Мобильные телефоны в активном пользовании у нас не так давно – около пятнадцати лет. Каждый год нижняя граница возраста обладателей отодвигается на несколько месяцев. Если изначально необходимость в такого рода связи признавалась для практически взрослого (17–18 лет) человека, то сейчас нижняя граница – семь лет. В реальности же мы все чаще видим детей садиковского возраста с мобильниками в руках: кто-то берет у родителей, кто-то уже имеет свой. Да что там детсадовцы! Бывает, ребенок из коляски сам вылезти не может, зато с телефоном обращается вполне уверенно. «Просто на минутку дали, чтобы не капризничал», – оправдываются родители, когда им говорят, что не очень это полезно с такого-то возраста. «Тенденция сохраняется», – радостно отмечают производители телефонов и операторы сотовых сетей, разрабатывая все новые модели и пакеты услуг. А детские психологи, соглашаясь с тем, что прогресса не избежать, призывают сохранять при этом здравый смысл и разобраться, зачем на самом деле вы покупаете ребенку телефон.
ВПЕЧАТЛЯЕТ!
Раньше других телефоны покупают родители, которым мало просто любить ребенка. Им нужно показывать эту любовь окружающим, производить впечатление или просто напоминать себе, какие они любящие и замечательные. Покупки для этой цели подходят самым лучшим образом. Они наглядны и делаются быстро. Не будешь же каждому сообщать, что открыл на имя ребенка счет в банке. Но вещь – дорогую по стоимости или такую, что в каком-то возрасте есть не у всех – отметят. «Ого, как тебя любят – такую игрушку купили!» – эти слова просто бальзам на сердце для демонстративно любящих родителей. При этом лично для себя они могут иметь запросы скромные: установка «все и немного больше» касается только ребенка. Причина, конечно, кроется в собственном детстве. Например, в том, что родители в свое время слишком мало проявляли чувств, не выражали свою любовь, не говорили об этом, а на вопрос «Как вы меня любите?» отвечали: «Ерунду спрашиваешь». Вырастая, такой ребенок испытывает повышенную потребность в выражении чувств и стремится компенсировать свою нехватку эмоций общением с собственным чадом. Но вот как именно это делать, он часто не знает. Не умея любить на уровне простого общения, он переносит все в область материального. В семье формируется настоящий культ детей и существует в таком виде на протяжении нескольких поколений. Только доказательства этой любви меняются в зависимости от требований времени: родители на свои три года получали золотой браслет с подвесками в виде клоунов и собачек, а сами своему покупают телефон последней модели. Пользоваться активно ни браслетом, ни телефоном ребенок не может, но это не основное. Главное, что реализована формула «Я люблю – значит я дарю». Еще такое бывает в семьях, где идет спор по вопросу, кто лучше и кто больше любит. Например, после развода мама и папа, а также бабушки-дедушки с двух сторон начинают соревноваться в значительности и стоимости подарков. Когда все идеи относительно обычных игрушек и развлечений оказываются реализованными, покупки переходят на более серьезный уровень.
«Бывший муж сначала вообще не помогал, алименты только через суд получать стала. А вот когда я второй раз замуж вышла, и сын стал мужа папой называть, все изменилось. Теперь не только бывший, но и его родители подарками нас засыпали. Недавно бабушка привезла телефон и со слезами на глазах стала говорить ребенку, как они все грустят. «Вот научишься сам звонить – и будем часто разговаривать». По-моему, некрасиво так манипулировать. Тем более что живут они через дом от нас, и я никакие встречи не запрещаю. Да и телефон этот для ребенка совершенно неудобен. Игорь, мой новый муж, сказал, что он глаза портит, что нужно нормальный смартфон купить – с большим экраном и разными функциями для детей». Жанна, мама Димы, 4 года
Взрослые, оказавшиеся в ситуации соревнования, часто теряют критичность к своим поступкам и мотивам. Иногда они так увлекаются доказательствами и демонстрацией, что забывают о настоящем внимании. Если, покупая ребенку-дошкольнику телефон, в глубине души вы думаете: «Ни у кого еще такого нет…, пусть знает, как я его люблю…, все, наверное, удивятся», то обязательно подумайте, что вы можете сделать еще. Ведь ребенок, вероятно, нуждается в опции «искренность и внимание». Включите ее в свое с ним общение как можно быстрее.
