Чтение: учение или мучение?

Чтение: учение или мучение?

В семье рождается ребёнок. Всё уже подготовлено для полноценного развития маленького человека: мягкие игрушки, всевозможные игры, мозаики. Чего только нет в детской. А приготовлены ли книжки? Несмотря на то, что ребёнок пока только может рассматривать картинки, а читать не умеет, его необходимо с очень раннего возраста заинтересовать книгой. Как бы ни развивалась техника, какие бы эффектные фильмы ни захватывали наше сознание, обычная книга всегда была и будет нашим другом. В ней можно найти ответы на любые волнующие вопросы, она успокоит, или наоборот, вдохнёт новые силы для достижения мечты. С ней интересно; через книгу мы познаём мир не только настоящего, но и прошлого вместе с будущим.

Важно помнить о том, что книга и процесс чтения никогда не должны быть сопряжены для малыша с напряжением, недовольством, скукой! Никогда не превращайте чтение в обязательство. Хорошая книга – это настоящее сокровище, чтение её – любимое времяпрепровождение! Это ощущение уюта и вхождения в чудесный мир, где всё дышит загадкой, и нет сил оторваться от страниц. Родители должны очень внимательно отнестись к вопросу о том, что будет читать их ребёнок. Правильно организованное детское чтение – залог того, что малыш вырастет чутким, отзывчивым, внимательным, рассудительным человеком.

Книга это мощный инструмент, который влияет на душу. И качество такого инструмента должно быть отличным. Как же разобраться в море книг, старых и новых, как выделить главное и отсеять ненужное, как выстроить знакомство с книгой? Давайте подробнее остановимся на этом.

Мы познаём мир вокруг себя. Нам нужны ориентиры, что-то, на что мы можем положиться. Ребёнку с малых лет нужны примеры для подражания, любимые герои, с которыми можно познакомиться, читая книгу. Мы прекрасно знаем, что прекрасное развлечение для взрослого и ребёнка – занятная книга, от которой невозможно оторваться. Это же отличная альтернатива бессмысленному просмотру передач и плаванью в Интернете! А кинофильмы, спросите вы. Кино неплохо само по себе, но при чтении ребёнок сам, своей фантазией создаёт образы, видит внутренним зрением чудесные пейзажи, а кино выдаёт, так сказать, готовый продукт. Поэтому книга у нас выступает не только в развлекательной роли, воспитателя чувств, но и прекрасно развивает фантазию, умение мыслить образами.

Следует помнить, что удачное знакомство с книгой произойдёт только в том случае, если родители сами люди читающие, и в доме есть пусть небольшая, но интересная и со вкусом подобранная библиотека. Если мама не любит читать, или в доме полно, к примеру, дешёвых детективов или женских романов, которые без разбору проглатываются ею один за другим, то нечего ждать, что ребёнок будет с удовольствием посещать библиотеку, иметь высокохудожественный вкус и трепетно относиться к книге. То же самое касается и случая, когда родители читают редко или предпочитают глазеть в телевизор, но зато с большим упорством заставляют детей читать по 10-15 страниц в день, так как «это задали по программе», «надо для общего развития» и так далее. Ничего хорошего, кроме сопротивления и последующего отвращения от книги такой подход не принесёт. Всё-таки книжка это не какая-нибудь микстура, которую надо выпить, хоть и не хочется.

Самым маленьким детям достаточно показать яркую книжечку с крупными, броскими иллюстрациями, с азбукой, со сказкой, которую мама может прочесть ребёнку вслух. Это также легко, как выбор корма для котят. Но мы сейчас настолько всё время заняты, всё куда-то несёмся, делаем карьеру, и редкая мама найдёт время спокойно сесть и почитать ребёнку сказку. У цивилизации «головокружение от успехов». Многие мамы оставляют дитя компьютеру, включая аудиокнигу, где медоточивым голосом чужая тётя расскажет, как дед посадил репку и что из этого вышло. А выходит не очень хорошо. Такой ребёнок лишён очень важной связи с мамой, с её голосом, атмосферой семьи. Малыш предоставлен сам себе, через некоторое время он начнёт отвлекаться на что-то другое или плакать, потому что мама ушла, не будет вникать в содержание аудиокниги.

Некому объяснить ему незнакомые слова, и почему Ваня золотые кольца злой царевне отдал. В следующий раз ребёнок не захочет слушать сказку, которую ему механически читает компьютер, какой бы интересной она ни была. Ему нужно живое тепло, общение, контакт. Мамы, находите хотя бы полчаса на чтение своему ребёнку, какой бы аврал у вас ни был на работе. Никакие деньги и карьерный рост не стоят того, чтобы лишать малыша драгоценных минут, проведённых вместе с мамой за сказкой.

