К сожалению, школьная система во многом основывается на вере в то, что мир, в котором она существует, кардинально не меняется, в нем происходят лишь незначительные изменения определенных предпочтений. Зачастую школа обучает набору навыков, предназначенных для овладения наиболее востребованными специальностями не столько будущих, сколько прошлых лет.
В некотором смысле это оправдано, учитывая то, что никто не может знать, какой на самом деле будет жизнь лет через 20–30. Вспомните 1980-е годы, когда персональные компьютеры были еще довольно «молодыми», когда факсы были передовой технологией связи и когда о высокоскоростном Интернете можно было только мечтать.
Мы тогда понятия не имели о том, что нам предстоит пережить спустя несколько десятилетий. Более того, мы по-прежнему этого не знаем. И не узнаем, поскольку не умеем предсказывать будущее. А значит, воспитывать и учить наших детей, основываясь на каких-либо идеях о будущем, не совсем правильно.
Как же тогда готовить дочерей и сыновей к миру, который так непредсказуем? Просто нужно учить их адаптироваться к любой ситуации, справляться с переменами, быть готовыми ко всему, а не к чему-то конкретному. Это требует совершенно другого подхода к образованию наших детей и означает, что нужно отказаться от старых стереотипов и изобретать что-то новое.
Нужно учить детей дома, в семье, преподавая им предметы, отличные от школьных. Нужно учить их добывать знания самостоятельно, а не кормить ими с ложечки.
Да, для родителей это сложный вызов, и большинство из тех, кто экспериментирует с внешкольным образованием, признают, что у них нет ответов на все вопросы, связанные с такого рода обучением. К тому же не существует «идеальных приёмов». Но мы ведь тоже учимся вместе с нашими детьми, и наше незнание может быть хорошей возможностью изобретать, находить, открывать, не опираясь на распространенные методы, которые, возможно, и не являются для нас оптимальными.
И вообще, сами методы порой менее важны, чем идеи. Если у вас есть интересные идеи, для их воплощения вы можете придумать неограниченное количество методов, поэтому чужие методы могут иметь излишне ограничивающий вас характер.
Вместо этого давайте рассмотрим набор основных навыков, которыми дети должны овладеть, чтобы лучше подготовиться к любой ситуации в будущем. Эти навыки основаны на понимании того, что мир, в котором мы учимся, работаем и живем, никогда не стоит на месте и непрерывно меняется.
1. Умение задавать вопросы. Больше всего мы хотим от наших детей как учащихся, чтобы они могли учиться самостоятельно – сами учили бы себя чему-либо. Ведь, если у них получится, нам не нужно будет постоянно учить их, поскольку все то, что им предстоит выучить в будущем, они смогут осваивать самостоятельно. И первый шаг в процессе самообучения – это умение задавать вопросы. К счастью, дети делают это естественным образом, нам лишь нужно поощрять их. Конечно, здесь важен и собственный (родительский) пример. Когда вы и ваш ребенок сталкиваетесь с чем-то для себя новым, задавайте вопросы, а также выясняйте возможные варианты ответов. Делайте это непременно вместе. Когда ребенок задает вопросы, награждайте его, а не наказывайте (вы, наверное, удивитесь, узнав, как много взрослых не любят детских вопросов).
2. Навык решения проблем. Если ребенок может решать проблемы, он справится с любой работой. Новый навык, новая среда, новая потребность, новое требование – все это просто задачи, требующие решения. Научите ребенка этому, демонстрируя простые подходы, а затем позвольте справиться с несколькими задачами самостоятельно. Не решайте все его проблемы – пусть ребенок повозится с ними и поэкспериментирует с различными вариантами решения. Вознаградите его за вложенные усилия. Постепенно ваш ребенок будет развивать уверенность в своих способностях решать проблемы, и в итоге для него не останется ничего невозможного.
3. Выбор и выполнение проектов. Для детей не должно существовать невыполнимых проектов просто потому, что дети должны обладать большим опытом их выполнения. Любое задание можно расценивать как проект и относиться к его выполнению соответствующим образом, проявляя смекалку и творческий подход. Работайте над проектами вместе, пусть ребенок видит, как это делается правильно, и постепенно добивайтесь того, чтобы со временем ребенок выполнял все большую и большую часть работы сам. Когда он обретет уверенность, пусть выбирает и выполняет проекты самостоятельно. Вскоре все его обучение превратится в серию захватывающих проектов.
4. Увлеченность. Побудительным мотивом учиться должны быть не цель, не дисциплина, не внешняя мотивация, не награда… а увлеченность, азарт при приобретении знаний. Когда ребенок так взволнован заданием, что не может перестать думать о нем, он всецело в него погружается и в большинстве случаев выполняет добросовестно, с любовью. Помогайте ребенку найти для себя то, чем он действительно будет увлечен, – это предполагает занятия различными видами деятельности, выбор самых захватывающих из них и помощь ребенку при получении реального удовольствия от их выполнения. Не препятствуйте интересам ребенка – поощряйте их. Не лишайте такие занятия удовольствия – делайте их плодотворными.
Комментарии