Выстраивание личных взаимоотношений подростка со сверстниками противоположного пола – очень деликатная тема. Зачастую эта сфера жизни ребенка неподвластна его родителям. Если на личном фронте не все благополучно, то родным необходимо поддержать свое чадо в трудный период.
Разрыв отношений как испытание
Родителям бывает очень сложно осознать, что их дети – личности, у которых могут быть свои секреты. Часто, самой интригующе недоступной частью жизни ребенка становятся любовные отношения со сверстниками. Важно понимать, что в случае неизбежных кризисов в личной жизни ребенка следует избегать любого психологического давления, но просто быть рядом в нужную минуту.
Первые романические отношения – это настоящее испытание, которое нужно пройти любому подростку для того, чтобы повзрослеть. В зависимости от личности ребенка, его характера и темперамента, утрата взаимоотношений с другом\подругой может переживаться по-разному. Юноши часто не подают вида, но замыкаются в себе. Девочки более эмоциональны – плачут, слушают грустную музыку, обсуждают ситуацию с подругами.
В такие моменты проявляются семейные традиции выстраивания межличностных контактов: если у родителей с ребенком с детства установились доверительные отношения, то он может открыто рассказать о своих проблемах и переживаниях. Если ребенок по какой-то причине скрывает свою личную жизнь от семьи, то родным остается только догадываться о том, что за чувства он испытывает.
Для подростка разрыв отношений означает, возможно, самую сильную эмоциональную боль за всю его жизнь. Характер только формируется, жизненный опыт еще не накоплен, гормональная перестройка организма обуславливает перепады настроения – все это умножает страдания подростка после утраты объекта сильных чувств, и это делает его очень уязвимым.
Как и взрослые, после разрыва подростки должны пройти несколько стадий переживания расставания:
отрицание (страх, обвинение, отрицание факта);
гнев и чувство беспокойства;
депрессия (отчуждение, беспомощность, потеря интереса к ежедневной деятельности);
диалог (попытки найти объяснения произошедшему, желание поделиться проблемой);
принятие ситуации (поиски новых увлечений, заполнение «пустоты»);
возврат к жизни (осознание собственной важности, повышение самооценки).
Как поддержать ребенка
Острее всего подростки чувствуют себя в течение первых трех стадий переживания расставания: они не в силах изменить ситуацию или повлиять на нее, поэтому могут вести себя неадекватно. Это может быть полный уход от реальности с помощью компьютерных игр, алкоголя, общения с друзьями или увлечения экстремальными видами спорта. С другой стороны, особенно на стадии депрессии, могут возникать мысли о суициде. Обычно таким образом подростки хотят продемонстрировать миру и, в частности, своему бывшему другу или подруге, свою ценность.
Крайне важно, чтобы в этот период ребенка поддерживали дома, относились с пониманием к тому, что он не станет ничего рассказывать о причинах своего подавленного состояния. Ему необходимо чувствовать в семье полную безопасность, приходить в то место, где его безоговорочно любят.
Родителям не стоит вмешиваться в переживания своего ребенка, как бы сильно им не хотелось защитить его от страданий. Этот опыт – опыт первой, пускай несчастной или безответной, любви поможет ему в будущем создавать зрелые, счастливые отношения.
Избегайте шаблонных фраз, которые вы можете сказать взрослой подруге или коллеге в подобной ситуации: «У тебя таких будет еще сотня» или «Он/она скоро поймет, что потерял(а)» и т.д. Это принижает ценность отношений, и приводит к тому, что подросток перестает адекватно оценивать происходящее с ним. С одной стороны, его выбор и переживания не ценны, с другой стороны – он всегда сможет найти замену утраченным отношениям.
Не следует также оперировать фразами вроде «Думай об учебе, а не о мальчиках\девочках». В этом случае отношения как таковые становятся на ступень ниже, чем учебные занятия или иные другие «более важные» дела. В дальнейшем эта установка может мешать подростку создавать и сохранять любые отношения – зачем, если учеба, работа или карьера важнее?
Для того чтобы помочь ребенку выйти из депрессии, можно попробовать аккуратно переключить его внимание на другие стороны жизни, не соприкасающиеся с личными отношениями – отправить в путешествие, записать на новые курсы (только если подросток сам этого захочет), заняться вместе творчеством или спортом. Любые занятия, особенно в коллективе, сглаживают острую фазу одиночества, постепенно подводя подростка к принятию факта расставания.
Сейчас ребенок может задаваться вопросом «почему это произошло», «что во мне не так». Воздержитесь от советов сменить стиль одежды, поведения, окружения, увлечений. Это подмена глубоких переживаний активными действиями, которые теоретически могут исправить ситуацию и вернуть друга\подругу (чего обычно не происходит). Такая стратегия характерна и для взрослых – часто после разрыва отношений со второй половиной женщина меняет все, начиная от гардероба и внешности и заканчивая работой и местом жительства. Это попытка избежать переживаний, начать жизнь заново, зачеркнуть все, что причиняет эмоциональную боль. Уйти от проблемы, не значит ее решить: подросток не сможет осмыслить и отпустить мучающие его отношения, если будет замещать общение со второй половиной шоппингом или играми.
Если ваш ребенок сам начинает задавать вопросы об отношениях, то отвечать следует искренне – так, как вы видите ситуацию с высоты вашего опыта. «Да, это больно. Да, возможно несправедливо. Но в этом нет виноватых, как нет победителей и проигравших. Нужно просто жить дальше, не бояться любить и думать о светлом будущем».
Опасность суицида: признаки
Могут сложиться обстоятельства, когда подросток не в состоянии самостоятельно справиться со своими переживаниями. Ему начинает казаться, что самый простой способ избавиться от боли утраты – это покончить жизнь самоубийством.
Детские психологи долгие годы изучают поведение детей и подростков на фоне депрессии. Исследователям удалось выявить некоторые признаки, которые служат «маячками» для родителей, свидетельствующими, что их ребенок в опасности. Согласно исследованиям, до 75% потенциальных самоубийц подают предупреждающие сигналы своим родным и близким. Давайте разберемся, какие:
1. Прямые угрозы
Подростки зачастую с трудом сдерживают свои эмоции, поэтому сгоряча могут бросить фразу «я выпрыгну из окна» или «пойду, повешусь». Эти слова нельзя воспринимать как обычную шутку, за ними могут стоять мысли о реальном суициде.
2. Уход в себя
Крайняя замкнутость, полное отстранение от домашних дел, учебы, любых других занятий, а также отказ от общения с друзьями – это еще один повод для родителей внимательно следить за эмоциональным состоянием своего ребенка.
3. Агрессия
Яркие и неконтролируемые вспышки ярости или гнева к окружающим людям могут говорить о том, что ребенок как никогда нуждается во внимании к себе. Подросток может намеренно добиваться осуждения со стороны, тем самым доказывая себе, что его не за что любить, а, следовательно, незачем и жить.
4. Истощение, алкоголизм, наркомания
Подросток может пускаться в крайности: доводить себя до истощения, напиваться, применять запрещенные препараты – идти по пути саморазрушения, который может закончиться суицидом.
5. Заметные перемены в поведении
Когда ребенок-интроверт внезапно становится многословным, старается много общаться и проводить время с друзьями – следует внимательнее присмотреться к нему. Любые нехарактерные изменения в поведении говорят о том, что ребенок надел маску и следует какому-то замыслу для достижения цели, а эта цель может быть опасной.
Комментарии