Маленькие дети часто не знают, как справиться с чувством злости, но родители могут научить их расслабляться и отпускать свои эмоции. Разумеется, у взрослых больше реальных причин испытывать злость (у вас проблемы на работе, вы уронили и разбили телефон или попали в пробку). Но поставьте себя на место ребенка: в его жизни тоже много разочарований. Его расстраивают другие дети, не желающие делиться игрушками; взрослые, вмешивающиеся в его игры; старшие братья, имеющие в семье больше привилегий, и множество вещей, которые ребенок еще не освоил. Неудивительно, что маленькие дети так часто подвержены эмоциональным срывам.
Вы не можете устранить причины таких эмоциональных срывов, но уже в возрасте 2–3-х лет следует научить ребенка контролировать себя. Ваша задача – помочь ему найти способы выражать свои эмоции и справляться с ними. Когда ребенок впадает в истерику, у вас может возникнуть соблазн призвать его к порядку, но это еще больше его разозлит. Вместо этого стоит проявить сочувствие и предложить ребенку найти лучший способ выразить свои эмоции.
Дети, сохраняющие спокойствие в трудных ситуациях, более склонны достигать жизненного успеха. Согласно исследованию американских психологов, дети, которые лучше справлялись с эмоциями, показывали лучшие результаты в обучении и социальной жизни. Они также оказывались более эмоционально устойчивыми в стрессовых ситуациях.
Разумеется, некоторым детям труднее оставаться спокойными, когда они испытывают давление, чем остальным, но в любом случае родители могут помочь им стать спокойнее.
Определите чувства
Маленькие дети могут не понимать, что они чувствуют злость – они просто дают выход своим чувствам. Вам следует помочь ребенку осознать свои чувства, прежде чем он выразит их.
Объясняя ребенку природу чувств, используйте аналогию с вулканом: лава некоторое время кипит внутри вулкана, прежде чем прорвется наружу. Скажите ребенку, что чувство злости работает так же, но можно научиться предотвращать извержение.
Прежде всего, ребенок должен научиться называть свои эмоции. Обсуждайте с ребенком те или иные ситуации, например: «Мне кажется, ты злишься на своего друга, потому что он дразнил тебя, правда?» Со временем ребенок тоже научится использовать такие фразы. Когда он будет лучше понимать свои эмоции, научите его распознавать физические проявления чувств («Мои щеки горят») и ситуации, которые вызывают эти чувства («Я злюсь, когда мой старший брат делает то, что мне не разрешают делать»). Так он научится распознавать свои эмоции.
Делайте паузы
Поговорите с ребенком о том, как трудно трезво мыслить, испытывая отрицательные эмоции. Научите ребенка делать паузы, чтобы успокоиться, и после этого искать решение проблемы.
Чтобы ребенок успокоился, возможно, вам понадобится увести его в тихое и спокойное место. При этом вам нужно справиться с его противодействием (например, скажите: «Дорогой, тебе нужно успокоиться»). Если вы просто уводите ребенка из места, где происходит эмоционально сложная ситуация, этого может оказаться недостаточно. Вам нужно будет предложить ему какое-то действие (например, послушать музыку или побегать во дворе).
Есть еще один известный способ успокоиться – глубокое дыхание. Объясните ребенку, что чувство злости заставляет его дышать чаще. Чтобы успокоиться, необходимо медленно вдыхать через нос и выдыхать ртом. Ребенка можно научить этому с раннего возраста, и это войдет у него в привычку.
Обсудите ситуацию
Как только ребенок успокоился, он может сразу же забыть о том, что его беспокоило. Но, если он все еще злится, спросите, что он в следующий раз может сделать по-другому, чтобы избежать отрицательных эмоций. Если ребенок не может придумать ничего подходящего, предложите вариант сами (например, «Если ты предлагаешь брату поиграть в футбол, а он занят, предложи ему поиграть, когда он закончит свою работу). Воспринимая ваши идеи, ребенок научится и сам находить решения, которые устраивают всех.
Такая стратегия общения может помочь вам контролировать ситуации, не допуская, чтобы ребенок испытывал отрицательные эмоции. Например, когда ребенок в магазине требует купить ему игрушку, можно поставить ему ультиматум под видом выбора: или он прекращает выпрашивать игрушку, или идет домой с папой. В таком случае он сам выбирает вариант дальнейшего развития событий.
Используйте юмор
Люди, которые могут посмеяться над своими проблемами и над собой, лучше справляются со сложными ситуациями. Когда ребенок видит, что вы с юмором относитесь к своим проблемам, он начинает делать так же. Например, если вы с ребенком едете в машине и попали в пробку, превратите ваше беспокойство в шутку («На прошлой неделе я видел в автосалоне летающие автомобили. Жаль, что я не купил такой автомобиль, сейчас бы он нам пригодился»). Если вы видите, что ребенок испытывает стресс, постарайтесь облегчить его состояние с помощью шутки («Ты злишься из-за того, что младшая сестра уронила твое мороженое на землю? Давай расскажем ей, что мороженое нужно есть, а не сажать в землю»).
Создайте в доме определенную зону, в которой нельзя кричать
Не стоит объяснять, что у родителей, которые кричат на своих детей, впоследствии дети также склонны кричать на окружающих. Нельзя ожидать, что ребенок научится контролировать свои эмоции, если вы сами не умеете это делать.
Даже если у вас возникают разногласия с ребенком, приучите его обсуждать ситуации спокойным тоном. Установив такое правило у себя дома, продумайте план, как научить этому ребенка. Например, сначала вы можете использовать напоминания («Не забывай правило – мы не кричим»), затем предупреждения («Если ты опять поднимешь голос, мы не пойдем на выходных в кино, как договаривались раньше»). Будьте готовы применить последствия, если предыдущие методы не сработают.
Разумеется, не только ребенок может нарушать это правило. Если вы сами поднимете голос во время разговора, извинитесь перед ребенком. Скажите ребенку: «Меня разозлило твое поведение, но я не должна была переходить на крик». Если вы чувствуете, что скоро можете потерять самообладание, возьмите паузу – последуйте тому же правилу, которому вы учите ребенка. Скажите ему: «Я слишком расстроен, чтобы обсуждать это прямо сейчас. Мне нужно время, чтобы успокоиться, и после этого мы сможем поговорить. Так вы не только показываете необходимость обсуждать ситуации без крика, но и учите ребенка управлять гневом.
Комментарии