сказав за него: «Привет, мама!» Приветливо улыбайтесь во время этого диалога.
Варианты. Очень хорошо, если у всех ваших кукол и зверят есть имена. Употребляя имена любимых игрушек, ребенок учится говорить, разнообразит свою речь. Называя свои игрушки, малыш начинает понимать, что одного и того же кота или куклу можно называть по-разному: котик, Васька или Ляля, Аленка и т.п. У самого малыша тоже, скорее всего, существует несколько имен. Мама, к примеру, зовет его Буся, папа — Евгений, а бабушка — Женечка. Чем больше любящих людей окружает ребенка, тем, как правило, у него больше имен.
Вы можете поиграть в простую игру «Мои имена». Приготовьте большие карточки: на одной напишите «Женя», на другой — «Буся», на третьей — «Евгений». Показывайте ребенку карточки поочередно. Читайте их: «Буся. Это кто? Вот Буся!» (дотроньтесь до малыша рукой). «Женя — это кто? Вот Женя!» (опять покажите на малыша). Такие игры не только стимулируют речь ребенка, но и положительно влияют на формирование его самооценки.
Несколько позднее малышу нужно сообщить его фамилию и отчество. Скажите: «Твоего папу зовут Николай! Значит, ты Анна Николаевна! А братик твой — Петр Николаевич! А все мы Смирновы. Смирнова Анна Николаевна, Смирнов Петр Николаевич, Смирнова Марина Юрьевна». Ребенок скажет: «Нет, Николаевна!» Вы должны объяснить, что вашего папу зовут Юрий, поэтому вы Юрьевна. Ребенок может сказать: «А моего дедушку тоже зовут Юра!» Объясните малышу, что дедушка Юра и есть ваш папа.
Трехлетний малыш уже должен знать свой адрес. Расскажите ему, где живет ваша семья. «Ворона живет на дереве, белочка — в лесу. А мы где живем? В городе Санкт-Петербурге, на улице Садовой». Позднее сообщите номер дома и номер вашей квартиры. Подобные диалоги разыгрывайте с малышом часто, но не долго.
Телефон (18-36 месяцев)
Чему учимся: вести осмысленный диалог; тренируем память; развиваем речь и умение строить фразы.
Понадобится: настоящая или игрушечная телефонная трубка. Еще лучше, если вы вместе с малышом изготовите телефон специально для него. В этом случае будет нужен картон и 2 фломастера ярких цветов.
Как играть. Делаем телефон. На картоне нарисуйте контур телефонной трубки (прямоугольник размером 6×15 см) и вместе с ребенком вырежьте ее. Ярким фломастером нарисуйте цифры 1, 2, 3… 9 и 0, как в настоящем телефоне. Другим фломастером обведите цифры в кружочки. Не забудьте нарисовать микрофон (полосочками или точечками). Если захотите, можно таким же образом сделать вторую трубку и связать их веревочкой.
Теперь у вас и у малыша есть телефоны. Возьмите свою трубку, приложите к уху и скажите: «Дзинь-дзинь! Пии-пии!» Если малыш не берет телефон, дайте ему трубку в руку и скажите: «Тебе звонят! Возьми трубку!.. Алё! Здравствуй, Катя! Это звонит мама! Как твои дела?» Если ребенок не отвечает, скажите за него: «Хорошо». Спросите у него: «Что ты сейчас делаешь?» — «Я сейчас рисую!» Подсказывайте малышу ответы либо отвечайте за него, если он стесняется или не может ответить. Можно поговорить про любимую игрушку малыша: «Где твоя обезьянка Чита?» Или про недавнюю прогулку: «Ты видел на улице ворону? Что она сказала? Кар?» Ваши вопросы должны быть короткими, простыми и касаться вещей и ситуаций, хорошо знакомых малышу и актуальных для него.
«Кто где живет? Кто как поет?» (6-36 месяцев)
Чему учимся: осваиваем звуки речи, используя звукоподражание и повторы в сочетании с ритмическими движениями; знакомимся с окружающим миром; получаем первые уроки творчества.
Как играть. Специально для этой игры у нас есть песенка-стишок:
Серенькая уточка в озере живет,
Серенькая уточка песенку поет.
Кря-кря! Кря-кря! В озере живет!
Кря-кря! Кря-кря! Песенку поет!
Вся прелесть этой песни в том, что в ее сюжет можно подставлять любых персонажей, которые «разговаривают». А для тех, у которых нет характерных звуков, можно придумать слова.
Толстый поросенок во дворе живет!
Толстый поросенок песенку поет.
Хрю-хрю! Хрю-хрю! Во дворе живет!
Хрю-хрю! Хрю-хрю! Песенку поет!
Золотое солнышко высоко живет,
Золотое солнышко песенку поет.
Здравствуй, Ванечка! Песенку поет!
Здравствуй, здравствуй! Солнышко поет!
Сядьте друг против друга, напевайте песенку и хлопайте в ладоши. Или, взявшись за руки, кружитесь по комнате. Очень хорошо, если 2-3 персонажа будут объединены общим «местом жительства»: козочка рогатая — на лугу — ме-ме; беленький барашек — на лугу — бе-бе; рыжая корова — на лугу — му-му.
А теперь попробуйте сами придумать стишок, подставляя в песенку свои слова. Не сомневайтесь, что малыш после первых же куплетов захочет сочинить свой стишок!
Комментарии