Мамы обычно очень переживают, когда отдают малыша в детский сад. Ведь они уже не могут контролировать, хорошо ли там ребенку, не обижают ли его. Чтобы не мучиться напрасно, надо очень осознанно выбрать детский сад, а если малыш уже посещает дошкольное учреждение, то смотреть на особенности его поведения.
Эксперт: Татьяна Курраева, заместитель управляющего, маркетолог ОАНО «Дари Детям Добро»
Эксперт: Нина Ивлева, методист частного детского сада My Sadik
Родители часто задаются вопросом, хорошо ли их ребенку будет в детском саду. Насколько комфортным окажется его пребывание в группе в течение дня? Как воспитатель будет общаться с малышом и можно ли ему доверять? Чему он сможет научить и какой пример он подает детям? Хорошо ли малыш будет себя чувствовать, постоянно находясь рядом с этим специалистом?
Подобные вопросы возникают не только при выборе садика. Они тревожат родителя даже тогда, когда выбор уже сделан и ребенок достаточно долго посещает детское дошкольное заведение.
РЕШАЙТЕ САМИ
Именно взрослый делает выбор в пользу детского сада, исходя из понимания уклада жизни своей семьи и индивидуальных особенностей ребенка. Поэтому давайте позволим малышу не принимать важных решений. Ему еще рано и ни к чему. Не перекладывайте на него свою ответственность.
АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ КОРЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА СФОРМИРУЮТСЯ У НЕГО ТОЛЬКО К 7 ГОДАМ. ЭТО ЗНАЧИТ, ЧТО СПОСОБНОСТЬ К РЕФЛЕКСИИ РЕБЕНКУ ЕЩЕ НЕДОСТУПНА. ПОЭТОМУ ТРЕБОВАТЬ ОТ СЫНА ИЛИ ДОЧЕРИ ОТВЕТА НА ВОПРОС, НРАВИТСЯ ЛИ ИМ ДЕТСКИЙ САД, НЕЛЬЗЯ.
Все реакции ребенка связаны с текущей ситуацией, основаны на отношениях, состояниях, настроениях и разговорах, которые он слышит от родителей. В этот период его связь с родителями очень крепка. На их мнение малыш ориентируется в первую очередь, поскольку для него это самые значимые взрослые в его окружении.
15 ОПОРНЫХ ПУНКТОВ
Присмотритесь, насколько атмосфера детского садика нравится именно вам. Вот перечень пунктов, которые могут помочь родителю сделать свой выбор:
1. Локация. Расположение детского садика должно быть таким, чтобы дорога туда и обратно не занимала у вас слишком много времени.
2. Оплата. Обязательно узнайте, что входит в список оплачиваемых услуг. Нет ли в нем скрытых платежей? Нужен ли вступительный взнос?
3. Процесс питания. Есть ли в саду своя кухня и столовая? Где готовят еду: в самом саду или ее привозят из другой организации? По какому принципу разработано меню? Можно ли обсудить с персоналом особенности диеты для своего малыша?
4. Детские спальни. Это отдельные помещения для отдыха? В каких условиях дети засыпают и отдыхают?
5. Игровые комнаты. Они находятся отдельно или совмещены вместе со спальней? Какие там игрушки?
6. Распорядок дня для ребенка. Всегда ли режим дня один и тот же? Что лежит в его основе?
7. Площадка для гуляния. Есть ли она в саду? В каком она состоянии? Огорожена ли она со всех сторон?
8. Медработник. Какая квалификация специалиста (педиатр или медсестра)? Есть ли такой специалист в детском саду? Всегда ли он в саду? Что входит в его обязанности?
9. Развитие персонала. Когда работники проходили повышение квалификации по специальности, курсы по оказанию первой помощи?
10. Занятия. Какие занятия входят в расписание, кто их ведет? Какие из них направлены на развитие интеллекта, творчества, физического развития? Каков список предметов, которыми будет заниматься ребенок, и с какой периодичностью (математика, логика, обучение грамоте, письму, иностранным языкам, спортивные занятия, хореография, музыка, логопед, психолог, шахматы и т.д.)? Есть ли программа обучения и какая она, на что она направлена?
