Продолжаем наш разговор о развитии речи и не только. Мы надеемся, что рекомендации предыдущих статей пришлись вам по душе, разнообразили ваш день, систематизировали занятия и, может быть, даже улучшили поведение ребенка. Сегодня мы расскажем о такой необходимой для развития речи деятельности, как:
чтение знакомых и новых книжек;
рисование;
изучение букв;
освоение новых слов и понятий.
Читаем
Вы уже освоили мычалки, кричалки и всякие другие развлекающие малыша игры. Скорее всего, вы уже не раз читали ребенку книжки со стихами. Если изо дня в день малыш просит вас читать ему одну и ту же книжку, это нормально — просто наберитесь терпения и читайте, подробнейшим образом рассматривая картинки. Ребенок полутора лет может показать на картинке не только дедку и репку, но и мышку, и мышкин хвостик, и собачкины глазки. Будет очень хорошо, если он будет это делать указательным пальчиком правой руки, точно попадая в мелкие детали картинки.
Сборники стихов — это обычно самые любимые детские книжки, а так как вы их читаете часто, старайтесь, чтобы как можно раньше малыш помогал вам читать стихи, произнося последнее слово в строчке. Начнете вы с коротких стихотворений Маршака и Барто, постепенно доберетесь до длинных стихотворных сказок Чуковского и Пушкина. Ориентируйтесь на сюжеты и картинки, которые вам нравились в собственном детстве. Фон картинки должен быть светлым, иллюстрация должна быть выраженной по деталям формы и цветовому решению. Ориентиром качества текста, картинки и их сочетания могут служить книги Сутеева.
Легко можно отказаться от сиюминутных брендовых сюжетов («Смешарики», «Лунтик» и др.). Несмотря на то, что эти сериалы созданы специально для детей и несут позитивную обучающую информацию, абстрактность и недолговечность образов не способствует взаимопониманию и преемственности поколений. Кто из родителей сегодняшних 2-3-летних детей знает, кто такие телепузики? А ведь всего 7 лет назад все прилавки магазинов были завалены этими бесформенными существами. О чем же поговорить старшему восьмилетнему брату с младшей двухлетней сестренкой? В детстве хорошо бы читать ребенку литературу, которую в детстве читали вам и которую он будет в дальнейшем читать своим детям и внукам.
Активное чтение
Помимо ежедневного чтения знакомых и любимых книг (которые ребенок вам приносит в ответ на вопрос: что мы будем читать?) необходимо еще и так называемое активное чтение. Это чтение, во время которого ребенок не только слышит знакомый ему текст, ваш голос, рассматривает картинки, но и усваивает новую информацию. Это новая для ребенка книжка с новым сюжетом, соответствующая возрасту малыша по объему, так как это чтение не может занимать больше 5-10 минут. Читать ее нужно очень медленно, выразительно, параллельно рассматривая картинку, поясняя новые слова, показывая на картинке незнакомые предметы. Если есть такая возможность или необходимость (для детей гиперактивных) — возьмите в руку игрушку, соответствующую содержанию книги. То есть читая сказку «Колобок», вы берете в руки колобка, и он «переворачивает» странички книжки. Для всех детей полезнее заниматься активным чтением в первой половине дня, а для детей эмоциональных, активно реагирующих на сюжет, это строгое правило. Для лучшего освоения прочитанного во второй половине дня можно вернуться к прочитанной утром книжке.
Говоря об игрушках, «помогающих» читать книги, хочется упомянуть о кукольных театрах. Это могут быть готовые куклы — пальчиковый (тряпичный или деревянный) набор персонажей известной сказки или куклы на руку би-ба-бо (они тоже продаются как по отдельности, так и наборами). Легко изготовить самодельных пальчиковых куколок: свернуть и склеить рулончики или кулечки из цветной бумаги, пририсовав им рожицы; обернуть пальцы лоскутками, а рожицы нарисовать прямо на подушечках пальцев; несколькими стежками сделать «лица» у трикотажных «пальчиков», отрезанных со старых перчаток. Кроме того, в вашем домашнем многообразии игрушек — плюшевых, резиновых и т.п. наверняка найдется персонаж из книжки — зайчик, лягушка и т.п.
Еще одно важное дополнение — сначала вы читаете соответствующую книжку, а уже потом смотрите мультфильм, а не наоборот. Только таким образом мы можем совместить процесс познания с чтением книги и сделать это привычкой.
