Поначалу все дети учатся именно ради одобрения учителя, а потом уже для самих себя. Первая учительница — это пример для подражания. Но что делать, если этот пример совсем не тот, какой хотелось бы?
МАРИНА БАСТРЫГИНА
Педагогика
преподаватель дошкольной педагогики и психологии
Школа — это начало новой жизни. От первого учителя зависит очень многое — уверенность ребенка в собственных силах, отношение к школе и интерес к учебе. Если процесс принятия ребенком на себя ответственности за собственную учебу не реализовался на протяжении первых двух — трех лет обучения, существует определенная угроза, что в дальнейшем ребенок будет учиться «из-под палки».
Как узнать, что ребенка травит учитель?
Когда ваш ребенок рассказывает, что учительница называет его глупым или недотепой, при всем классе высмеивает, — тут все очевидно. Гораздо сложнее, когда ребенок ничего не говорит, но вы видите изменения в поведении или успеваемости.
Дети, которые не открываются, мало что рассказывают о школе, смогут открыться, если почувствуют истинный интерес к себе. Для того, чтобы ребенок стал более открытым, не задавайте закрытых вопросов: «Тебе нравится учиться в школе?». Сфокусируйтесь на открытых вопросах: «А кто, по-твоему, самый симпатичный? Что тебе сегодня не понравилось? Что вам сегодня показывала учительница?» Если обнаружились проблемы, не стоит сразу давать советы. Для начала выясните корень. Попробуйте узнать: «Учительница говорит только тебе не приятные слова? А кому еще делают замечания?». Если ребенок самостоятельно найдет решение, то это будет в тысячу раз лучше, чем самый доброжелательный совет.
Признаки, по которым можно понять, что ребенка травит учитель:
замкнутость, печальный и подавленный вид;
настроение раздражительное, частые истерики, ребенок повышает на вас голос, кричит, спорит, хотя раньше ему было не свойственно такое поведение;
начал избегать любых разговоров про школу;
стал неуверенным в себе;
начал задавать подобные вопросы: «Я правда глупый?»;
ищет любые отговорки, лишь бы не ходить в школу: простуда, головная боль, или прогуливает школу;
успеваемость ухудшилась;
если есть синяки и ссадины, на вопрос «откуда?» не находит разумного ответа: «Не помню, упал…»;
питание изменилось от недоедания до переедания.
Какая бывает травля
Насилие со стороны учителей применяется с целью повышения собственного авторитета. Оно может быть как психологическим, так и физическим. Психологическое — путем крика, давления, критики, оскорблений, прелюдного унижения и сравнения. Физическое насилие — это шлепки, удары, подзатыльники, тряска.
Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в РФ» обучающиеся имеют право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья, а педагогические работники обязаны соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики; уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений.
Если первоклассник после двух недель обучения говорит: «Не хочу в школу, не буду учиться!», безусловно, вина учительницы есть. Во многих случаях имеет смысл перейти в другой класс.
Лучше всего, если родители постоянно интересуются тем, как учится их ребенок, и обсуждают этот вопрос не только с ним, но и с учителем. Тогда они достаточно рано поймут, что и где застопорилось, и смогут с помощью педагога развязать узелок. И опять мы возвращаемся к доверительному разговору с ребенком. Зная правду, родители начинают чувствовать свое бессилие, или же наоборот, могут обвинять ребенка: «Мы во всем всегда сами слушали учителя».
Вместо того, чтобы обвинять, прошу вас, выстройте диалог на основе доверия и помощи. От вас важно ощущение того, что вы вместе справитесь с этой проблемой и что ваш ребенок ни в чем не виноват.
Что же касается разговора с самим учителем — не стоит открывать дверь с ноги и бросать с порога фразами: «Вы не имеете право, я вас посажу!». Учитель не пойдет на контакт, а вашего ребенка травить будут еще сильнее. Сначала необходимо собрать все детали.
Что делать, если не сложились отношения с учителем
Обсудите проблему дома, но не драматизируйте. Бывает, что ребенку очень сложно найти общий язык с учительницей, потому что она ему попросту не нравится. Ваша задача — выяснить у ребенка, что именно его не устраивает в этой женщине. Часто в этом и кроется проблема. А учительница в свою очередь чувствует неприязнь, и сама поджигает огонь. Конечно, это не профессионально, но свою роль играет человеческий фактор.
Поговорите с учительницей. Да, сложно говорить на тему того, что вашего ребенка, возможно, просто не возлюбили. Но иногда учительница может объяснить, как сделать так, чтобы ребенку в школе стало лучше. Может быть, стоит подготовиться к следующему уроку более углубленно, или подтянуть какой-то предмет. Поверьте, учителям очень приятно, когда не подрывают их авторитет. И даже из не любимчиков реально стать самым лучшим в классе.
Расскажите информацию классному руководителю, школьному психологу, директору школы. Предложите провести классный час. На классном часе классный руководитель вместе с другими ребятами обсудят случай травли. Таким образом, это уже не будет тайной. Педагогический коллектив должен знать о случае насилия и взять ситуацию под свой контроль. В ситуациях самых сложных необходимо обратиться за помощью в комиссию по делам несовершеннолетних, в центр психологического консультирования, комитет образования.
Бывает так, что руководство школы не идет к вам навстречу и не верит тому, что вы говорите. И после сообщения в комиссию по делам несовершеннолетних, в комитет образования ситуация только усугубляется, травля продолжается и стало только хуже. Тогда, необходимо перевести ребенка в другое учебное заведение. И чтобы новая школа находилась подальше от прежней, во избежание слухов и клеветы.
Помните, учеба — это важно, но психологическое и физическое здоровье бесценны. И чтобы не упустить своего ребенка, есть простое правило: ДОВЕРИЕ =положительные взаимоотношения между людьми.
Постройте доверительные отношения со своим чадом и тогда вы будете предупреждены, вооружены. Говорите с ребенком каждый день, обязательно. Исключите раз и навсегда физические наказания по отношения к вашему ребенку, даже если вы их применяли в раннем возрасте. Здесь это не работает, это унижает и роет яму недоверия между вами. Не применяйте в общении бойкоты и игнорирование.
Доверие, как хрупкое стекло, которое может разбиться. И если ваш ребенок вам доверяет, то о том, что его обижает учитель вы, узнаете сами без всяких подозрений и догадок. Берегите себя и своих детей.
Комментарии