Разрешить или запретить – этот выбор родителям приходится делать почти поминутно. Однако есть ситуации, когда юному исследователю мира не стоит говорить «нельзя».
В мире все большую популярность обретает японская система воспитания, при которой ребенка дошкольного возраста поощряют к любой деятельности и запрещают что-то исключительно в целях его безопасности. Готовы ли вы принять эту философию за основу или думаете, что разумные запреты все же нужно вводить? В любом случае есть пять ситуаций, когда нельзя говорить детям «нельзя».
Ребенок проявляет самостоятельность. Конечно, вы гораздо быстрее зашнуруете ему ботиночки, наденете на него куртку, умоете его и точно не обожжетесь о сковородку, делая омлет. Но если на всякую инициативу ребенка говорить «нельзя», инициатива эта сойдет на нет. Более того, вместе с инициативностью понизится и самооценка ребенка: малыш привыкнет к мысли, что не стоит что-то начинать делать, ибо все равно не получится.
Ребенок проявляет активность. Иногда кажется, что некоторые родители мечтают, чтобы их чадо всю прогулку просидело чинно на лавочке, читая газетку. На горку – нельзя, на дерево – нельзя, в лужу – нельзя, бегать – нельзя, лазить, кстати, тоже. Упадешь, испачкаешься, порвешь новые брюки, вспотеешь и простудишься – родители находят десятки аргументов для запрета. И зря. Если ребенок пришел с прогулки грязный, голодный, с полными карманами очень ценных камушков, шишек, запчастей для машинки и дохлой мышью, розовощекий и, возможно, взмокший, радуйтесь – ваш ребенок здоров, полон жизненных сил и любознателен. Разве это не важнее чистых джинсов и коленок без синяков?
Ребенок проявляет любознательность. Иногда ваш малыш задает ожидаемые вопросы в неожиданный момент, и вопросы эти ставят вас в тупик или неудобное положение. Про смерть, про секс, про то, как устроен мир. Проще отмахнуться, сказать: «Маленький – не поймешь». Но на деле лучше все же найти простые слова и ответить. Ведь именно эти ответы помогут малышу составить свое представление о жизни и об окружающем мире. И мир этот не должен казаться ему враждебным и закрытым, таким, где маленькому человеку нельзя даже задать волнующий его вопрос.
Ребенок поступает нестандартно. Детский сад и школа учат ребенка быстро читать и считать, правильно оформлять задачки, отступая от края странички правильное число клеток. Но совсем не учат самостоятельно мыслить и искать альтернативные решения. Поощряйте это хотя бы вы. Если ребенок видит другой путь решения задачи, не тот, который ему показали в школе, не запрещайте ему попробовать. Пусть он сделает задачу двумя способами. Если он просит найти дополнительную информацию, если задает вопросы сверх программы, не пожалейте времени, удовлетворите его желание.
Ребенок хочет обниматься. Может быть, вы устали, или у вас нет времени, или вы только что сделали макияж и прическу, которые эти маленькие цепкие ручки обязательно испортят. Но разве все это и правда существенный повод отказаться от такого удовольствия, как лишний раз обнять своего малыша и дать ему почувствовать, что он всегда важен для вас?
Комментарии