— А наш уже в десять месяцев на горшок просится! (радостно)
— А нашему полтора — а он все в штаны… (с трагизмом в голосе)
Знакомый вариант? Только вот трагизма не надо. На самом деле, ситуация напоминает анекдот, когда пожилой мужчина жалуется сексопатологу:
— Мне 70 лет, доктор, а я не могу…
— Да, возраст, батенька, с природой не поспоришь…
— А вот Иванову — 80, а он говорит, что может.
— Так и вы говорите…
Все зависит от того, что мы имеем в виду, когда говорим, что ребенок ходит на горшок. Собственно «приучить» малыша справлять нужду в специально отведенное для этого место можно, практически начиная с его рождения. Наверняка, ты помнишь, чего только стоило собрать мочу на анализ в районную поликлинику, не имея под рукой аптечного мочесборника. Ты по полчаса держала малыша раздетым и постоянно повторяла: «пись-пись-пись». Именно на этом и основан способ раннего приучения к горшку. Ты должна будешь в течение дня контролировать процесс мочеиспускания. Спустя несколько дней, возможно, сможешь заметить определенную закономерность — некоторые малыши мочатся во время кормления, некоторые — непосредственно после. Еще через неделю — выработать у ребенка условный рефлекс, например, при включении воды тонкой струйкой. В конце концов, усилия твои будут вознаграждены. Если нет, не отчаивайся, и пробуй еще и еще.
С первым сыном, воодушевившись опытом семьи Никитиных, я начала практиковать «высаживание» в два ребенкиных месяца. С каждым днем количество попаданий увеличивалось, а куча грязного белья уменьшалась, и в общем-то все шло замечательно, за исключением, одного «но». Мероприятия по защите сухих ползунков от несанкционированного промокания занимали у меня столько времени и сил, что стали страдать и другие отрасли домашнего хозяйства.
— Всему свое время, — решила я и идею эту оставила.
Способ своевременного приучения к горшку основан на сознательной потребности малыша оставаться сухим. А потребность эта обусловлена возрастными изменениями в психике. То есть, говоря простым языком, придет время — ребенок сядет на горшок. Признаки психологической готовности малыша таковы:
ребенок остается сухим не менее двух часов, то есть он уже способен удерживать в мочевом пузыре определенное количество жидкости;
ощущает позыв на мочеиспускание, может как-то сигнализировать об этом окружающим;
малыш интересуется тем, что делают взрослые в туалете, пытается копировать их поведение;
пытается самостоятельно снять штанишки.
Если взрослые не учитывают фактор готовности малыша к горшку, а начинают прививать навык, чрезмерно в этом усердствуя, последствия бывают самыми непредсказуемыми. Среди своих знакомых я часто наблюдала такую картину. Приблизительно в год (ах, ребенку уже год, а он в штаны писает — какой ужас!), словно очнувшись от тяжелого сна, родители начинают чадо свое усаживать на горшок. И не просто усаживать, а непременно требовать результата. Родительские ожидания не оправдываются и… Дальнейшие действия родителей зависят от степени их тактичности. Одни держат малыша на горшке часами, другие — начинают наказывать за мокрые штаны, третьи — предлагают поощрение, четвертые — напротив, в поощрении отказывают.
Любой нормальный (незабитый) ребенок против этих нововведений начинает бунтовать. К тому же очень часто «приучение по свистку» как раз приходится на самый пик возрастного кризиса.
— Я тебя породил, я тебя и… побью! А на горшок ты все равно у меня сядешь!
Горшок становится камнем преткновения в детско-родительских отношениях. Просто «дело принципа» какое-то, а не сосуд для оправления нужд. Обучение затягивается, взаимоотношения портятся. Ну и кому это выгодно? Очевидно, что никому.
В нашей семье проблема мокрых штанов решилась следующим образом. Горшок вошел в жизнь сына приблизительно на девятом месяце от роду. Это был большой, синий, интересный предмет, в который отлично помещались погремушки.
— Артем, это горшочек!
— Горшочек, это Артем!
Знакомство состоялось. Периодически мы усаживали сына на горшок, а он радовал нас долгожданным журчанием. Но в один прекрасный момент все изменилось. Уж не знаю, чем не угодил ему миленький синенький горшочек с медвежьей рожицей на спинке, но ребенок категорически отказался на него садиться. Мы стали ходить в унитаз. А через неделю сынок, при попытке подержать его над унитазом, стал изгибаться словно змея. Поняв, что применение силы не имеет смысла, мы оставили ребенка в покое.
Прошло несколько месяцев. Горшок стоял на видном месте и служил деталью интерьера, привносящей некую экстравагантность в образ гостиной. Мы с мужем смотрели телевизор, ребенок играл в машинки. Вдруг он встал, подошел к горшку, снял штаны, сел и пописал. А нам с мужем оставалось только захлопнуть наши челюсти. С этого дня вновь приобретенный навык стал стремительно совершенствоваться. На тот момент сыну было чуть меньше полутора лет.
Комментарии