Чтобы ребенок научился мыть руки, он должен доставать до раковины

Чтобы ребенок научился мыть руки, он должен доставать до раковины

Порой родители тратят много сил, чтобы научить ребенка самостоятельно одеваться, чистить зубы, убирать игрушки, наводить порядок в комнате. В определенном возрасте (так называемый сенситивный период) эти привычки усваиваются легче – это выяснила педагог Мария Монтессори. Вот только одного желания родителей и готовности малыша недостаточно – нужна подходящая среда, дом, удобный для ребенка, а не только для взрослого. Но обустроить его не так сложно и дорого, как кажется.

Как оборудовать ванную для ребенка после 1 года
Давайте начнем с наблюдения за помещениями в вашем доме: сядьте на пол и взгляните на дом глазами тоддлера (ребенка, только научившегося ходить). Изучив таким образом разные комнаты, вы сможете понять, какие преимущества и недостатки есть у вашего дома. Следовательно, вы сможете организовать пространство так, чтобы оно было безопасным и доступным для самостоятельно передвигающегося малыша.

Какие предметы могут таить в себе опасность или риск? И какие инструменты мы можем предложить малышам, чтобы они могли самостоятельно выполнять определенные действия, такие как чистка зубов, надевание обуви, выбор игрушек и их перестановка? Как мы можем помочь крохе больше участвовать в жизни семьи, например, накрывать на стол, мыть посуду или выносить мусор?

Чтобы ребенок быстрее осваивал бытовые навыки
В трудах Марии Монтессори есть рекомендации по выбору мебели для комнаты, в которой живет ребенок. Она считает, например, что мебель для детской должна быть достаточно легкой, чтобы ее смог передвинуть даже малыш. Раздражающий шум, который мебель издает при скольжении по поверхности, может научить кроху не тащить ее по полу, а небольшой ее вес — научить его рассчитывать свои движения.

Красочные картины или фотографии членов семьи могут быть развешаны на стенах. Но важно, чтобы они находились на уровне глаз, чтобы малыш имел возможность смотреть на них с близкого расстояния и разглядывать детали и, возможно, даже задать вопросы о том, что он видит. То же самое относится ко всем объектам (книги, игрушки, краски, а также одежда и столовые приборы), которые важны для развития ребенка: у него должна быть возможность самостоятельного доступа к ним.

И последнее, но не менее важное: малыш должен уметь пользоваться всеми приспособлениями, что нужны ему для наведения порядка и уборки дома: подметания пола, вытирания пыли и т.д. Чрезвычайно важно, чтобы уборочный инвентарь был эстетически приятным, так как внешняя привлекательность этих предметов побуждает активно их использовать. Кроха, безусловно, будет более охотно подметать пол красивой метлой, чем старой и некрасивой.

Вот примеры некоторых изменений, которые мы советуем произвести в детской комнате и в ванной.

Как оборудовать детскую комнату, чтобы в ней всегда был порядок
Детская комната — идеальное место для игр. Это лаборатория ребенка, где день за днем он может, не сдерживаясь, выражать свою естественную потребность двигаться, экспериментировать, строить и уничтожать свои постройки, проверять свои навыки. Но это также место, где ребенок может сделать паузу, чтобы отдохнуть и поспать.

Естественно, в детской не должно быть недостатка в низких полках, на которых расставлены игры и игрушки, чтобы ребенок мог взять их и поставить на место после использования. Здесь достаточно оставить только по одной игре каждого типа (например, набор строительных блоков, коробка с игрушечными фигурками и т.д.), сложив остальные игрушки в другом месте.

Игрушки в доступе можно периодически менять, так, чтобы ребенок развивался в занятиях с забытыми им «старыми» вещами и не возникало необходимости постоянно покупать новые. Или можно договориться с ребенком о том, что при получении новой игрушки старую следует убрать.

Развивающие материалы должны быть разделены на группы. Например, по принципу обучающей деятельности: наборы для ролевых игр, материалы для творчества и т.д.; для каждой категории должно быть свое место: полка, корзина, ящик.

Важно, чтобы эти вещи всегда были в хорошем состоянии. Желательно сразу избавляться от сломанных игрушек, которые больше не подходят для игры.

Часть полок должна быть отведена под книги. Можно купить маленький книжный шкаф высотой с ребенка, в котором мы сможем разместить тетрадки, книги, раскраски. Мы можем даже поместить туда фотоальбом, где будут собраны фотографии важных для ребенка членов семьи и значимых для него моментов.

Простые журналы или каталоги, в которых ребенок сможет найти множество изображений, а также позволяющие ему расширить словарный запас, тоже полезны. Ребенок с удовольствием будет пролистывать такие альбомы, спрашивая названия новых предметов и повторяя названия тех, которые он недавно узнал.

«По-видимому, из-за разницы в размерах между ребенком и окружающими его предметами ребенок не знает, как ими пользоваться и, следовательно, не может получить полноценное развитие».

Мария Монтессори

Большая часть игры будет проходить на полу. Поэтому полезно всегда накрывать пол ковром или покрывалом, что поможет установить границы пространства, на котором малыш будет разбрасывать игрушки.

