От меня ничего не зависит

От меня ничего не зависит

«Если я буду больше заниматься, думаю, что смогу повысить свою оценку». «Если я хорошо высплюсь ночью, то буду более отдохнувшим на завтрашнем итоговом тесте». Эти примеры иллюстрируют силу самоэффективности и решимости влиять на свою жизнь. Эти дети думают о том, что им нужно сделать, чтобы улучшить свои шансы, и делают выводы. Конечно, здесь будут пробы и ошибки, не все решения окажутся одинаково эффективны, и дети смогут сравнить результаты.

«У меня завтра итоговая контрольная по математике, и лучшее, что я могу сделать, это:

позаниматься и лечь спать пораньше;
запастись энергетиком и заниматься всю ночь;
списать».
Многие из детей попробуют варианты каждого из этих решений в течение школьных лет. Надеюсь, опыт научит их тому, что первый вариант наиболее эффективен.

Конечно, мы будем направлять их и консультировать. Напомним им о последствиях списывания, расскажем о последствиях употребления стимуляторов и запретим их, если это необходимо; подтвердите ценность сна и упорной работы. Но только собственный опыт научит их тому, что лучший вариант — первый. Всякий раз, когда дети чувствуют, что результаты зависят от них, они с большей вероятностью будут испытывать в отношении своей жизни оптимизм и энтузиазм, а не апатию и пессимизм.

Что бы я ни делал, это ничего не изменит
Дэну шестнадцать лет, и он, по сути, бросил школу. Он ходит на уроки нерегулярно, и попытки родителей сочувствовать сыну или призвать его к порядку встречаются с безразличием. Известно, что в его школе царит особенно высокая конкуренция, а Дэн — посредственный ученик и считает, что соревновательная атмосфера его «удушает».

Я вижу, что удушению как раз подвергается чувство Дэна, что в его жизни должен быть хоть какой-то смысл. Из-за того, что внимание школы заострено на результатах тестов и рейтингах, учащимся труднее сосредоточиться на своем прогрессе и личных стандартах, а не на том, как они соотносятся с одноклассниками.

Такие школы, как у Дэна, часто придерживаются подхода «победитель получает все», причем лучшие ученики становятся победителями, а академически менее способные деморализованы. Слишком часто подростков вроде Дэна называют «плохими детьми», которые тусуются с другими им подобными и пассивно принимают решения, часто несущие им неприятности.

«Что бы я ни делал, это ничего не изменит» — частый и тревожный комментарий детей и подростков, которые считают, что их личная сила узурпирована кем-то другим.

Дэн получил новый шанс в другой школе, где больше склонны сотрудничать, чем соревноваться, где не учатся круглые сутки, оставляя позади детей, не способных работать достаточно быстро, и где признается широкий спектр навыков и интересов. Это помогло ему ощутить, что он лучше контролирует свою жизнь как в плане учебы, так и в плане общения со сверстниками. Ему еще придется наверстывать упущенное, но он уже не чувствует, что от его действий ничего не меняется.

Позвольте им преодолевать трудности
Многое из того, что мы делаем как родители, связано с разъяснением и подчеркиванием возможных последствий поведения наших детей. Мы умоляем их «сделать правильный выбор» и «думать наперед», чтобы постоянно подчеркивать взаимосвязь между их поступками и вероятными результатами: ударишь своего лучшего друга — не с кем будет играть; тренируйся — и у тебя будет больше шансов попасть в команду.

Мы подчеркиваем последствия и отступаем, когда дети начинают понимать влияние своих действий на результаты. Иногда это означает, что мы должны держать язык за зубами (и затаить дыхание), когда дети делают неправильный выбор, — именно так они учатся.

Нам нужно интересоваться теми вещами, которые не только защищают их, но и позволяют им переходить на более продвинутый этап, приносящий больше удовлетворения. Чем труднее предмет, чем сложнее тренировка, чем тяжелее физическая нагрузка, тем сильнее у детей чувство гордости, когда они осваивают материал или принимают вызов.

Дети получают значительную пользу — в учебе, для себя лично и в социальном плане, — когда родители предоставляют им возможности развивать чувство ответственности за свою жизнь. Как нам это сделать?

С самых ранних дней жизни ребенка мы быстро и с энтузиазмом реагируем на его попытки познать мир. Ребенок учится есть ложкой, делает первые шаги, держит равновесие и катается на скейте по улице. Каждый раз, когда дети достигают цели в результате сделанного ими выбора, их чувство контроля усиливается. От нас ничего особенного не требуется; детям достаточно удовольствия от преодоления вызова.

почему возникает депрессия у подростков
Когда поведение родителей наносит вред
Не оберегайте ребенка от домашних дел. С самого раннего возраста предоставляйте ему возможность вносить какой-то вклад в жизнь семьи. Двухлетний малыш может ходить за вами с тряпкой, помогая «убирать». Десятилетний может косить газон. Пятнадцатилетний — мыть машину. Старайтесь, чтобы ваш ребенок знал, что вы гордитесь им и радуетесь его возрастающей компетентности.

Не проецируйте на ребенка собственное беспокойство, когда он движется вперед. Вы научили ребенка переходить улицу. Он делал это с вами сто раз. Теперь он собирается сделать это самостоятельно. Любая мать, впервые отпуская руку ребенка, будет следить затаив дыхание, пока он не окажется в безопасности на другой стороне. Но и наша уверенность, и наше беспокойство легко передаются детям.

Конечно, мы никогда не подвергнем своего ребенка опасности, но, когда он будет готов, мы должны отпустить его — через улицу или на другой конец света — с энтузиазмом и уверенностью в его способностях. Я не считаю, что это легко. Но так правильно.

Не защищайте ребенка от неудач. Неудача неизбежна и желательна. Именно так дети узнают, что работает, а что нет. Она помогает им оттачивать навыки, наиболее эффективные при решении проблемы. Томас Эдисон любил говорить: «Я не потерпел неудачу, просто я нашел десять тысяч способов, которые не работают».

В зависимости от интересов моих детей я вешаю подобные афоризмы на дверь холодильника или на зеркала в ванной комнате. Пусть дети знают, что ошибки и неудачи — это способы усвоения знаний и что успешные люди всегда испытывали множество неудач на своем пути. Если успех дается легко, разочарование при первом же препятствии гарантировано.

Дети, особенно подростки, должны ощущать самоэффективность не только в учебе, но и в отношениях со сверстниками и в управлении своими эмоциями. Это означает, что вам нужно будет отступить, когда ваш подросток осваивает новые и сложные чувства.

Но не просто передавайте ему контроль и выходите из игры. Поддержание тесных и ободряющих отношений позволяет детям чувствовать связь с вами, защищает их от депрессии и повышает их самоэффективность.

Метки записи:  , ,
Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые свежие новости медицины на нашей странице в Вконтакте

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>