В ЕГО ИНТЕРЕСАХ
Когда ребенок делает что-то не по возрасту, то, что ему, по общепринятым меркам, делать еще рано, это вызывает удивление и уважение. То же касается занятий, которые не свойственны большинству детей, и способности отличным от других образом выражать свои мысли. Обязательно привлечет внимание ребенок, который сидит и читает на детской площадке, вместо того чтобы играть в догонялки или качаться на качелях. Особенно если читает он «Отцы и дети». Внимание это будет позитивным: «Надо же, какой умный у вас ребенок. А моему лишь бы в песочнице рыться или носиться сломя голову». Примерно такое же впечатление производит маленький ребенок, лихо управляющийся с телефоном: «Сам во всем разобрался: знает, как звонить, как громкую связь устанавливать, как картинки открывать. Даже сам пароль установил! Очень способный». Родители, которых очень привлекает тема раннего развития, которые хотят видеть своего ребенка именно таким, продвинутым, приучают к компьютеру и к телефону рано. Им нравится сам факт того, что ребенок все осваивает самостоятельно, что он всегда при деле. Телефон и планшет изначально выступают в роли полезных игрушек, а в личное пользование приобретаются, когда потребность становится постоянной. Конечно, большинство родителей прекрасно понимают, что интеллектуальное развитие – процесс многогранный и сложный, и прилагают усилия в этом направлении, а освоение телефона считают просто дополнительным удобством. Но есть те, кто уверен, что если ребенок сам разбирается с телефоном, то ничего больше предпринимать не стоит – и так слишком умный.
«У наших знакомых есть дочка Анастасия. Ее именно так зовут, иногда еще и по отчеству. Мы это, конечно, как шутку воспринимали. Как и заявления мамы о том, что программу двух классов Анастасия уже знает, поэтому пойдет сразу в третий. Потом оказалось, что мы с ними в одной школе и даже в одном классе. Конечно, мама опять сказала, что они здесь по недоразумению, что дочери ее в начальной школе будет совершенно неинтересно. Я даже переживала за свою Лизу – как она будет на фоне такой умницы. А потом оказалось, что Настя учится очень плохо: невнимательная, читает с трудом, считать в уме даже самые простые числа не может, почерк ужасный. Оказывается, она с помощью смартфона обучалась: и писала на нем, и считала, и упражнения для развития мелкой моторики тоже на нем делала. Мама ее стала жаловаться, что умного ребенка притесняют. А психолог школы вскоре даже собрание провел – как раз о критериях развития рассказывал, о том, как важно делать все последовательно, о том, что компьютеры и телефоны иногда в этом очень мешают». Елена, мама Лизы, 7 лет
Частое «общение» с телефоном повышает порог восприятия и ухудшает внимание в целом. Если, видя ребенка с мобильником в руке, вы думаете «интеллектуал», «вот молодец – не пристает, а сам нашел занятие», «завидую – мне в его возрасте приходилось в библиотеку ходить», то вам срочно нужно отвлечь его от телефона и заняться вместе чем-то простым и по техническим меркам примитивным. Например, кубиками и мыльными пузырями. Иногда они способствуют интеллектуальному росту больше, чем всемирная информационная Сеть.
«Мне непонятно, почему в садике не разрешают носить телефоны. Вдруг ребенку захочется поговорить или что-то случится? Нет, я не то чтобы не доверяла воспитателям – они, конечно, позаботятся, если что. И я не буду контролировать каждый шаг, просить прислать видео. Я же не сумасшедшая мамаша, которая не доверяет никому. Просто хочу, чтобы была возможность связаться в экстренном случае. Вот однажды Кира забыла гольфы. Сказать об этом постеснялась, сослалась на боль в ноге, и ее вместо репетиции отправили в медпункт. А если бы она позвонила мне, я бы сказала, что делать. В общем, разные ситуации бывают. Мы в группе новенькие – ходим всего полгода. Буду обращаться к заведующей, чтобы разрешили телефоны приносить. Я, между прочим, не одна такая…». Светлана, мама Киры, 5 лет
Удобство и уверенность – основные преимущества мобильной связи. Для людей тревожных это имеет большое значение. Кроме того, телефон избавляет от многих неудобных ситуаций, помогает справиться с эмоциями, отвлечься. Случился конфликт на работе? Можно написать об этом подругам, причем сразу всем одновременно. Кто-нибудь да пришлет смешной ролик на тему «злобный шеф» – вот уже и полегчало. Родители, которые чувствуют себя уязвимыми во многих ситуациях, склонны не доверять окружающим. На ребенка они переносят свои чувства к миру. Сами они такие с детства и очень хорошо помнят состояние дискомфорта и обиды, когда и помочь некому, и сам не знаешь, что делать. Они представляют, что ребенка в детском саду или в школе обижают, притесняют, игнорируют. Телефон хотя бы часть этих проблем решит. Вот, например, что он будет делать, если все над ним смеются? Плакать, переживать, сидеть где-нибудь в углу. А с телефоном он может сразу позвонить и пожаловаться (или хотя бы просто смотреть в него, демонстрируя спокойствие и равнодушие). Покупая телефон, такие родители обычно вручают его со словами «Будешь звонить в случае чего». Это «если что» само по себе убеждает ребенка, что мир недобр даже в пределах группы детского сада или школьного класса, что многого в нем стоит опасаться. Вместо того чтобы возлагать на телефон надежды эмоционального порядка, стоит научить детей искать способы решения разных ситуаций и внушать им уверенность в собственных силах. Ребенку, который всегда на связи с родителями, трудно адаптироваться в коллективе и учиться самостоятельности. Так телефон иногда оказывается помощью, которая только мешает.
Комментарии