Ребенок — это творец. Он всегда готов изменять пространство вокруг себя. В на первый взгляд хорошо обставленной и, кажется, совершенно комфортной комнате он может вдруг заскучать и начать перестраивать все под себя.
Ребенок — это творец. Он всегда готов изменять пространство вокруг себя. В на первый взгляд хорошо обставленной и, кажется, совершенно комфортной комнате он может вдруг заскучать и начать перестраивать все под себя. А если попробовать сделать детскую, которая была бы не только комфортной, но к тому же и развивала ребенка, стимулировала его к творчеству, к использованию нестандартных решений и приемов?! Эта комната должна существенно отличаться от комнаты младенца или старшего дошкольника, ведь запросы ребенка в каждом возрасте разные.
Стены
Многие родители оклеивают стены в детской яркими, веселыми обоями, создавая орнамент из медвежат и т.д. Хорошо, конечно… Но попробуем по-другому — оклеим комнату самыми простыми, белыми обоями. Это даже не обои… Это холст, на котором ребенок будет сам создавать образы, пятна, ставить печати или рисовать картины.
Белый цвет не так уж и плох в детской, как кажется многим. Да, он вызывает сенсорную депривацию, так называемый чувственный голод, вызванный недостатком раздражителей. Но именно таким образом мы стимулируем ребенка к творчеству. Когда хочется нарушить чистоту и белизну этого холста, наполнить его красками, цветами, наклейками, рисунками, аппликацией и т.д.
Вы замечали, как часто дети могут менять альбомы и тетради? Росчерк на листе, клякса, загогулина — и на следующую страницу… Это тот же механизм. Пройдет немного времени, и разрисованные обои можно сменить, оставив лишь широкую полоску вдоль всей стены на уровне ребенка. Полоску можно менять, каждый раз прикрепляя на эту зону чистый кусок обоев.
Настенная информация
В детской комнате известного математика Софьи Ковалевской вместо обоев были наклеены страницы из старого учебника по высшей математике. Родители маленькой Софьи сделали это из-за отсутствия денег, но тем самым открыли для ребенка целый мир чисел, формул и чертежей. Еще не понимая смысла этих строчек и закорючек, маленькая Софья внимательно рассматривала их, находила соответствия и закономерности, постигала красоту математики. Наполняйте пространство вокруг ребенка — географическими, физическими, зоологическими картами, разверните на одной стене панораму звездного неба с созвездиями, повесьте алфавит, числовой ряд и т.д.
Зоны
Разделите комнату ребенка на несколько зон, оборудовав каждую из них соответственно предназначению. Спортивная зона, спальная, творческая мастерская и т.д. Детям особенно нравятся двухъярусные кровати именно потому, что подобное сооружение гарантирует еще одну зону для игр.
Мебель
Для детской комнаты следует подбирать мебель, легкую в уходе, многофункциональную, с возможностью трансформации. Строить дворцы гораздо удобнее из диванных подушек. Есть столы, которые превращаются в корабли или стулья, кровати с чердаками и подвалами и т.д. Даже годовалому малышу уже нужен стол: это и место для игр с мелкими игрушками, и творческая мастерская.
Свет
Источников света в детской должно быть несколько. Потолочный, настенный, настольный и ночничок. При расстановке мебели обязательно учитывайте нормы освещения. Если ребенок правша, значит, дневной свет на его рабочий стол должен падать слева, если левша — наоборот.
Коробки
Просто необходимая вещь в любом доме, где живет ребенок. Ее можно обклеить, превратив в сундук; сделать контейнером для игрушек; она может служить декорацией для кукольного спектакля и т.д. Но лучше всего, если есть большая коробка, в которую можно залезть с другом и представить себя космическим путешественником, глубоководником или исследователем пещер… Для этих же целей можно использовать детский тканевый домик.
К коробке должны прилагаться покрывало и фонарик. Покрывало можно использовать также в тех случаях, если ребенок решил поиграть на полу с большим количеством мелких игрушек. Просто расстелите покрывало в зоне игр, а после окончания игры возьмите за концы и стряхните все содержимое в ящик для мелких деталей.
Контейнеры для игрушек
Даже если в комнате проживает только один ребенок, контейнеров для игрушек должно быть несколько. Классификация и система деления будут зависеть только от целей, которые вы перед собой ставите:
для уличных игрушек;
контейнер с игрушками для ванной;
«только мои» игрушки;
игрушки, которыми могу делиться с братом или сестрой;
для мягких игрушек;
для мелких предметов;
конструктор;
машины;
куклы и т.д.
Если у вашего ребенка игрушек больше, чем он может использовать одновременно (это около 10-12 игрушек), спрячьте часть из них на несколько недель. Когда вы их достанете, спрячьте несколько других. Каждый раз для ребенка они будут выступать в роли новых. Можно рассортировать игрушки по комплектам в несколько пластиковых контейнеров и каждый день давать ребенку очередной комплект.
Практичнее всего купить небольшие контейнеры из полупрозрачного пластика и установить их в необходимых местах. Удобнее всего контейнеры, которые подходят к мебели, допустим, можно подобрать модель для хранения под кроватью. Для мягких игрушек можно приобрести подвесную сетку с полками и повесить ее в шкаф или в зоне игр.
Нарисуйте вещь, которая должна храниться в данном контейнере, или вырежьте ее изображение из журнала. Приклейте к коробке, чтобы ребенок сразу видел, что в ней содержится или должно быть в нее убрано.
У вас несколько детей, которые живут в одной комнате? Можно поместить на коробку фотографию владельца или попросите ребенка сделать рисунок, печать или личный герб.
Полки
В детской они подразделяются на два типа — для детей и для взрослых. В зависимости от того, что вы храните на полках, они должны находиться в зоне досягаемости детей или в зоне досягаемости только взрослых. Допустим, краски, бумага, альбомы, пластилин могут находиться на нижних, не закрывающихся полках; но ножницы, набор для выжигания или вышивания, клей для моделей, мелкие предметы для рукоделия, электрические игрушки лучше хранить на верхних, закрывающихся полках.
Шторы
Могут стать прекрасным занавесом для маленьких спектаклей. Если на окнах есть плотные жалюзи, шторы могут быть легкими и прозрачными. Если жалюзи отсутствуют, солнце, проникающее в комнату, не позволит ребенку спокойно спать днем. Значит, шторы следует подбирать плотные, плохо пропускающие свет.
Можно использовать шторы и как наглядное пособие. Шторы могут быть и однотонными, чтобы на них можно было размещать разноцветные квадраты, треугольники, круги и прямоугольники. Нашив на шторы прозрачные кармашки, в которые можно вставлять карточки с наглядным материалом, вы превратите их в доску для занятий.
Магнитофон
Необходим в детской с самого раннего возраста. Начиная с младенчества, можно ставить для прослушивания колыбельные, сказки, песни, рассказы и стихи. Можно ставить релаксирующие записи: шум леса, воды, моря и т.д. Даже если малыш еще не совсем хорошо понимает суть рассказов, его пассивный словарный запас пополняется.
Книги
Даже если ребенок не умеет читать, в детской комнате должны быть книги. Детские книги должны всегда находиться в зоне досягаемости ребенка, это первый шаг в приучении любви к чтению.
Спортивная стенка
Необходимая часть детской комнаты. Даже если в вашей детской нет места, найти уголок, где можно прикрепить шведскую лестницу, канат и положить на пол спортивный матрас, всегда можно. Насколько активно этот уголок будет эксплуатироваться, зависит только от вас и потребности вашего малыша.
Комментарии