Внутриутробное развитие:органы чувств

Внутриутробное развитие:органы чувств

Многие будущие мамы задаются вопросом: что слышит и чувствует ребенок, находясь в животе? Как формируются его органы чувств? Может быть, нужно начинать заниматься развитием малыша еще до его рождения?

Почему-то большинство мам в первую очередь спрашивают о том, что же он там, в животе, слышит, и надо ли с ним разговаривать, ставить музыку, читать стихи… На самом деле слух – далеко не первый орган чувств, который появляется у будущего малыша. Прежде всего, чтобы что-то чувствовать, нужна нервная система. Она закладывается очень рано, на 5-й неделе, а к 6 неделям у малыша уже есть все отделы головного мозга. Как дальше развиваются его органы восприятия, в какой последовательности ребенок начинает реагировать на внешнюю среду?

МУЗЫКАЛЬНЫЙ АНТИСТРЕСС
Музыка помогает не только детям. Врачи из Национального университета Ченг Кунг на Тайване раздали беременным женщинам диск с получасовой записью спокойных композиций Брамса, Дебюсси и звуков природы, имитирующих частоту сердцебиения. Уже после двух недель будущие мамы стали меньше тревожиться, у многих исчез страх перед родами и снизился уровень стресса.
ПЕРВЫЙ ОРГАН ЧУВСТВ
…формируется в 6 недель. И это не слух и не зрение, а тот орган, о котором мы редко вспоминаем, хотя все не понаслышке знаем, как он действует. Это – вестибулярный аппарат. Сам малыш в 6 недель еще не двигается, но зато он находится в подвижной среде: двигается мама, двигаются органы у нее в животе (убедиться в этом можно во время УЗИ: вы спокойно лежите на кушетке, но даже в это время матка и все внутренние органы находятся в постоянном движении). Так что плод сразу получает большое количество информации.

Именно потому, что свою первую, внутриутробную жизнь ребенок проводит в состоянии постоянного движения, он настроен на то, что и после рождения будет двигаться. Неудивительно, что, когда младенца кладут в неподвижное место, он испытывает дискомфорт, а успокаивается и быстрее засыпает в движении – на руках, в слинге или в рюкзаке-кенгуру, в коляске.

ПРИКОСНОВЕНИЯ
В 7,5 недели появляется тактильная чувствительность (чувствительность кожи). Прежде всего на лице, в области рта (ведь первое, что малышу предстоит научиться делать после рождения, это сосать). Уже к 8 неделям чувствительна вся поверхность лица, на 9-й неделе – ладошки, а к 10 неделям – поверхность тела.

На протяжении беременности ребенок получает немало материала для развития тактильной чувствительности. Он трогает себя, стенки плодного пузыря, пуповину (есть видеозаписи, на которых видно, как малыши массируют пуповину, щупают и даже облизывают). Скоро ребенок уже вырастет настолько, что сможет прикасаться к стенкам матки и мама будет ощущать, как он ее трогает изнутри. Теперь у мамы и папы появляется новая замечательная возможность общаться с «внутренним жителем» с помощью прикосновений. Можно устраивать настоящие «тактильные сеансы». Удивительно, но еще не родившиеся малыши очень чутко различают, знакомые ли руки трогают живот. Ребенок спокоен, когда прикасается мама, и затихает, если это делает кто-то другой. Как он догадывается?

Его реакция на прикосновения другого человека во многом диктуется реакцией мамы. Ее дыхание, сердцебиение, поступающие в кровь гормоны показывают ребенку, как мама относится к тому человеку, который в данный момент рядом. Если маме хорошо, если она относится к тому, кто прикасается к животу, доброжелательно и доверчиво, то и малыш достаточно быстро начинает отвечать на прикосновения и вести себя активно. А если мама испытывает дискомфорт, то и он настороженно замирает.

Дети могут воспринимать и прикосновения домашних животных (например, кошек, собак). Если мама любит своего питомца, то и ребенок не прочь «пообщаться» с ним через живот. Еще не родившимся малышам очень нравится контактировать с кошками, они хорошо реагируют на кошачье мурлыканье. Большие собаки чаще всего прикасаются к животу хозяйки носом или языком, и эти активные ласки еще не родившимся детям тоже в радость. Конечно, только мама может решить, хочет ли она такого контакта.

Уже с 11-й недели ребенок начинает обследовать себя не только руками, но и ртом. Если рядом со ртом оказывается пальчик, то он его захватывает. На 12−13-й неделе появляются сосательные движения, а полностью они формируются к 18-й неделе.