11. Юридические моменты. Имеется ли лицензия на ведение образовательной деятельности? Можно ли оплатить пребывание в саду материнским капиталом? Есть ли медицинский кабинет и в нем – изолятор для заболевших детей?
12. Возможности дополнительного образования. Есть ли в саду обучение английскому и другим языкам? Как проходят занятия? Что делают дети на уроках? Чему научатся малыши за год занятий? По какой программе занимаются? На что она направлена?
13. Подготовка к школе. Как садик готовит ребенка к школе? Кто это делает? Есть ли связи у садика с ближайшими или престижными школами? Есть ли в садике специальные подготовительные занятия перед школой и как они проходят?
14. Занятия с другими педагогами. Предусмотрены ли занятия не только с постоянными воспитателями? Как часто они проходят?
15. Мероприятия, проводимые садиком. Выезжают ли воспитатели с детьми в музеи, театры, парки, планетарий и другие интерактивные площадки города? Какие мероприятия проходят в садике в течение года?
СПИСОК ВОПРОСОВ ПРИВЕДЕН ДЛЯ УДОБСТВА, ЧТОБЫ ВСЕГДА ПОД РУКОЙ БЫЛ ТАКОЙ ПЕРЕЧЕНЬ В ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ. СЧАСТЛИВЫЙ РЕБЕНОК – ЭТО ОБЩАЯ ЗАДАЧА, А ДЛЯ ЭТОГО ВАЖНО ВЫБРАТЬ САДИК ДЛЯ ДУШИ, ПОЛНОСТЬЮ ОТВЕЧАЮЩИЙ ВАШИМ ОЖИДАНИЯМ.
ТРЕБОВАНИЯ К ВОСПИТАТЕЛЯМ
Именно эти специалисты проводят с детьми большую часть времени. Как узнать, подходят ли они вашему ребенку? Вот несколько критериев.
1. Грамотная ли речь у педагога? Она должна быть чистой, без изъянов, заметных особенностей и ярко выраженного акцента. Если малыш еще не начал говорить или только осваиваивает речь, то он может воспринять неправильное произношение как норму и перенять этот дефект. Воспитатель должен говорить четко, правильно и, конечно, не использовать сомнительных выражений.
2. По какой программе воспитатель занимается с детьми? Не стесняйтесь, уточните этот вопрос. Узнайте, на что она направлена. Как строятся занятия, в какой форме, по какому сценарию они проходят? Какие вспомогательные методики педагог использует?
3. Выясните длительность занятий. Помните, что у малыша еще только формируется усидчивость и способность концентрировать внимание. Поэтому на каждый возраст СанПин рекомендует свою длительность занятий: от 10 до 25 минут в зависимости от возраста.
ТЕСТ НА ПРОФПРИГОДНОСТЬ
Обратите внимание на следующие моменты:
Умеет ли ваш воспитатель находить общий язык с детьми? Или сразу прибегает к манипуляции, срывается на крик и переходит к наказаниям?
Ограничивают ли детей в передвижении? Сидит ли ваш малыш целый день, сложив ладошки на коленях, или ему можно свободно перемещаться в зоне, где воспитатель его видит?
Как воспитатель встречает утром ребенка? Выходит ли он в раздевалку? Как он себя ведет? Видно ли, что он рад встрече с вашим малышом?
Дает ли воспитатель обратную связь о том, как прошел день ребенка? Знает ли о его особенностях? Делится ли, чему он сумел научиться?
По этим признакам вы быстро определите, что чувствует ваш малыш, находясь рядом с воспитателем.
Если ребенок испытывает сложности, находясь в детском саду, то он обязательно покажет это через свое поведение. Все, что вам нужно, – быть внимательными к своему малышу. Не стесняйтесь подойти и разобрать волнующие вас вопросы с воспитателем или штатным психологом.
Помните: воспитатель должен вам понравиться. Этому человеку вы должны доверять, и речь тут – о жизни и здоровье вашего ребенка.
КАК ДЕТСКИЙ САД ВЛИЯЕТ НА МАЛЫША?