После первого прочтения эта книжка переходит в разряд известных, и ее вам ребенок приносит почитать наряду с другими. С определенного возраста, для всех очень индивидуального, обычно с 2-3 лет, сюжетная линия может быть длиннее, чем 5-10-минутное чтение, и первое прочтение книги может разбиться на несколько раз. В этом случае начать чтение следующей части (главы) надо либо с перечитывания уже прочитанного, либо с краткого пересказа или вспоминания по картинкам, либо с обсуждения того, что малыш запомнил. Книжки «не на один раз» встречаются двух видов: либо это книга, просто разбитая на главы, со сквозным сюжетом; либо это один (два-три) главный герой и короткие рассказы о его приключениях, не связанные между собой единой сюжетной линией. Отвечая на ваши вопросы, ребенок не только развивает долговременную память, но также учится азам пересказа, монологовой речи, аргументированному ответу на вопрос.
Читая книжки, вы часто будете видеть большие заглавные буквы, и точно так же, как на детали картинок, можно и нужно обращать внимание малыша на буквы и четко их произносить: протяжно, акцентируя внимание на артикуляции — гласные, и четко, отрывисто, в виде звука, — согласные («б», «г», «д»).
Часто родители задают вопрос: с какого возраста начинать читать ребенку книги? Ответ один: как можно раньше, хоть с самого рождения.
Рисуем
С года вы вполне можете начать рисовать — правильно дав малышу в правую руку треугольный в сечении карандаш, держа своей рукой его руку сверху (ребенок сидит у вас на коленях). Вы рисуете картинку, сопровождая ее выразительным рассказом. «Елочка растет, под ней грибочек. Солнышко светит, лучики, лучики… Облачко прилетело — солнышко закрыло. Дождик пошел». Конечно же, мы без устали рисуем человечка. И того самого: точка, точка, запятая, и человечка из палочек, и одной сплошной линией, в одежде и без. Человечек-папа, человечек-мама, человечек-малыш. Мы им рисуем пальцы, ушки, волосы, бантики, одеваем их в кофточки-штанишки-юбочки, рисуем пуговички.
Основная задача этого занятия — сконцентрировать внимание ребенка на вашем рассказе, автоматизировать правильное положение пальцев на карандаше, совместить слуховое внимание с точными движениями правой руки. Не торопитесь требовать от ребенка изображения домика, елочки, человечка. А вот продолжать с ним совместное рисование, показывать разные варианты и способы изображения в увлекательной для малыша форме очень полезно. Ведь рисование является не только отражением общего развития ребенка, в том числе и речевого, но и стимулирует это развитие.
Через некоторое время, привыкнув правильно держать карандаш в руке, малыш начнет рисовать сам. Сначала это будут линии, проведенные через весь лист бумаги, затем спиральки разнообразной формы, и уже совсем скоро появятся очертания человечков-головоногов с большими кругами вместо глаз. К двум годам это могут быть уже вполне узнаваемые сюжеты.
Параллельно с рисованием предметов вы можете писать буквы, подписывая картинки именами тех, кто на них изображен, и, конечно, не забывая имя автора. Так мы постепенно движемся к изучению алфавита.
Учим буквы
Очень полезно алфавит выучить рано. Это нужно не для того, чтобы рано научить малыша читать, а для того, чтобы графическое изображение буквы и звук, который она обозначает, хорошо запомнились и связались между собой. Чтобы в начальной школе не возникло путаницы между буквами «г» и «к» и все буквы автоматически писались в ту сторону, в которую нужно и не были бы зеркально перевернуты. С другой стороны, ребенок, знающий алфавит (в том случае, если все остальные функции головного мозга развиваются правильно и своевременно), в возрасте 5-6 лет начинает читать сам. Точно так же, как при правильном развитии в 2 года начинает говорить.
Для того чтобы буквы лучше запомнились, полезно на всем пространстве квартиры на уровне глаз малыша развесить буквы алфавита — по одной. Буквы должны быть правильной формы, размером приблизительно 8х10 см. Буквы А, О, У, Ы, Э сделайте красного цвета; Я, Ё, Ю, И, Е — оранжевого; звонкие согласные Б, В, Г, Д, Ж, З сделайте зелеными, глухие П, Ф, К, Т, Ш, С — синими, Х, Ц, Ч, Щ — фиолетовыми, сонорные согласные Р, Л, М, Н и букву Й можете сделать темно-голубыми, Ъ и Ь — черными.
Разбить буквы по цветам необходимо для того, чтобы в сознании малыша автоматически закрепилась разница между буквами, обозначающими звуки разных фонетических групп. Пусть похожие по звучанию «Г» и «К» отличаются не только графикой, но и цветом. Объяснять ребенку выбор цвета букв, если он об этом не спрашивает, не нужно.
