Родители способны поставить под сомнение все, что угодно, дарованное для ребенка Природой. Но Боже вас упаси усомниться в необходимости благ технократической революции! Сколько копий сломано на тему грудного вскармливания или естественной гигиены для младенцев: ах, что вы, как можно?! А для чего же человечество трудилось, выдумывало соски, бутылочки, нагреватели для бутылочек, ополаскиватели для бутылочек, сумочки для бутылочек, прищепки для сосок? Что будет с этим?! Как можно высаживать ребенка, если легкая промышленность работает лично на вас, производя тонны одноразовых подгузников исключительно в заботах о вашем ребенке?!
Вот и получается, что у многих не осознанный выбор, а «чтобы добро не пропадало». Раз это выдумали — зачем напрягаться? Раз выдумали CD-диски — зачем петь ребенку песенки? И так далее. Найдем себе замену в каждой сфере?
Давайте все-таки постараемся рассуждать более логично. И пользоваться достижениями цивилизации для воспитания ребенка не потому, что «так надо», «все это делают», «это все время рекламируют», а потому что мы осознанно и объективно решили: вот это моему ребенку совершенно необходимо для развития. Если мы это действительно решили, а не спрятались за стереотип, потому что так уютней и никто не трогает.
Итак, дети и компьютер. Как вы давно заметили, я вообще люблю структурировать, и в этой теме мы тоже будем рассуждать «по возрастам». Первый возрастной период — раннее детство (1-3 года). Тут еще все в порядке — большинство родителей все-таки согласны, что малышам компьютер не нужен. Хотя находятся умники, уверенные в необходимости «электронной няни» — пока малыша посадишь у компьютера и включишь «детский диск» (или любое флеш-изображение), можно отвлечься на свои дела, и ребенок «пристроен».
Итак, раннее детство. Период, когда особенно важно развитие восприятия — еще немного, и от этого самого восприятия будет зависеть мышление и умственные способности, а также любые творческие, креативные действия. Так вот, весь период раннего детства идет «накопление сенсорных эталонов» — образцов звуков, запахов, визуальных образов, тактильных ощущений, двигательных образов. Каждый канал восприятия (зрительный, слуховой, тактильный, кинестетический и т.п.) формирует свою «базу данных», которая закладывается именно в этом возрасте, а действие оказывает всю последующую жизнь.
И здесь очень просто — что не помогает развитию, то мешает ему. Что это значит? Максимум восприятия любых «натуральных» объектив, минимум — технократии. То есть играть шишками, палочками и т.п. с точки зрения развития значительно «эффективнее», чем любыми игрушками, созданными по принципу «смотрите, какое чудо техники!». Если игрушка руководит ребенком (вот здесь надо нажать, и выскочит зайчик; вот в эту прорезь надо бросать только шарики, а в эту — только кубики) — это задает шаблоны действий, останавливает движение, а не развивает. Чем больше рукотворных игрушек — тем лучше, потому что любая вещь, к которой прикасается ребенок, должна «пахнуть человеком» — т.е. хранить живую энергию, а не отпечаток прикосновения механизмов и станков.
Все малыши любят возиться с мамиными кастрюлями и любыми бытовыми вещами. Делают они это, во-первых, подражая маме в действиях (она «играет» в кастрюли, а он должен пирамидку собирать?), а во-вторых, желая попасть в «поле ее энергии»: пластиковая пирамидка не несет в себе энергетической ценности, а вещи, которых всегда касается мама (особенно если с любовью) — несут.
«При чем тут компьютер?» — спросите вы. При том, что очень многие родители стремятся как можно раньше познакомить ребенка с «чудом техники» и сделать компьютер «электронной няней» — послушать детские сказки, музыку, посмотреть картинки («Ведь мы ему животных показываем — это очень развивает!»).
Для развития всех каналов восприятия необходимо наполнять их «базы данных» настоящими вкусами, цветами, формами, запахами. Ядовито-розовый круг — это не настоящие форма и цвет. Настоящие — листик дерева, нос щенка, камушек и веточка. Настоящие звуки — чириканье воробьев, шелест травы, мамин голос, ее дыхание. И чем больше попадает в «базы данных» «натурального», тем лучше для развития восприятия, а значит — интеллекта и творческих способностей.
И наоборот. Чем беднее восприятие в сфере «настоящего», тем меньше работы для мозга. Потому что мозг — очень серьезный агрегат, он не умеет запускать «холостые обороты». Пластиковый мяч особо распознавать нечего, у него «лимит». У простой палочки «лимита» нет. Ее можно познавать бесконечно. Почему? Потому что на коре десятисантиметровой веточки найдется невероятное количество трещинок, точечек, отметинок. И среди них — ни одной повторяющейся! И запах — если ветка сорвана только что с дерева, он один. Полежала день в кармане — другой. Полежала в воде — третий. Это бесконечность. На это способна только природа.
