Для чего нужно обучать ребенка приемам тайм-менеджмента или, говоря по-русски, управления временем и как организовать такое обучение?
Дети не знают, что делать с разнообразными отвлекающими факторами и как успеть все – сделать домашнее задание, сходить в музыкальную школу, погулять с друзьями, поиграть на планшете, убраться в комнате и т. д. И чем раньше мы дадим детям инструменты управления временем, тем больше они будут успевать, меньше уставать, будут расти более успешными и счастливыми. Но нельзя забывать, что методы обучения навыкам тайм-менеджмента в детском возрасте должны быть игровыми, а совсем не такими, как в бизнес-школах для взрослых.
Учим ребенка планировать свои дела
Чувство времени у ребенка отличается от нашего, взрослого. Без внешней опоры дошколенку сложно ориентироваться в таких понятиях, как «5 минут», «полчаса», «еще чуть-чуть», «скоро», «недолго» и т. п. И это одна из причин, из-за которой ему трудно следовать намеченному плану.
Показать ребенку течение времени в буквальном смысле можно, используя песочные часы (какой высоты башню ты успеешь построить, пока сыплется песочек?) или ритмичные изменения в природе или жизни ребенка (папа уходит на работу утром и приходит вечером, ты просыпаешься утром, потом мы кушаем, гуляем, играем, спим и т. д., и наступает вечер).
Режим
Очень важен устойчивый режим. Четкое понимание последовательности и привязки ко времени определенных режимных моментов в течение дня, недели, месяца позволяет ребенку чувствовать, что он владеет временем, а значит, его гораздо легче будет заинтересовать планированием.
Все по плану
Объяснить ребенку важность составления планов удобно на примере планирования вашей семьей выходных. Так, если вы собираетесь в гости, неплохо было бы заранее подготовить нарядную одежду и подумать о подарках. Если планируете сходить в парк аттракционов, нужно поинтересоваться прогнозом погоды и, может быть, планами друзей ребенка – вдруг они захотят к вам присоединиться?
Расписание
Когда малыш понял, что такое планирование и для чего оно нужно, можно попробовать составить недельное расписание. В него для начала стоит внести все регулярные дела ребенка – посещение детского садика, кружков, визиты бабушки, прогулки в парке и т. п. При составлении расписания важно учесть следующие моменты.
Расписание должно быть наглядным (для дошколенка используйте рисунки или наклейки, для школьников достаточно текста или символических рисунков-пиктограмм).
Позаботьтесь о том, чтобы ребенок принимал активное участие в составлении расписания, в этом случае придерживаться его ему будет приятнее и легче.
Убедитесь, что составленное расписание является рабочим, то есть используется постоянно (пример должны подавать родители, пока это не войдет у ребенка в привычку), а не просто висит на холодильнике и удивляет гостей.
По аналогии с недельным расписанием может быть составлен и календарь событий на месяц. Это особенно удобно, когда в семье несколько детей и на общей календарной сетке отражены особо важные и регулярные события жизни каждого.
«Круглые сутки»
При планировании важно научить ребенка примерно оценивать продолжительность разных дел и занятий. Для этого полезно изобразить день в виде круга, разделенного на множество секторов, где каждый сектор равен 15 или 30 минутам. Рассмотрите с ребенком этот круг, предложите ему самому закрасить время сна, время, когда он находится в садике или школе, время, необходимое для приема пищи и утренних и вечерних гигиенических процедур. Свободных секторов осталось немного, а сколько всего хочется успеть сделать за это время! Погулять, построить робота из конструктора с папой, подольше покупаться в ванной, посмотреть мультик… Заранее заготовьте несколько бланков – пусть кроха попробует самостоятельно распределить все свои «хотелки» в свободных ячейках.
Учим ребенка определять главные и второстепенные дела
В процессе предыдущей игры ребенок рано или поздно приходит к пониманию того, что вместить все желаемое в одни сутки бывает просто невозможно. Таким образом мы подводим его к идее необходимости выделения главного или, по-взрослому, расставления приоритетов. С ранних лет стоит воплощать в жизнь пословицу «Сделал дело – гуляй смело». Именно этот ключевой принцип отличает успешных людей от тех, чьи планы так и остаются планами.
«Событие дня»
Для формирования и закрепления умения определять главное полезно в конце дня (перед сном или за общей трапезой) обсуждать с ребенком, как прошел его день, определять, какое событие в течение дня было самым главным, запоминающимся и почему запомнилось именно оно. Эта простая традиция учит ребенка отделять главное от второстепенного и осознанно подходить к планированию дня. В первое время вам, конечно, придется помогать крохе определять важные события дня, напоминая ему о его больших «хотелках» или целях. Так, покупка нового мяча может быть важным событием для мальчишки, мечтающего играть в районной футбольной команде.
Важно после обсуждения прошедшего дня поговорить о дне грядущем и о том, какие важные и нужные дела предстоит сделать ребенку завтра.
Учим ребенка концентрироваться на выполняемом деле
Часто дети, даже зная о необходимости сделать домашнее задание, почистить клетку попугая или убраться в собственной комнате, откладывают эти не самые приятные дела до последнего, когда не сделать их становится чревато неприятными последствиями, или даже после их наступления (отругал папа, поставили двойку, погибли комнатные растения и т. п.). Важно научить ребенка распознавать собственную лень и научиться с ней «договариваться» – концентрироваться на важных и необходимых делах, не откладывая их на потом, стараться не отвлекаться от дела. Последнее особенно сложно для малышей, ведь их внимание отличается неустойчивостью.
«Времени в обрез»
Попробуйте искусственно ограничить время на важные дела, чтобы у крохи не было возможности их откладывать. Например, можно договориться с ребенком, что у него на уборку в комнате есть 30 минут (показываем, в каком положении будут стрелки на часах, когда отведенное время истечет), после чего вы вместе идете смотреть мультфильм. Главное, подбирать значимый стимул и следить за качеством выполнения таких искусственно ограниченных по времени выполнения дел.
«Работа по таймеру»
Этот прием особенно эффективен для нелюбимых дел. Например, это может быть та же уборка в комнате, сбор вещей для поездки и т. д. Ставим песочные часы на 5 минут и просим ребенка сделать как можно больше, пока время не закончилось (если детей двое или вы сами не прочь поиграть, можно даже устроить соревнование – например, кто больше соберет разбросанных игрушек). После этого можно сделать перерыв – поиграть и отдохнуть. Между прочим, отдых в виде просмотра телевизора, игр на планшете и т. п. тоже стоит ограничить с помощью таймера.
Очень важно с ранних лет не изолировать ребенка от взрослой жизни и обычных обязанностей (уборка, готовка и т. д.) – тогда малыш видит и понимает, что у каждого человека есть определенные дела, что есть время на игры и отдых, а есть время на выполнение необходимых обязанностей.
Комментарии