Неотъемлемым условием развития наших малышей мы традиционно считаем присутствие в их жизни книг. Большинство родителей убеждены: культуру чтения следует прививать с самого раннего возраста. Однако современные детские книжки, адресованные самым маленьким — яркие, красочные, привлекающие к себе внимание почти как игрушки, — зачастую оказываются совершенно неинтересными ребенку, а для взрослого — непонятными с точки зрения их воспитательного потенциала. Часто получается так: проявив поначалу интерес к новому предмету, малыш теребит книжку некоторое время, а слушать мамино чтение не желает. Или просит почитать, но сразу же переключается на другое занятие и совершенно не слушает маму. Как быть?
Ваш выбор
Начнем с похода в книжный магазин и выбора подходящих для формирования положительного интереса к чтению книг для начинающего читателя.
Когда это нужно сделать? Лучше начать с того благодатного периода, что называется пренатальным, т.е. еще до появления крохи на свет. Будущим маме, папе (да и другим близким, разделяющим ожидание) будет интересно и полезно обратиться к книгам, адресованным детям. Кое-что стоит просто почитать и освежить в памяти (любимые и знакомые по собственному детству детские стихи и рассказы, потешки и прибаутки, сказки — по выбору и настроению). Можно устроить для себя несколько экскурсий по книжным магазинам для знакомства с печатной продукцией, выпускаемой для детей и родителей: полистать не спеша книжки для самых маленьких, приглядеть из них такие, в которых картинки «вдохновляют» мамину фантазию на интересные, забавные рассказики и прибауточки. Приобрести, например, несколько сборников стихов, сказок — почитать, посмотреть, помурлыкать и постепенно начать готовить себя к тому, как вы будете знакомить своего малыша с тайнами, загадками и прелестями общения с книгой.
Особое внимание следует уделить книгам, знакомым с детства — они станут вашими незаменимыми помощниками (рассказ об этом чуть ниже). А еще присмотреться к книжным новинкам — ведь со времени нашего собственного детства детская литература выросла и расцвела. Появилось множество новых отечественных авторов (А.Гиваргизов, И. Гамазкова, А. Усачев, М. Яснов, М. Москвина), появились переизданные книги авторов ХХ столетия (Саша Черный, Д. Хармс, Л. Пантелеев, С. Козлов, Г. Цыферов и др.) и наконец — разлилось море интереснейшей и полезнейшей переводной литературы (шведской, датской, голландской, французской).
Как выглядят книжки для очень маленьких читателей? Это в первую очередь книги для рассматривания (текст в них служит только ориентиром для взрослого): книжки для ванной, картонные книжульки с толстыми страничками, раскладушки, пищалки, книжки-игрушки и т.п. Но частенько приятные и интересные издания — грамотно оформленные точки зрения детского обращения, содержащие в себе элементы игры — либо являются переводными (некоторые из них оказываются плохо адаптированными к привычному нам образу жизни), либо вообще лишены текста, либо предлагаемые стишата, подписи трудно воспринимаются не только ребенком, но и читающим их взрослым.
Самое разумное — выбирать среди них те, что понятны с первого взгляда: смотришь на картинку и сразу понимаешь, что можно по ней рассказать малышу, чем она привлечет внимание (игрушкой, пищалкой-гремелкой, яркостью красок или неожиданностью форм). Если вас обуревают сомнения («Откуда же я знаю, что ему, маленькому, понравится?»), смело покупайте то, что дарит вам радость, желание фантазировать и веселиться. Помните, что положительные мамины эмоции — это не только очень полезный продукт для малыша, но и залог успеха в деле его воспитания. Пусть книжка будет маминой любимой! Ведь научить радоваться книге, любить ее можно только на личном примере.
Задача этих книжек состоит в том, чтобы:
малыш узнал, что книга — нечто с чем-то перелистывающимся, с яркими цветастыми пятнами, на которых смутно угадываются… знакомые или незнакомые предметы;
малыш попробовал общаться с книжкой — своеобразным отражением окружающего мира;
книжки могли стать первыми учебниками (скорее для мамы, чем для ребенка) в освоении тайн и сокровищ человеческих знаний: чаще всего книжки для малышей служат для знакомства со свойствами предметов (их форм, размеров, цвета и прочего разнообразия).