Не бесконечность образов (возможности электроники), а бесконечность познания одного образа! А чем глубже мозг познает один объект, тем больше образуется нейронных связей, тем выше работа интеллекта. И чем больше «мельтешение объектов» (на экране или мониторе), тем скорее мозг привыкает поверхностно их обрабатывать, не вникая, не углубляясь в суть.
Компьютер воспроизводит изображения разнообразного уровня сложности, и все они для восприятия и развития мозга — один большой ноль. Потому что при всех современных возможностях построения объема и перспективы нам никогда не догнать в этом природу. А восприятие у ребенка опирается главным образом не на визуальный образ, а на двигательный (кинестетический). То есть фактически почти все развитие интеллекта зависит от работы этого самого канала, ибо на него опираются все другие (почти — потому, что над всем этим эмоциональная сфера, и ребенок в стрессе не может нормально развиваться). Например, если ребенок трогает предмет и манипулирует им, он получает гораздо лучший зрительный образ, нежели чем когда просто осматривает предмет.
Итак, двигательный канал — это не только беготня и прыжки (хотя это тоже!). Это еще восприятие движущихся объектов. Ни один самый мощный компьютер не воспроизведет (никогда не воспроизведет!) любое движение любого организма так, как это в природе. Всегда изображение будет копией оригинала. Даже если человечество дойдет до каких-нибудь клонов на мониторе или еще не знаю чего там. Наблюдать за одним жучком (даже в мегаполисе можно найти одного жучка!) — превыше любых «развивающих программ» и всех вместе взятых «обучающих дисков».
Опять же, дело в наших привычках. «Я не могу без компа, я круглосуточно слушаю диски!». Если мы отстаиваем свои стереотипы или что-то перевешивает развитие ребенка — это к нам вопрос, а не к нему, правда же? Бумканье на самом простом барабане для ребенка важнее всей вашей коллекции дисков, даже если она «золотая», «платиновая» и не знаю еще какая. К тому же одним из основных развивающих факторов для ребенка является чувство ритма, которое у него свое, и оно нуждается в развитии и поддержке. А постоянное слушание любых электронных воспроизведений звуков — это лучший способ похоронить чувство ритма и интуитивное слышание музыки, данное ребенку природой.
Самый главный инструмент для ребенка — человеческий голос. «Но я не способна к музыке, не умею петь, и голоса нет, и слуха!» Так развивайтесь! Это же самое замечательное — учиться с ребенком, у ребенка! Вы видели где-нибудь двухлетнего малыша, который бы стеснялся своего голоса?! Учитесь у детей!
Малыши учатся не просматривать миллион мелькающих неестественных изображений, а всматриваться в настоящий образ. Учатся вслушиваться в незаметный шорох крыльев насекомого, а не прослушивать электронные звуки. И так далее.
Вода в стакане — настоящий образ. Воробей за окном — целая уникальная природная система! Огурец — бесконечный потенциал для любого канала восприятия. Оглянитесь вокруг! Мир прекрасен! Для того чтобы ребенок его познавал, не надо уезжать в джунгли. Достаточно вглядеться в одуванчик у вас возле дома — вам откроется целая Вселенная.
«Что делать, если моя работа связана с компьютером, я работаю на дому, и ребенок смотрит через плечо?» Что делать? Организовывать свое время и совместную деятельность. Я тоже работаю на компьютере и дома, но мне никто не смотрит через плечо — я принципиально работаю в ребенкин сон. Можно что угодно сделать вместе с ребенком, а в его «отсутствие» сесть сюда.
Хотя многие этого не принимают, но я все же скажу: очень важно «повышать производительность». Я сажусь за компьютер с готовой статьей в голове и быстренько ее набиваю, или правлю лекцию, и т.п. То есть составляю текст, «просматриваю» структуру я во время мытья посуды, развешивания белья и т.п. Раньше (задолго до ребенка) я занималась художественными переводами с иврита, и так же «вынашивала» текст для перевода, садясь уже для фиксирования. Поэтому если у вас вот такие жесткие рабочие условия, это значит, вы должны найти эффективное решение их использования, а не жаловаться, что без компьютера для ребенка не прожить.
Что делать, если ребенок видит? Объяснять, что к чему. У нас компьютер — это инструмент для работы, и мне не нужно прятать что-то от ребенка — у нас нет ни игр, ни сомнительных картинок и т.п. Поэтому все, что ребенок видит, я легко могу объяснить. Вот, например, пока папа книгу писал, мы дочке верстку показывали на экране, а потом — готовую книгу, для понимания процесса и результата, так сказать.
Комментарии