Буквы надо повесить отдельно друг от друга, без всякой сопровождающей картинки (не надо букву «А» сопровождать словом «арбуз»). Развешенные по дому буквы – это в первую очередь напоминание родителям: оказавшись около буквы, надо обратить на нее внимание малыша и четко ее произнести, обозначив букву звуком: «б», «г», «д».
Через некоторое время вы поймете, что в основном малыш запомнил эти значки. Следующим этапом будет: «покажи букву …», «подойди к букве …» Это можно использовать в играх или бытовых мероприятиях: «приз спрятан около буквы Л». Если одежду, приготовленную к гулянию, разложить рядом с буквами, трудностей с одеванием, скорее всего, не возникнет. Когда в сознании малыша буквы хорошо уложатся, их можно собрать все вместе в виде магнитной азбуки на холодильнике (или пенополиуретановой — на стене в ванной). Среди разрозненных букв вы просите малыша найти нужную вам букву. Если из букв, выстроенных «паровозиком», получится слово, — прочтите его малышу.
И лишь на третьем этапе вы спрашиваете у малыша, что это за буква. Делать это нужно только тогда, когда вы точно уверены, что малыш и знает букву, и может ее назвать. В противном случае (если ребенок не может выговорить нужный звук) вы ставите перед малышом невыполнимую задачу, и он может просто отказаться дальше играть. С точки зрения развития речи выучить алфавит очень полезно. Малышу, который часто слышит отдельно произносимые вами звуки, и фонетически, и артикуляционно легче связать их в слова. С другой стороны, если ребенок не может назвать ту или иную букву, то вы знаете, что с ней возникли трудности, и подбираете артикуляционные упражнения для тренировки произношения того звука, который она обозначает.
Слова, еще слова…
Рисуя, читая, играя и просто разговаривая с ребенком, обращайте внимание на разнообразие употребляемых вами слов и понимание ребенком их значения. Постепенно, объясняя суть явления, вводите в вашу речь слова, обозначающие свойства: мокрый, сухой, грязный, высокий, маленький, тяжелый, легкий… Слова, обозначающие ощущения: соленый, кислый, сладкий, горячо, холодно, давит, трет, щекочет… Очень важно разобраться с направлениями: вверх, вниз, вперед, назад, вправо, влево, в сторону — и местоположением: на, под, по, около, из-под, из-за, перед, за, между, в, внутри, снаружи, сверху, снизу, спереди, сзади и т.п.
Части тела выучить необходимо не только с точки зрения общего развития, но и с точки зрения безопасности в случае возникновения какой-то болезни, травмы и т.п. Понятно, что все дети знают, где у них руки, ноги, голова, но есть еще колени, локти, брови, ресницы, шея, живот, ребра, бок и т.п. Очень здорово выучить названия всех пальчиков. Обратите внимание, что кроме существительных (обычно с них дети начинают разговаривать) важную роль в нашей речи играют глаголы. Бежать, прыгать, играть, спать, мешать, дуть — эти слова обычно у ребенка на слуху. Но есть еще складывать, убирать, двигать, нести, смотреть, слушать, находить, учить…
К 2 годам ребенок вполне может знать и использовать в активной и пассивной речи названия 8-12 цветов. Чтобы малышу легче было сориентироваться в многообразии цветов и их названии, надо, называя предмет, не забывать называть и его цвет. Ведь мячик может быть и красным, и синим, а ботинки — и коричневыми, и оранжевыми.
Размеры: большой, маленький, короткий, длинный, высокий. Формы — их очень много в быту, даже печенье бывает круглое, квадратное, овальное, а макароны бывают толстые и короткие, а также длинные и тонкие.
К 2 годам все дети умеют считать, и если вы четверым детям дадите три конфеты, то скорость, с которой малыш сообразит, что одной конфеты не хватает, может вас удивить. Но для того чтобы соотнести количество предметов с числом, нужно просто не забывать об этом в быту. Попросить малыша принести две морковки, три картошки, положить на стол четыре ложки, построить башню из пяти кубиков. Соотносить название числа и его написание можно только после того, как название четко соотносится ребенком с количеством предметов.
Переход через десяток для детей психологически очень сложен, и не надо форсировать решение этой задачи, пока вы не поймете, что ребенок готов понять логику образования десятичного исчисления, его физический и лингвистический смысл. Поэтому до 3-4 лет лучше ограничиться одним десятком. Правильнее и полезнее ввести такие понятия, как «больше», «меньше», «до» и «после».
Об игрушках и играх, которые помогут в этих занятиях, мы расскажем в следующей статье.
Комментарии