Какими Россия (мы все вместе: родители, государство, школа и пр.) хочет воспитать своих детей? Хотим ли мы, чтобы они выросли «настоящими людьми»? Хотим ли мы, чтобы они были свободными? Чтобы они любили родителей? Россию? Хотим ли мы, чтобы они вообще умели любить? Чтобы наши дети, когда вырастут, были верны клятве, дружбе, чувству? Чтобы они чего-то добивались и добились в жизни? Хотим ли мы, чтобы они выросли русскими (в широком смысле слова — ощущающими свою неразрывную связь с русской культурой, русской историей, русской судьбой — независимо от национальности)?
Наверное, многие, услышав такие вопросы, сочтут их риторическими: конечно, мы все этого хотим! Однако вопросы эти совсем не риторические, как показало исследование детских рисунков, собранных активистами движения «Суть времени». Судите сами.
Среди 2,5 тысяч рисунков «Героя, на которого я хочу быть похож» российских детей 5–13 лет, постоянно проживающих в России, есть всего один Алексей Маресьев. И еще
один Николай Гастелло;
один Александр Невский;
один Петр Первый;
один Дмитрий Донской.
Еще есть 2 Валентины Терешковых и аж 27 (!) раз нарисован Юрий Гагарин. 22 раза нарисованы родственники детей — прадедушки уже и прабабушки — герои Великой Отечественной войны. И еще есть некоторое (не очень значительное) количество пап-спасателей, пап-военных и «мама мой герой — она меня родила».
Гейминг. Как игровой мир заманил человека на стул
Видеоигры могут занимать более половины суточной активности человека. Это стало удовольствием, за которое расплачиваются здоровьем. Разбираем с сотрудником Московского центра исследований видеоигр A. Ветушинским, чем грозит длительный гейминг…
Этим отечественный пантеон героев исчерпывается. С героями иностранного происхождения не лучше — если иметь в виду именно героев: есть одна Жанна д’Арк, один Иисус Хритос, один Спартак и один Фидель Кастро.
Каждый, кто хоть когда-нибудь имел дело со статистикой, понимает, что всех этих, перечисленных выше, героев, включая Гагарина и обобщенного дедушку — солдата Великой Отечественной, в статистическом, социологическом смысле НЕТ. Их нет в сознании наших детей как героев, потому что приведенные цифры ниже всякой погрешности — это просто случайность.
«Да ладно! — скажут некоторые. — Это же дети! У них героями должны быть сказочные персонажи: былинные богатыри, Конек-горбунок, Дядя Степа, Царевна-лягушка… Или там д’Артаньян, Золушка, Белоснежка… Бемби, на худой конец». Что ж, такое мнение имеет право на существование — действительно, дети вполне могут хотеть быть похожими на героев сказок, это их детское право. Как у нас этим?
Да почти так же, как и с настоящими, реальными историческими героями. Среди детских рисунков нашлись: по одному — Алёнушка, Алладин, Баба-Яга, Буратино, Василиса Прекрасная, Дед из сказки про репку, Змей Горыныч, Конёк-гобунок, Мальвина, Принцесса-лягушка, Руслан, Спящая красавица, Чиполлино; две Белоснежки, по три Алеши Поповича и Красные шапочки, по четыре Добрыни Никитича и Ивана-царевича, 8 Колобков. 11 раз нарисован Илья Муромец, 16 раз — Золушка, 19 — Винни-Пух, 26 раз — Чебурашка, 27 — Кот в сапогах.
Согласитесь, тоже не фонтан! Даже если считать их всех — вместе с не названными здесь загадочными «зайчиками из сказки» и «петушками из мультика», а также с теми рисунками, где не удалось понять, кто именно нарисован, хотя понятно, что нарисован кто-то сказочный — то получится чуть более 2% от всех «героев».