Очень важно отслеживать реакции ребенка на посещение детского садика. Но что-то не так…Перед тем как выносить оценку, в ситуации нужно разобраться детально.
Важный момент: адаптация ребенка к нахождению в садике – это совсем другая история, которая заслуживает отдельного разговора. Для этого периода существуют свои собственные условия. Сейчас мы рассматриваем ситуацию, когда адаптация, которая может длиться от одного дня до месяца, осталась уже позади. Давайте разберем главные ориентиры, которые помогут в понимании вопроса.
Обычно дети, когда сталкиваются с неприятными для них событиями, начинают хуже спать. Здесь родителям необходимо проанализировать события, которые в это время происходили в семье и в садике. Дети 4–6 лет обычно говорят или отзеркаливают в своем поведении то, что происходит дома или в садике (в простых ситуациях: как их наказывают, ругают, запрещают что-то).
Еще одна реакция – дети отказываются идти в сад, причем делают это весьма резко. Выглядит это так: малыш длительное время спокойно ходил в группу, а в последнее время начал закатывать истерики перед выходом, отказываться от посещений. Нужно сначала разобраться, с чем связано поведение ребенка: с событиями дома или с его пребыванием в детском саду.
МАЛЫШИ БОЛЬШЕ ВЫРАЖАЮТ СВОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕРЕЗ БЕСПОКОЙНЫЙ СОН И ПЕРЕМЕНЫ В ЭМОЦИОНАЛЬНОМ ПОВЕДЕНИИ. ДЕТИ ПОСТАРШЕ ИЩУТ ВЫХОД ЧЕРЕЗ ИГРЫ, СЮЖЕТЫ И СЛОВА, ИХ ПОВЕДЕНИЕ СТАНОВИТСЯ БОЛЕЕ ТРЕВОЖНЫМ.
Когда воспитатель слишком эмоционально реагирует на какие-то события, дети сразу же начинают отзеркаливать его поведение – капризничают, тревожатся. Это может стать для родителей знаком, чтобы встретиться и поговорить с администрацией, выразить свою обеспокоенность. Возможно, стоит предложить воспитателю отдых, поскольку эмоциональная нагрузка в данной сфере велика, и важно своевременно отдыхать.
ТРЕВОЖНЫЕ СИМПТОМЫ
Бывает, что период адаптации к новым условиям уже пройден, но поведение ребенка по-прежнему напряженное. Часто это связано с какими-то изменениями в жизни и окружении ребенка (переездом, появлением в семье братика или сестрички, возникновением любых напряженных ситуаций в домашней среде, пусть даже и не связанных с самим малышом). Если таких причин нет, то стоит обратить внимание на детский сад.
Что в поведении ребенка должно привлечь ваше внимание?
проявление агрессии – скрытой или явной;
постоянная вялость, отсутствие инициативы;
тревожность, плохой сон, пугливость без видимых причин;
изменение речи – уменьшается словарный запас, появляются запинания в предложениях, заикание;
отказ от посещения детского садика.
В любом случае важно помнить, что как у родителей, так и у детского сада цель одна – здоровье и благополучие ребенка. И здесь важно сесть за стол переговоров со специалистами ДОУ: администрацией, психологами, воспитателями. Выскажите им свои опасения и переживания. Выслушайте наблюдения и рекомендации специалистов, постройте совместно маршрут преодоления проблем, научения ребенка понимать свои эмоции и справляться с аналогичными ситуациями. Если присутствуют педагоги, ведущие дополнительные занятия, то их мнение тоже будет очень важным.
Совместные усилия помогут выработать план действий и педагогам садика, и лично вам. Только так можно понять, как помочь ребенку развиваться в комфортных для него условиях. А заодно – выяснить, насколько психологическая среда в саду для него безопасна и благотворна.
КУКОЛКИ, НА ПОМОЩЬ!
Еще один способ понять, как себя чувствует малыш в новой среде, – предложить ему поиграть в детский садик с помощью кукол. Понаблюдайте, как ведут себя герои, которыми он управляет. Нет ли в их разговорах агрессии и грубости? Какие сюжеты разыгрываются? Так вы сможете лучше понять, что происходит в душе у ребенка, что его волнует.
Комментарии