Важно помнить, что книжка — это отражение окружающего мира, а не наоборот, поэтому нужно стараться соотносить опыт знакомства с окружающим миром (впечатления от встречи с животными, машинами и предметами, овладение знаниями об их особенностях и назначении) с картинками в книжках. Ребенок с радостью найдет на картинке киску и с удовольствием будет слушать маму, которая изображает, как киска мяукает, а вот бегемотик может поставить в тупик. Нужно ли бежать в зоопарк? Вовсе нет! Просто обратите внимание на что-то другое: например, на птичку на этой же картинке и расскажите о том, что она летит НАД бегемотиком. А бегемотика можно купить игрушечного, пусть он пока побудет маленьким и почти сказочным.
А вот и читатель!
Малыш знакомится с книгой. Сначала он с удовольствием треплет и изучает этот новый для него предмет. Некоторое время даже внимательно слушает маму: что она такое интересное нашла в этой книжке? А потом кроха понимает, что игрушки (розетки, папины ботинки, посуда на кухне) привлекательнее — потому что он знает, что с ними делать. А вот чтение, точнее слушание, пока малышу совсем непонятно.
Что нужно сделать, чтобы этот процесс стал привлекательным? Во-первых, не читать! Начало чтения или слушания лежит в формировании у малыша способности удерживать внимание на книжном мире, способности получать удовольствие от соприкосновения с ним, проявлять интерес к его реалиям. В детской книге мир воплощен в иллюстрациях. Яркие, красочные, детализированные картинки — это ворота в книжный мир фантазии, волшебства и отраженной реальности одновременно. Картинка служит маленькому читателю мостиком, по которому он свободно перемещается из мира реального, его окружающего, в мир придуманный, отраженный. Знакомые предметы вдруг обретают образ — свое изображение! Становятся знакомыми новые образы тех предметов, которые до сих пор крохе не встречались. Вот на этой особенности и нужно строить первое знакомство с книгой:
— Видишь, что здесь изображено? Кто это? Это киска. Как киска говорит?
Представление книжки можно провести только как разглядывание картинок и комментирование их. Не дольше нескольких секунд на комментарий к одной картинке, но: к следующей картинке переходим только по желанию малыша — он попытался перевернуть страничку или потерял интерес к разглядыванию данной. И так несколько раз.
Не отчаивайтесь, если ребенка хватило буквально на пару минут, он смог удержать внимание только на одной картинке — это уже большая победа. Старайтесь привлекать внимание малыша забавными звуками — звукоподражательными «ква-ква», «скок-скок» или неожиданными интонационными фразами: «Кто-кто в теремочке живет?»). Однако не увлекайтесь словами-заменителями: называйте лягушку лягушкой, кошку — кошкой, не заменяя на «ква» и «мяу». Предоставьте эту возможность крохе, постепенно приучая его «рассказывать» о персонажах.
Итак, мы познакомились с отдельными картинками, разглядели предметы, изображенные на них, увидели среди них знакомые и незнакомые. Теперь можно попробовать рассказать историю по картинке.
При этом важно:
указывать на главных героев;
учить обращать внимание на перемещения главного героя, изменения в его внешности;
рассказывать историю героя: кто он, какой он;
играть в самые разные варианты инсценировок при помощи игрушек, пальчиков и ладошек;
рисовать, лепить на тему читаемых сказок и стихов;
вспоминать о прочитанном во время игры, на прогулке, а читая, не забывать про прогулочные впечатления.
Детализированные картинки можно успешно использовать для развития словаря, для формирования внимания и памяти:
— Вот мышка. Подошла она к теремку и спрашивает: «Кто-кто в теремочке живет? Кто-кто в невысоком живет?»
Смотри: мышка серенькая, в сарафанчике, стоит перед теремком.
Переходим к другой картинке:
— А здесь где мышка?
Постарайтесь научить малыша внимательно разглядывать картинки: художники-иллюстраторы детских книг — настоящие сказочники. Каждая картинка — это маленькая история: вот бабочка полетела, а вот около теремка вырос мухомор, а волк в этой сказке — красавец и щеголь: и трость у него есть, и шляпа.
Не переживайте, если ребенок полюбит эти детали настолько, что будет бесконечными вопросами перебивать чтение сказки: это своеобразная форма живого общения с вами — обсуждение увиденного. Важно, чтобы потом оно переросло в такую же тягу к обсуждению прочитанного.
Что на книжной полке?