Так на кого же хотят быть похожими наши дети? Кого они считают героями, достойными подражания? Наверное, все уже догадались. Главными героями наших детей являются:
Человек-паук — нарисован 187 раз;
183 — Феи из мультсериала «Клуб Винкс: школа волшебниц»;
159 — Губка Боб Квадратные штаны (из одноименного мультсериала);
145 — Бэтмен;
125 — «суммарный» супермен, включающий самых разных представителей этого типа героев;
78 — Русалочка Ариэль;
68 — Рапунцель;
56 — «суммарный» робот, включающий красную машинку из «Тачек», трансформеров, робота Зевса и робота Смерча и т.п.
56 — Смешарики;
47 — Гарри Поттер…
И еще очень-очень много персонажей различных мультсериалов, компьютерных игр и кинофильмов.
Нам скажут: ерунда! Что с того, что дети увлекаются мультипликационными героями иностранного происхождения? Это же все равно герои! Они защищают слабых, борются с преступниками и монстрами, спасают мир, в конце концов! Что тут такого?
«Такого» тут, к сожалению, много.
Во-первых, все эти герои иностранных мультиков — корнями в своих культурах. Так, загадочный для нас сериал про фей Винкс — итальянский, а известный сериал «Скуби Ду» — английский. Все эти мультфильмы и их герои — плоть от плоти (хотя, скорее, дух от духа) своих национальных культурных традиций. Они призваны воспитывать в детях то, что ценно для их культур и стран.
Но что плохого в том, что и наши дети это смотрят, спросят некоторые. Ничего — точнее, было бы ничего, если бы наряду с этими мультфильмами наши дети смотрели бы в таком же количестве и качестве сделанные российские мультфильмы и сериалы, основанные на русской культурной традиции. Но этого нет.
Во-вторых, очень важно, что мы добровольно усаживаем ребенка к телевизору. Это своего рода «освобождение от детей»: включил — и он к тебе не пристает, «а у нас так много дел!». В результате наши дети очень сильно, до степени «отравления», перекармливаются мультфильмами.
Социологические исследования показывают, что за последние 30 лет кардинально изменилось распределение «свободного» времени детей дошкольного и раннего школьного возраста. Продолжительность просмотра мультфильмов увеличилось в 8 раз, с 5% (20–30 минут) до 40%. Кроме того, теперь дети гораздо раньше начинают смотреть телевизор, многие еще в возрасте до двух лет. В результате, просмотр мультиков стал основным детским занятием вне школы и детского сада.
Но если где-то прибавилось, то где-то должно убавиться. Дети меньше читают, меньше занимаются спортом и гуляют, меньше рисуют, лепят и мастерят. Мультфильмы могли бы приносить пользу, если бы дети смотрели их активно, то есть вместе с родителями или знакомыми взрослыми, которые могли бы что-то пояснить, прокомментировать, расшифровать, чтобы ребенок мог воспользоваться полученной информацией и использовать ее в своих играх и учебе. Но, к сожалению, при просмотре мультфильмов дети варятся в собственном соку.
В-третьих, современные мультфильмы, сериалы, компьютерные игры и пр. — все суть маркетинговые проекты разной степени грандиозности. Они специально сделаны (с использованием самых современных знаний в психологии, социологии, маркетинге, управлении) с целью управления потребительским поведением — детей в том числе. Они сделаны для того, чтобы внушить людям не существующие у них потребности, которые заставят их покупать определенные товары и — что еще хуже — ориентироваться на определенный образ жизни.
Характерно, что и современные отечественные мультфильмы построены по этому же лекалу — как маркетинговые кампании. Так, например, сериал «Смешарики», который любят наши дети, — целиком и полностью такой. Если говорить о восприятии детьми этого сериала, то они не понимают его сюжетов и диалогов, они не в состоянии играть в «Смешариков». То есть содержательно и в культурном плане «Смешарики» не дают детям ничего. А ведь это, можно сказать, еще только ученическая работа наших отечественных «специалистов», которые только начинают понимать, зачем «на самом деле» нужны мультфильмы…
В следующей статье мы расскажем о том, как дети рисуют свою страну.
Комментарии