ДЕЛО ВКУСА
В 9 недель уже заложена вся система пищеварения – от вкусовых почек на языке до желудочно-кишечного тракта. Малышу есть на чем упражнять свою вкусовую чувствительность. В околоплодные воды попадают практически все вещества из крови мамы, в том числе гормоны. А у гормонов есть свой вкус! Адреналин и другие гормоны стресса в большой концентрации имеют горьковатый вкус, эндорфины – сладкий. Родившись, ребенок будет узнавать маму по запаху и по запаху же чувствовать, в каком она душевном состоянии (то есть какие гормоны у нее выделяются в кровь). До рождения вкус и обоняние еще не разделены – нюхать в околоплодных водах малыш еще не может, его носик закрыт слизистыми пробками. Но химическая чувствительность у нас единая, и нервные центры, отвечающие за восприятие вкусов и запахов, тесно взаимосвязаны.

Через кровь и через все оболочки тела мамы к еще не родившемуся малышу отлично проникают ароматические компоненты пищи, специй – эфирные масла. В крошечных дозах он знакомится с маминой пищей, привыкает к маминым любимым вкусам. Поэтому, если мама особенно любила какие-то продукты во время беременности, то и ребенок будет их любить.

МЫШЕЧНОЕ ЧУВСТВО
В 10 недель появляется еще один вид чувствительности, о котором часто забывают, – проприоцептивная чувствительность, или мышечное чувство. Это рецепторы в мышцах, которые позволяют нам координировать свои движения. После 10 недель ребенок начинает двигаться скоординированно, он легко делает все, что хочет: переворачивается, шевелит руками и ногами. К моменту рождения он прекрасно управляет своим телом: может почесаться, перевернуться, пососать пальчик, а близнецы друг друга ощупывают, гладят и целуют. В то же время, родившись, ребенок вдруг оказывается совершенно беспомощным. Во всем виновата гравитация, разница водной и воздушной среды. Представьте себе, что вы просыпаетесь, а руки и ноги вас не слушаются, невозможно даже повернуться! Скорее всего, любой из нас почувствовал бы себя не в своей тарелке. Так что новорожденному есть о чем беспокоиться…

И, НАКОНЕЦ, СЛЫШАТЬ
И только после становления системы движения формируется слух. Слуховой аппарат есть уже к 14 неделям, а к 16 неделям он полноценно работает, ребенок демонстрирует ориентировочную реакцию на звук. Таким образом, к 16 неделям у него уже есть все органы чувств, кроме зрения, и он активно реагирует на окружающую среду. К тому моменту, как мама почувствует первые шевеления, малыш уже очень хорошо с ней знаком.

СЛАВА КОМПОЗИТОРУ

Многие слышали об «эффекте Моцарта». В научных кругах эта тема вызывает много споров, но эффект проверяли уже и на американских студентах, и на крысах… – и на младенцах. Судя по всему, мелодичные композиции Моцарта и правда улучшают умственные способности, внимание и память. А дети, которым до рождения ставили произведения австрийского композитора, впоследствии вели себя гораздо спокойнее детей контрольной группы.
Что же он там слышит? Существует миф, будто новорожденный переходит из тихого места в шумное и громкое пространство… Но из тихого ли? Когда взрослому человеку предлагают послушать через наушники запись внутриутробных шумов, он не выдерживает: по децибелам это сравнимо с шумом стадиона в момент забивания гола. Приложите ухо к чьему-нибудь животу – и вы убедитесь, что там все время что-то происходит: урчит, мурчит, булькает, перетекает. Это звуки работы кишечника, стук сердца, шум кровотока в сосудах, звук легких, похожий на раздувающиеся меха. Поэтому после рождения не все дети хотят засыпать в полной тишине – вы вполне можете разговаривать и заниматься своими делами там, где спит ребенок.

А есть еще и голос мамы – «изнутри» он звучит не так, как мы привыкли, а словно из водопроводной трубы. Водная среда способствует проведению шумов и даже усиливает определенные звуки. Исследования показывают, что у ребенка снижена чувствительность к низким частотам. Там, в животе, очень много шумов на низких частотах, и если бы он слышал их все, то, скорее всего, это было бы чрезмерной стимуляцией. Зато у малыша есть избирательная чувствительность к высоким частотам – то есть частотам человеческого голоса. И он внимательно прислушивается, отлавливает их.