Мама читает, а малыш получает необходимые знания, развиваются его эмоции. Он сопереживает героям и задаёт вопросы. Он видит, как мама бережно переворачивает страницы, показывает картинки.Через некоторое время он и сам уже начинает потихоньку читать. И тут важно подобрать именно те книги, которые не отобьют у ребёнка желания читать, не будут скучны настолько, чтобы ребёнок отбросил книгу и полез лазить по Интернету. Сразу договоримся, что ребёнок читает бумажные, «живые» книги. Не следует допускать, чтобы дети читали книги с экрана компьютера или ноутбука. Как бы там ни было, существует определённое излучение, глаза детей устают, к тому же достаточно важен сам контакт с книгой: малыш перелистывает страницы, рассматривает иллюстрации, удобно устроившись в креслице, водит пальчиком по строчкам, учится находить нужное по оглавлению, как бы «общается» с книгой.

В дальнейшем можно будет уделить время и электронным книгам, но никогда не стоит полностью переходить на цифровые библиотеки и думать, будто бумажная книга отжила своё. Электронная книга может быть красиво оформлена и смотреться на экране весьма эффектно, зато маленькому ребёнку интереснее знакомиться со сказкой, которую можно прочитать в бумажной книжке-раскладушке, где герои вырезаны из бумаги и при переворачивании страницы приподнимаются, становятся объёмными, шрифт крупный и понятный. В детстве впечатления особенно сильны, и знакомство с книгой должно непременно быть ярким, запоминающимся. Появление в доме красочной, пахнущей типографской краской книги со сказками будет куда привлекательней для малыша, чем один диск с электронными книгами, пусть даже на нём будет их не один десяток.

Итак, что же можно предложить совсем маленьким «читателям»? Конечно, это должны быть ярко раскрашенные (но не ядовитыми цветами, которые прямо-таки «бьют в глаза») книжки-малютки, книжки-раскладушки, книги большого формата, но обязательно с привлекательными, броскими картинками. Малыш знакомится с формой книги, узнаёт, что в ней много страничек, в общем, получает первые впечатления. Естественно, он может захотеть попробовать книжку на зуб, потянуть за страничку и порвать её и т.д. Несмышлёного малыша, пожалуй, не стоит ругать, но объясните, что книжечке будет больно, если её помять или порвать. Родители должны сами подавать пример, как надо обращаться с книгой: не читать за едой, не черкать в книге, не загибать углы, а пользоваться закладкой.

Для малыша лучше всего приобрести книжку, страницы которой защищены специальной плёнкой, с ней можно даже купаться и одновременно «читать». Можно сделать книжку самим, сшив несколько чистых листиков, а затем наклеить на страницы разные рисунки, вырезанные из бархатной бумаги силуэты животных, кусочки ткани, пуговки (трогая такие «иллюстрации», малыш развивает мелкую моторику) и т.д., что подскажет фантазия.

Когда малышу исполнится годик, ему уже можно почитать сказки, коротенькие рассказы, которые будут ему понятны. Книжки со сказками народов мира — самые подходящие для этого периода. Малышам нравится всё яркое, они будут пытаться рассмотреть буковки, поэтому обратить внимание на оформление просто необходимо: сказка должна сопровождаться иллюстрациями, крупным понятным текстом, напечатанным на хорошей бумаге.

В два-три годика хорошо почитать книжки, разбитые по содержанию на различные темы: «Лесные жители», «В саду и огороде», «Домашние животные» и так далее, благодаря которым ребёнок получает знания об окружающем мире. Не забываем о сказках. Уместны будут ритмичные, забавные стихи, которые можно учить с малышом наизусть. Особенно удачно будет прочитать произведения Корнея Чуковского, которые не только имеют привлекательный, забавный сюжет, но и развивают речевой аппарат ребёнка, чувство ритма. Достаточно вспомнить замечательные строки «Крокодил, Крокодил, Крокодилович» с их раскатистым «р», ритмичное и легко запоминающееся «Муха по полю пошла, муха денежку нашла» и т.п.

После трёх лет ребёнку будет интересно слушать (и пытаться прочесть) уже довольно сложные произведения, например, рассказы Льва Толстого «Лев и собачка», «Филиппок», стихи Маршака, сказки Пушкина и Андерсена, смешные вредные советы Заходера. Пусть малыш попробует пересказать услышанное: это формирует логическое мышление, умение выстроить в порядке события. К шести годам желательно прочитать рекомендуемые произведения, любимые не одним поколением.

Ребёнок пойдёт в школу, станет взрослее, пройдёт год, два, пять, и в это время желательно подбирать интересные, увлекательные книги, от чтения которых школьник не будет уставать. Сумасшедшая нагрузка в теперешних школах просто поражает. Сколько ненужного и подчас вредного наваливается на детей. Пусть ребёнок лишний раз не зубрит математические уравнения, а найдёт время для книги, которая будет пробуждать в нём чувство прекрасного, стремления помогать другим, любовь к миру. Это куда важнее, чем очередной бой с цифрами или «правилом буравчика», которое никак не лезет в голову.