Первые сказки — маленькие сказочки, среди которых и традиционные «Репка», «Колобок», «Теремок», и разнообразные маленькие сюжетики самых разных авторов от Л.Толстого до Д.Хармса. Выбирая книжку для маленького читателя, конечно, обращаем внимание на картинки, которые должны позволять взрослому не столько читать, сколько рассказывать сказку по картинкам в книжке. Хороши нарядные красочные книжки с самыми разными способами оформления — вырубка, игрушка внутри, панорамка, раскладушка и т.п. Иллюстрации в них занимают всю поверхность страниц, а потому фигуры героев крупные, с хорошо прорисованными деталями.
Несколько книжек на один и тот же сюжет, игрушки, с помощью которых можно разыграть любимую сказку, — это необходимые средства для развития внимания маленького читателя, для стимулирования его речевого развития, для формирования основы читательского воображения: читать интересно в том случае, если живо представляешь то, о чем читаешь.
Первые стихи. Вспомним стихи А. Барто об игрушках — Мишка, Зайка, Бычок. Конечно, на странице со стихотворением будет изображен главный герой. Вот этот принцип иллюстрирования и есть самый лучший — он позволяет маме «читать» книжку малышу во время мытья посуды, а картинки кроха и сам найдет нужные! Такой иллюстрационной «зависимостью» наделены все стихи Корнея Чуковского, да и другие многие-многие стихи для самых маленьких (С.Маршака, С. Михалкова, Я. Акима, Б. Заходера, Э. Мошковской, М. Бородицкой, В Левина, И. Гамазковой, И. Токмаковой, В. Берестова, Д. Хармса и многих других авторов).
Также можно читать наизусть малышу стихи из книжки, саму книжку не доставая (вот для этого вам и понадобятся знакомые с детства тексты), — а потом разглядывать книжку, припоминая стихи. Кроме стихов можно читать, а лучше припевать и приговаривать потешки и прибаутки. Ими должна быть заполнена практически каждая минута малыша: одевание, умывание, кормление, прогулка. Фольклорные стишата тем и хороши, что вы можете создать для себя свой репертуар — сочиняйте, выдумывайте, веселитесь.
Ритмизированная речь привлекает внимание ребенка, создает жизнерадостный речевой фон. Повторяемые многократно стихи быстро запоминаются — и вот уже малыш с легкостью называет вам последнее слово в строчке, радостно кивает в такт стихам, чувствуя их ритм. А через некоторое время он вдруг цитирует любимые строки, употребляя их очень даже уместно и остроумно.
Совет. Для того чтобы пополнить свой багаж памяти достойным количеством стихов и потешек, используйте аудио и МР носители — слушая вместе с малышом диск или кассету, вы быстро запомните их, а малыш поможет.
Познавательная и развивающая литература для малышей посвящена многообразию окружающего мира. Это первые энциклопедии о животных, о транспорте, о человеке (его деятельности, увлечениях, быте). Развивающая литература для малышей — это, как правило, тематические альбомы с яркими картинками и заданиями, посвященные изучению свойств предметов, развитию логического мышления (например, пособия издательского дома «Карапуз» или издательства «Мозаика-Синтез»).
Картинки в книгах о транспорте, животных, разнообразии форм, размеров и цветов могут быть самыми разными: фотографии, реалистичное или довольно абстрактно выполненное изображение художника. Способность «представить» себе предмет, увидеть его в замысловатом, схематичном изображении — это, с одной стороны, естественное свойство ребенка. С другой стороны, эта способность требует развития, тренировки.
Маме важно научиться творчески относиться к рекомендациям самой книжки: любое обучение малыша до трех лет должно основываться на его личном опыте. Схемы, знаки, символы — только отражение реального мира. Поэтому считать лучше сначала предметы, а круги, квадраты и овалы нужно обязательно находить в форме стола, мячика, тарелки, корзинки. Рассматривать на картинке деревья, машины или животных нужно начинать с тех, что уже хорошо знакомы по, так сказать, личному контакту. Если задание, предлагаемое авторами пособия, вам непонятно, не по силам малышу, никак не соотносится с его опытом — перестройтесь, предложите крохе собственный вариант задания.
Интерес к книжкам формируется у каждого ребенка индивидуально, поэтому возраст, для которого могут быть применены данные рекомендации, обозначим достаточно широко: от полугода до трех лет.
Основные правила общения с книгой — это благодушный настрой, оптимистичное восприятие и уважительное отношение.
Комментарии