Некоторые формы игры, однако, требуют рабочей поверхности. Поэтому стоит подыскать подходящее место для стола и стула. Их высота должна быть подобрана с учетом возраста и роста ребенка: стул должен быть на высоте бедра ребенка, а стол на высоте груди, когда ребенок сидит.

Если же ребенок увлекается рисованием, мы может выбрать место для рисования на стене, например, закрыв ее часть пленкой и обозначив таким образом границы для творчества.

Как хранить детскую одежду, чтобы ребенок научился одеваться самостоятельно
Спальня — это также та комната, где мы переодеваемся. Ребенок должен иметь возможность на уровне своего роста хорошо видеть одежду, чтобы он мог сам выбрать, что надеть, и иметь возможность убрать свою одежду на место. Поэтому гардероб должен быть на разумной высоте, с дверями, не слишком высокими и тяжелыми, чтобы ребенок мог легко открыть их. Кронштейн для висящей одежды должен быть примерно на уровне его плеч.

Разумно было бы хранить одежду в зависимости от сезона — возможно, используя картонные коробки, чтобы держать сезонные вещи отдельно — это поможет ребенку мысленно связать одежду с погодой. Кроме того, мы можем использовать сундук или набор ящиков для хранения мелких предметов, разделенных на группы. Каждый ящик должен быть посвящен определенному типу одежды: носки и нижнее белье, свитера, брюки, кофты и т.д. Полезным также будет наклеить на каждый ящик симпатичные этикетки с изображением предмета одежды, которая в нем лежит.

Наконец, очевидно, что в спальне должна быть кровать. В соответствии с принципами Монтессори, ребенок должен иметь независимый доступ к своей кровати, чтобы всегда иметь возможность отдохнуть. По этой причине высота кровати должна быть минимальной. Матрас на полу будет также хорошим решением.

Лучше приобрести кровать без бортиков, чтобы ребенок имел возможность прыгать с кровати на пол и обратно, как он того пожелает. Если кровать не имеет боковых бортиков, безопаснее, чтобы она была очень низкой.

как приучить ребенка ходить на горшок
Как научить ребенка мыть руки и ходить на горшок: оборудуйте ванную
Ванная комната — это место, где течет вода, поэтому она так привлекает наших детей.

Повернуть кран, чтобы включить и выключить воду — очень забавное занятие для любого ребенка. Особенно, когда ему удается пустить сильную струю и разбрызгать воду так, чтобы она оказалась на полу. Пустые баночки от шампуня и геля для душа заполняются водой и опустошаются снова и снова, а заглушки могут превратиться в маленькие лодки, которые плавают в раковине. Губки великолепны для создания эффекта душа.

Можно решить вместе с ребенком, какие хозяйственные принадлежности вы будете использовать для водных игр. Хранить их можно в шкафу ванной комнаты, предварительно сложив в коробку или корзину.

Ванная комната — это пространство, используемое для всего того, что мы называем личной гигиеной. Малыш будет приучаться к ней, если мы предоставим ему возможность самостоятельно выполнять гигиенические процедуры с самого раннего возраста. Для этого мы можем выделить крохе крошечные кусочки мыла, которые помещаются в его маленьких ладошках, два полотенца разных цветов, висящие на удобной высоте, чтобы он мог различить, какое используется для рук и лица, а какое для интимной гигиены.

Вообще говоря, хорошо было бы выделить пространство для детских принадлежностей, таких как зубная щетка, кремы и даже подгузники, которые малыш сможет достать самостоятельно, когда это необходимо. Тем самым он будет помогать родителям в осуществлении повседневного ухода за ним.

В идеале мы должны предоставить малышу возможность самостоятельного доступа к раковине с помощью детского табурета со ступеньками. Также хорошо бы повесить зеркало на уровне его роста. Такой маленький «гигиенический пункт» даст крохе возможность умываться самостоятельно, совершенствуя свои навыки ежедневно.

Практика личной гигиены легко усваивается, когда ребенок подражает взрослым. Поэтому легко понять, почему малыш хочет иметь все те предметы, которыми пользуются взрослые: флакон духов, набор для макияжа, бритвенный набор, заколки для волос и т.д. В этом случае мы также можем «дать вторую жизнь» некоторым вещам — ими могут стать пустые контейнеры от косметики или старая бритва без лезвия. Разместить эти предметы нужно в пределах досягаемости ребенка.

Когда малыш будет уверенно передвигаться самостоятельно, полезно поставить в ванную комнату горшок. Так кроха быстрее начнет пользоваться им, сможет увидеть продукты своей жизнедеятельности, и это станет решающим шагом к достижению контроля над сфинктером и мочевым пузырем.

Ребенок, как правило, чувствует себя безопаснее на небольшом горшке, на который он может самостоятельно садиться и с которого может самостоятельно вставать: на обычном унитазе малыш как бы «подвешен» над землей, он обычно не может слезть с него без помощи взрослых.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые свежие новости медицины на нашей странице в Вконтакте

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>