Приключения, таинственные страны, подростковые «неразрешимые» вопросы, волшебство – всё это манит ребёнка, и главное, следить за тем, чтобы в руки ребёнку не попали некачественные книги, авторы которых в погоне за гонораром пишут, лишь бы заполнить страницы. Всевозможные фантастические книги, рождённые воспалённым сознанием современных авторов, где кого-то постоянно режут, расстреливают из мощного оружия, расчленяют и в том числе насилуют – не лучший выбор. Они приучают к жестокости, формируют мнение о том, что только силой можно чего-то достичь, не воспитывают ценить чужую жизнь.

Книги, где главный упор делается на магию, на тёмные силы, где описываются страшные оборотни и кровожадные вампиры, не принесут в душу ребёнка свет. Они приучают лишь к тому, что ребёнок перестаёт задумываться над тем, что он читает, анализировать и вообще думать. Начинается бездумное проглатывание страницы за страницей в поисках «острых ощущений», описаний кровавых схваток, жестоких сцен. Этого необходимо избегать!

Пусть ребёнок читает книги, которые сегодня кажутся старомодными – где благородные рыцари пускаются в опасные приключения ради своих дам, где дети попадают в сказочное королевство, где говорится о чести и порядочности. Не погрешу против истины, если скажу, что понятия «честь» и «порядочность» редко встретишь в современных книгах. Поэтому достаньте старые, но верные книги — «Дети капитана Гранта», «Витя Малеев в школе и дома», «Денискины рассказы» — и предложите их ребёнку. Некоторые слова, понятия могут давно устареть, поэтому объясняйте их значение.

Настолько сейчас не хватает времени у людей, что, пожалуй, рекомендация иногда собираться всей семьёй для чтения книги покажется издевательством, а то и архаизмом. Да, несовременно это, сидеть читать вслух, когда можно за компьютером сиднем посидеть, поглощая излучение, оставляя ребёнка самому себя развлекать. А потом говорят, что в семье «холодно», «неуютно», хотя дом – полная чаша, кругом сверхсовременная техника и денег достаточно. А самое главное – душевное тепло, ощущение уюта – мы потеряли. Возродите традицию, найдите время для вечернего чтения. Пусть это будет полчаса. Прочтите детям вслух отрывок, на самом интересном месте остановитесь. В следующий раз дети будут просить вас продолжить чтение.

Как здорово будет прочитать что-нибудь по ролям, посмеяться вместе над каким-нибудь рассказом. Это не только учит ценить чтение, это скрепляет семью.Родителям необходимо найти время и составить личный список книг, которые они будут читать сначала вместе с малышом, а затем предложат ребёнку для самостоятельного чтения. Конечно, то, что ребёнок начнёт читать сам, прекрасно.

Кстати, вот некоторые журналы рекомендуют хвалить ребёнка чуть ли не за каждую самостоятельно прочитанную страницу, как будто показывая, что ребёнок совершает какой-то непосильный подвиг. Чтение должно быть одним из любимых занятий, ребёнок должен сам брать книгу и читать когда захочет, это должно быть естественным процессом, а не чем-то, за что малыш будет ждать поощрения. Подход «молодец, Петенька, прочитал сказку!» просто нелепый по своей сути. Также, безусловно, отвратительны отношения купли-продажи: «сделаешь уроки -получишь шоколадку», «будешь хорошо себя вести – куплю куклу», «прочитаешь десять страниц, пойдёшь гулять». Чтение становится для такого Петеньки чем-то нудным, от чего хочется поскорее отделаться, заслужив «пятёрку» («ну, на сегодня норму выполнил») и отбросив книгу куда подальше. Ребёнок должен сам тянуться к книге, без каких-либо напоминаний и поощрений (и уж ни в коем случае по принуждению).

В дальнейшем дети сами могут составлять списки книг, которые им хочется прочитать, советуясь с родителями, спрашивая у друзей, что они могут порекомендовать для чтения. Сейчас незаслуженно забыт так называемый читательский дневник. Почему бы не предложить ребёнку завести тетрадь, в которой он будет отмечать прочитанные книги, а еще, возможно, кратко запишет, о чем произведение. Так он научится составлять аннотацию, выделять главное. Будет прекрасно, если ребёнок запишет в двух-трёх предложениях своё собственное мнение о прочитанном. Также можно делать примечания, к какому стилю относится произведение, есть ли у него минусы, стоит ли рекомендовать книжку другу. Таким образом, дневник поможет сформировать свои книжные вкусы.

Впоследствии уже выросшие дети смогут показать своим детям, какие книжки они читали сами и привить им культуру чтения. Ваши дети будут благодарны вам за то, что вы ввели их в чудесный мир книги, познакомили с великолепными образцами литературы, научили ценить время, проводимое за книгой.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые свежие новости медицины на нашей странице в Вконтакте

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>