Хотя элементы учения имели место еще в дошкольном детстве, у младших школьников учебная деятельность становится ведущей. Обучение младшего школьника направлено на интеллектуальное развитие, однако параллельно расширяет кругозор ребенка, формирует его мировоззрение, способствует нравственному и социальному становлению.
Учеба — ведущая деятельность младших школьников, проявляющаяся в целенаправленном усвоении ими общественного опыта, и, соответственно, формировании социальной компетентности
Сегодня актуален вопрос формирования компетентности ребенка — не только владение им определенным багажом знаний, а умение их критически осмыслить, продуктивно использовать и самостоятельно пополнять, обогащать.
Учебная деятельность имеет стандартную структуру, характерную для любой деятельности. На начальном этапе обучения ребенка в школе его главной целью является усвоение базовых знаний, формирование навыков грамотности. Конкретные цели учения младших школьников определяются программным содержанием обучения. Важно дифференцировать цели, которые ставит учитель, и цели, которые осознает и принимает ученик в процессе учения. Практически все первоклассники во второй половине учебного года более-менее четко осознают цель, которую ставит перед ними учитель. Однако, проблемой является то, что далеко не все младшие школьники, даже при осознании значения обучения, принимают поставленную учителем цель, то есть далеко не у всех младших школьников поставлена учителем цель становится их собственной целью.
Одновременно действенными являются несколько мотивов
Учебная деятельность младших школьников является полимотивированой. Наблюдается также динамика учебной мотивации течение данного возрастного периода. Так, многих первоклассников, которым учеба в школе воспринимается как игра, оно привлекает сопутствующими признаками — школьными принадлежностями, колокольчиками и т.д., — здесь имеет место внешне атрибутивная мотивация обучения. Впоследствии приобретает актуальность познавательный интерес как наиболее эффективный мотив обучения учащихся начальной школы. Исследование учебной мотивации младших школьников, совершенное Л.И. Божович, выявило следующие разновидности мотивов их учения:
Познавательная
мотивация содержимым учебного материала
мотивация процессом обучения
Социальная
статусная потребность быть учеником
чувство обязанности и ответственности
Узко-личная
достижение успеха
избежать наказания
Познавательные мотивы активизируются еще в первоклассников, которым обычно нравится учиться, читать, писать, считать. Дети признают значимость учения как социально ценной деятельности. Мотивация содержанием учебного материала имеет место как стремление ребенка к познанию новых фактов, сущности явлений, их происхождения. Если младший школьник проявляет интерес к самому процессу обучения, даже переживает удовлетворение от преодоления трудностей решения стремительных задач, то фигурирует мотивация процессом.
В основном оценка со знака успеха (неуспеха) в познавательной деятельности ребенка превращается в знак, который оценивает личность в целом. В.С. Мухина
Психическая деятельность младшего школьника интелектуализуеться, т.е. мышление становится ее центральным процессом. Л.С. Выготский
Доминирующим мотивом обучения первоклассника часто является стремление занять новый социальный статус — школьника. Впоследствии мотив трансформируется в чувство долга и ответственности, связанное с пониманием на доступном уровне общественной роли обучения. Для большинства младших школьников характерны также узколичных мотивы — удовлетворение самолюбия, стремление к самоутверждению, попытки отличиться в коллективе сверстников. Божович Л.И. и Матюхина М.В. подчеркивают огромную роль мотива получения высокой балльной оценки среди учащихся начальной школы, который занимает первое ранговое место среди двадцати других побуждений обучения. Эти данные отчетливо демонстрируют важность балльной оценки как педагогического инструментария по младших школьников. По словам В.С. Мухиной, чувствуя зависимость отношения взрослых и положения в классе от оценки, ребенок превращает ее в фетиш — знак, определяющий ее место в жизни.
Овладение содержанием обучения требует формирования у младших школьников новых нужных действий. Полноценное обучение зависит от активизации и формированию у учащихся моторных, перцептивных, мыслительных, речевых, волевых и других действий. На первый план уже в начальной школе выходят мысленные действия, обеспечивающих осознание учебных задач, понимание и сознательное усвоение нового материала и т.п.. В процессе учения младшие школьники овладевают многими учебными действиями. Так, ими используются умственные и практические действия, фигурируют воспроизводственные и творческие действия. При формировании общепредметных и специальных учебных действий приоритет относительно данного возрастного периода предоставляется первым, так как именно они определяют общую грамотность младшего школьника. Важную роль играет приобретение ребенком способности к самообразованию, в котором нужные навыки самоконтроля и самооценки.
Младшие школьники, как правило, с интересом относятся к оценочным суждениям учителя в первом классе и балльных оценок в 2-4 классах. Постепенно у младших школьников формируется самооценка результатов их учебы. Поскольку самооценка выступает мощным механизмом саморегуляции успеваемости ребенка, то ее значимость в младшем школьном возрасте очень существенна.
Опасной по последствиям является проблема низкой успеваемости учеников начальной школы. Поскольку учение является ведущей и субъективно значимой деятельностью младших школьников, то хронические неудачи в нем травмируют ребенка, снижают его самооценку, вызывают сначала угнетение и разочарование, а затем апатию, равнодушие к учебе.
Типичные причины низкой успеваемости младших школьников
Внутренние
негативная мотивация обучения
заниженная самооценка
неразвитые интеллектуальные способности
школьная дезадаптированность
лень или недесциплинированность
проблемы со здоровьем
сенсорные нарушения (плохой слух, зрение)
несоответствие учебным нагрузкам ребенка
Внешние
негативное отношение учителя, просчеты в подходе к ребенку
недоскональная методика обучения у учителя
отсутствие контроля и помощи родителей
несоответствие ожиданиям родителей от учебных способностей ребенка
хронические семейные проблемы
обесценивание обучения
Комментарии