УЗНАЙ МЕНЯ
После рождения дети узнают голоса окружающих людей, и эмоциональная реакция на этих людей будет такая, как была у мамы. Поэтому перинатальные психологи советуют: если вы планируете, что ребенок будет часто встречаться с какими-то людьми, тем более если эти люди будут с ним сидеть, то имеет смысл его с ними заранее «познакомить» (и при этом настроить себя на хорошее отношение к ним). Очень интересно наблюдать, как дети встречаются с кем-то, чей голос слышали до рождения, − например, с врачом, психологом, который вел занятия по подготовке к родам или консультировал маму. Дети, открыв рот, слушают знакомый голос… такая реакция бывает и через год, и через 2−3 года, и даже во взрослом состоянии – если это очень значимый человек для мамы.

НУЖНО ЛИ ЕГО «РАЗВИВАТЬ»?
Идея обучения до рождения давно уже носится в воздухе. Раз органы чувств еще не родившегося малыша уже вовсю работают – то, может быть, надо устраивать для него дополнительные занятия? Ставить музыку, читать стихи или слова на иностранных языках – глядишь, родится гений…

Перинатальные психологи говорят: да, плод может обучаться, выносить из своей внутриутробной жизни определенный опыт. Но этот опыт нужен ребенку не для того, чтобы стать гением, а для налаживания отношений с мамой, для адаптации в нашем мире после рождения.

Конечно, если мама любит музыку, ребенок тоже будет ее слушать с удовольствием. И он может достаточно четко дать маме понять, подходит ему та или иная композиция или нет. Во-первых, движениями – например, если малыш сильно толкается, двигается не в такт музыке. Кроме того, во второй половине беременности не только ребенок получает мамины гормоны, но и мама получает от него гормональные сигналы. Ей не нужно об этом задумываться, она просто чувствует комфорт или дискомфорт.

Музыкальные предпочтения еще не рожденных детей ученым хорошо известны: они отвергают неструктурированную музыку, слишком сложную, с низкочастотными басовыми компонентами. И наоборот: высокочастотную, мелодичную, хорошо структурированную музыку дети любят. Лучше всего подходит народная музыка, народные детские песенки. Из инструментов дети не любят ударные, зато любят флейту и другие духовые, а также пение.

КАК НЕ ПЕРЕСТИМУЛИРОВАТЬ?
Категорическая рекомендация перинатальных психологов – не надевайте на живот никаких наушников, не пытайтесь разговаривать с животом с помощью рупора и т. д. Те, кто придумывает такие рекомендации и такие приборы, видимо, очень плохо понимают, как формируется нервная система малыша. Все эти дополнительные приборы приводят к перевозбуждению нервной системы, информационному и сенсорному стрессу, от которого плод никак не может защититься. Если у мамы наушники на животе, то сама она не слышит, что там происходит, и не участвует в этом процессе. Тогда как в норме звуки приходят к ребенку через околоплодные воды и через мамино тело, и их всегда сопровождают мамины эмоции.

ПЕДИАТР ИЗ УНИВЕРСИТЕТА АЛЯСКИ УИЛЬЯМ ЗАЛЛЕНБАХ (WILLIAM B. SALLENBACH) ПОКАЗАЛ, ЧТО В ПОСЛЕДНИЙ ТРИМЕСТР БЕРЕМЕННОСТИ МНОГИЕ ДЕТИ «ТАНЦУЮТ» – РИТМИЧНО ДВИГАЮТ РУКАМИ, ВРАЩАЮТСЯ В ТАКТ МУЗЫКЕ. ОН ЖЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО ПОКАЗАЛ, ЧТО ДЕТИ, С КОТОРЫМИ МАМЫ ВО ВРЕМЯ БЕРЕМЕННОСТИ НЕ ТОЛЬКО РАЗГОВАРИВАЮТ, НО И ВМЕСТЕ СЛУШАЮТ МУЗЫКУ, НАМНОГО СПОКОЙНЕЕ, РЕЖЕ ПЛАЧУТ И ЛУЧШЕ ЕДЯТ.

Авторы некоторых таких методик обещают родителям вырастить гениев и приводят факты, что благодаря такой стимуляции дети после рождения развиваются с опережением: раньше начинают смотреть в глаза, держать голову, говорить… Но любой врач скажет вам: не надо раньше, надо – вовремя. Опережающее развитие – это очень большая нагрузка. Дети, получавшие такую чрезмерную стимуляцию в попытках родителей «улучшить природу», после рождения оказываются возбудимыми, гиперактивными, быстро психически истощаются. Нет ни одного доказательства, что они потом лучше учатся в школе – зато есть свидетельства, что хуже. Поэтому не стоит переделывать природу. Слушайте музыку, разговаривайте и пойте своему малышу, но не с целью вырастить гения, а просто потому, что вам это в радость

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей медицины

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>