Случается, что в новом году жизнь действительно начинает идти по-новому. Например, семья переезжает в новый район, и ребёнок идёт в новый класс или новый детский сад… Или семья вообще меняет город, и вокруг — ничего знакомого… Эти ситуации часто вызывают тревогу родителей и побуждают их обращаться к детским психологам. Разберёмся, насколько вопросы адаптации действительно серьёзны.
Как снизить тревожность родителей
Как говорил Марк Твен, слухи о моей смерти слегка преувеличены. Вопросы детской адаптации — тоже. Разумеется, адаптация требует внимания родителей и некоторого напряжения сил ребёнка, но всё-таки она не так демонична, как иной раз кажется.
Чтобы адаптация прошла хорошо, нужно соблюдать два простых правила.
Спокойствие, только спокойствие
Первой и, пожалуй, самой значимой причиной плохой адаптации ребёнка является тревожность родителей.
Чем больше родитель тревожится, тем сложнее протекает адаптация ребёнка. Зависимость прямая и наглядная. Справедливо и обратное. Чем проще родитель относится к адаптации, чем больше уверенности в лёгкости адаптации выражает, тем проще в итоге всё получается.
Ребёнок ведь не знает, что, например, переезд в новый район должен вызвать у него проблемы с адаптацией. Новый район — это просто новый район. Для детей естественно узнавать новое.
Более того, узнавание нового является их основной задачей минимум до четырнадцати лет. Ребёнок — это машина по сбору и обработке самых разных сведений. Новое для него — среда более естественная, чем вода для рыбы.
Другое дело, если родитель создаёт тревожный фон — хмурится, нервничает, озабоченно обсуждает что-то со вторым родителем. Тут у ребёнка закрадывается подозрение — может быть, он должен чувствовать что-то другое? Может быть, эта ситуация требует другого отношения?
Ребёнок — как губка. Он не знает, как жить правильно, поэтому жадно впитывает всю доступную информацию. Поведение родителей он (до определённого возраста) считает эталонным.
Папа делает зарядку? Значит, так правильно. Папа курит и лежит на диване с пивом? Значит, правильно так.
При переезде все волнуются и нервничают? Хорошо, тоже буду волноваться и нервничать. Ребёнок, конечно, так не рассуждает, но ведёт себя — именно так.
Если родители хотят, чтобы адаптация для ребёнка была простой, достаточно унять свою тревожность. Методик для этого в психологи много, да и медикаментозно можно себе помочь. Было бы желание.
Ликвидация безграмотности
Вторая беда детской адаптации — скудный набор поведенческих стереотипов. Проще говоря, не все дети умеют устанавливать контакты с другими детьми (и шире — с людьми вообще).
Таких детей легко заметить — они тихенько играют на отшибе, не решаясь подойти к другим, особенно, если те сбиты в группу. За такое поведение ребёнка часто называют необщительным. Так вот, это — неправда. Такие «необщительные» дети прекрасно находят общий язык со взрослым. Почему? Никакой мистики — просто общение, как правило, начинает взрослый.
Таким детям просто сложно — они не знают, с чего начать и что сказать. Их робость — это не страх. Это просто неумение. Вроде как человек, не умеющий водить машину, робеет перед баранкой и не садится на место водителя.
Детей полезно учить простым формам установления контакта. Буквально — научите его подходить, здороваться и делать ещё несколько коммуникаций, чтобы он мог легко знакомиться («Привет, я Юра, давай играть вместе»).
Это не сложно, а ребёнку станет значительно проще общаться. Главное, дать ему конкретные шаги (действия, поступки, фразы), а не общие пожелания («подружись с ним», «займитесь чем-нибудь»). У ребёнка ещё не такой богатый репертуар поведенческих проявлений, чтобы он мог адекватно воспринять подобные советы.
Ребёнка можно научить моделям поведения через импровизированный тренинг. Лучше всего — в форме сказки. Сочините и разыграйте сказку, где герой так же вынужден пойти в новое место. Пусть малыш сам выберет героя и подберёт остальных действующих лиц из своих игрушек. Для детей чуть старше могут подойти мультфильмы или художественная литература. Главное — показать ребёнку, как действовать в той или иной ситуации. Дети обучаются легко, тем более, в игровой форме.
Ориентировочный. Здесь у ребёнка может снизиться аппетит, ухудшиться сон, повыситься утомляемость, ребёнок может постоянно быть перевозбуждённым или заторможенным. Всё нормально — организм мобилизует все ресурсы, чтобы справиться с ситуацией.
Неустойчивое приспособление. Организм ищет и находит некоторые оптимальные реакции на новые воздействия. Ребёнок становится спокойнее, но его поведение всё-таки нельзя назвать нормальным.
Относительно устойчивое приспособление. Организм нашёл такие варианты приспособления, которые позволяют избегать сверхнапряжения. Проще говоря, всё в норме.
В норме все фазы длятся максимум полтора месяца. Тяжелое протекание адаптации, её затягивание — сигнал о непосильной нагрузке на ребёнка. Нужно срочно что-то делать.
Как снизить тревожность родителей
Дополнительные точки опоры
Чтобы адаптация проходила проще, можно воспользоваться несколькими простыми решениями.
Адаптация облегчается подготовкой. Чем меньше меняется ситуация, тем проще адаптироваться. Например, если распорядок дня ребёнка до школы был близок к школьному (подъём в семь утра, занятия до двенадцати, сон и т.п.), то адаптироваться к школе будет проще. По крайней мере, в том, что касается расписания.
Знакомьте ребёнка с новыми людьми и новыми ситуациями. Не многие родители знают, но, например, проезд на общественном транспорте — это замечательная тренировка для ребёнка, где он учится быть в новой и меняющейся обстановке. Хорошо подходят кружки, секции, группы и т.д. Можно и проще — берите ребёнка с собой, когда едете к друзьям (если, конечно, цель похода — не отдых от ребёнка).
Сохраняйте равновесие. Адаптация идёт хуже, если ребёнок эмоционально уязвлён чем-либо. Особенно, если он уязвлён поведением родителя, который сам переживает свою собственную адаптацию. А сваливает всё на ребёнка. Нет уж — от вас ему требуется поддержка и участие. Конкретно — спрашивайте его, как проходит адаптация (только без таких мудрёных слов, конечно), и проявляйте больше оптимизма.
Развивайте самостоятельность и уверенность в себе. Возьмите за правило использовать формат поддерживающего общения (ребёнка хвалят за усилия и указывают на зону развития). Например, разобрал он дорогую игрушку — исследовал, так сказать. Можно наорать на него, наказать. А можно похвалить за любознательность и предложить собрать игрушку обратно вместе. А потом снова разобрать. Ребёнок постепенно привыкает к тому, что он может справиться, что у него достаточно сил. Растёт уверенность.
Главное помнить, что сложные периоды в жизни ребёнка — это прекрасная возможность сблизится с ним и укрепить ваши отношения. Чтобы потом, через много лет, уже повзрослевший ребёнок сказал бы: «Мои родители всегда были рядом». Кажется, это лучшее, что может сказать ребёнок о своих родителях.
Комментарии