Зависть присуща как взрослым, так и детям. Малыш, например, уверен, что мир существует для него одного, и столкновение с иным положением вещей воспринимает порой очень болезненно. Это касается и игрушек, и внимания. Школьников же часто приводит в уныние сравнение с одноклассниками.
Я и другие
Приходя в новый коллектив, человек «сканирует» окружающих людей, бессознательно сравнивает себя с ними. Мы обращаем внимание на внешний вид и вещи чужих людей, а общаясь, осознаем особенности своей жизни.
Школьники на переменах рассказывают друг другу о том, как провели выходные, какие подарки получили на День рождения или на Новый год. В ребёнке заложена потребность делиться впечатлениями, поэтому он делает это, не задумываясь о том, что его радостные события могут быть не очень приятны другим детям.
В процессе детских разговоров выясняются бытовые особенности: сколько машин в семье и какие, наличие дачи, возможность путешествовать, цена подарков. Тут же появляется желание похвастаться:
— У твоего папы «Лада Гранта»? А у моего «Мерседес».
— А сколько комнат у вас в квартире? Значит, у тебя нет своей комнаты.
— А у вас на даче есть бассейн? Как, у вас нет дачи?
— Мои родители уже купили путевки в Турцию. А вы где отдыхаете летом?
Дети в своих высказываниях очень категоричны. Делая нехитрые выводы о жилищных условиях или материальном положении сверстников, они не хотят никого обидеть — даже не задумываются об этом.
Одноклассники сообщают цену своих кроссовок или телефона, объясняют, как отличить фирменную вещь от подделки — эту информацию они узнают у взрослых или старших членов семьи и с удовольствием пересказывают ровесникам.
А теперь представьте, что ребенок в какой-то момент потерял под ногами почву под названием «благополучие». Оказывается, все не так радужно, как ему казалось, и живет он хуже своих одноклассников. Разочарование приходит неожиданно, а задерживается надолго. Чувство, которое испытывает ребенок — зависть.
Как проявляется зависть
Детская зависть может быть явной или скрытой.
Явное проявление зависти можно констатировать по фразам:
— Почему у Катьки есть все, а у меня ничего?
— Чем я хуже Ольки, почему я должна носить старые кроссовки?
— Мам, мы нищие? У нас нет даже машины.
— У всех моих одноклассников есть отдельные комнаты, и только я живу в одной комнате с братом.
— А Сережке на Новый год подарили квадрокоптер, а у него даже тройки в четверти есть.
— Марья Ивановна никогда не пошлет меня на конкурс, у нее есть любимый Димочка.
Дети часто начинают требовать что-то особенное: от котенка до смартфона. При этом объяснения материального положения семьи здесь не работает. Возникает другой вопрос: чем я хуже? И вот тут появляется обида на семью и судьбу. Скрытая зависть гложет ребенка изнутри и разрушает психику, поэтому очень опасна.
У детской зависти есть несколько проявлений:
Практические действия. Ребенок может испортить чужую вещь или работу, сделав вид, что сделал это нечаянно.
Критика. Ребенок настойчиво критикует другого или ищет изъяны в вещах. Можно наблюдать, что негативные чувства он испытывает совершенно беспочвенно.
Игнорирование. Ребенок перестает общаться с человеком, удаляет его из друзей в соцсетях, не хочет слышать о нём.
Маскировка. Ребенок радуется любым проблемам и неудачам того, кому завидует.
Школьник никому не говорит о своей зависти. На это есть причины:
Во-первых, понимает, что завидовать стыдно и безнравственно.
Во-вторых, не хочет обидеть близких, зная, что родители не могут дать ему желаемое.
В-третьих, боится прослыть завистливым и стать предметом насмешек в семье.
Комментарии