У детей в возрасте от года самые первые и самые важные навыки общения приобретаются в школе песочницы.
На этой возрастной границе у ребенка уже есть огромный интерес к другим детям, но одновременно наблюдается полное неумение общаться. Годовалые и двухлетние дети играют рядом, но не вместе друг с другом. Эта ситуация меняется к трем годам, когда игровой процесс становится взаимодействием, но к этому результату еще необходимо прийти. Поэтому очень важно, чтобы у малышей был ежедневный практикум общения с ровесниками. И для этой цели отлично подойдет песочница.
Как гулять на детских площадках
Существует набор слов-дирижеров для песочницы: мое, твое, чужое, меняться. Часто ребенок до первого попадания в песочницу (условно в песочницу: в компанию ровесников, игровую группу, детский клуб) не сталкивается с тем, что есть что-то, что ему не принадлежит и что ему нельзя брать. Это очень развивающая история: понять, что есть не только мое, но и чужое.
У ребенка симптомы гиперактивного поведения? Как помочь малышу?
В 60-х годах ХХ века врачи объясняли гиперактивность расстройствами функций мозга. Но в 80-х годах ее стали относить к самостоятельным заболеваниям, назвав «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ). Признаки этого проявляются…
При попадании в социум — песочницу — сразу выделяются определенные типы детей.
Есть те, кто условно «нападающие». На самом деле они не «нападающие», а просто активные дети, которые инициируют коммуникацию, которые очень интересуются всеми предметами в руках у других детей, которые легко забирают или тянут на себя лопатку, берут песочек, отодвигают от себя детей, расчищают себе пространство.
Есть те, кто, наоборот, стоит в сторонке и не заходит на территорию общения. «Отдающие».
Очень важно вне зависимости от социального «профиля», проявляющегося в песочнице, продолжать ходить в коллектив, преодолевать все эти небольшие затруднения и тем самым оттачивать социальный и эмоциональный интеллект ребенка.
Если ребенок толкается — находитесь рядом. Ни в коем случае не допускайте, чтобы ребенок остался один, сделав что-то не то по отношению к другому ребенку. Одно из «золотых правил» песочницы, с моей точки зрения: родитель находится рядом со своим ребенком, подстраховывает от всех случайностей и избегает ситуаций, когда другой взрослый регулирует его поведение.
Это и есть азы взаимодействия в данных обстоятельствах:
не воспитывать чужих детей;
смотреть за своим ребенком;
предварять сильные столкновения.
На первичное ознакомление с ключевыми правилами в школе песочницы (мое, твое, чужое, меняться), за которыми стоит принцип бесконфликтного освоения пространства, уходит полтора-два месяца.
В целом, это период привыкания к чему бы то ни было. И будь ваш ребенок даже очень яркого темперамента: приходит в песочницу и всех обнимает так, что все падают, или бегает так, что может не заметить, — то за полтора-два месяца при постоянном наблюдении, повторении, что можно и что не нужно делать, у вас будет существенный прогресс.
Если ребенок застенчивый, за полтора-два месяца такого яркого прогресса, конечно же, не будет. «Нападающему» типу здесь проще: эти дети сначала ведут себя как правонарушители, но довольно быстро ориентируются, и начинается совершенно другая история.
А вот детям застенчивым, которые все отдают, выпускают из рук и потом растерянно плачут или уходят к маме, потребуется, может быть, три-четыре месяца, а некоторым — даже полгода, чтобы научиться отстаивать свои права.
Здесь также необходимо понимать, что при любом нашем посыле мы не можем влиять на социальный темперамент ребенка. Мы не можем из «нападающего» сделать стеснительного и, наоборот, из того, кто все отдает, сделать активного защитника собственных интересов. Это то, что нужно принять и — «окультурить».
Родители, дети которых «отдающего» типа, скорее всего, столкнутся в песочнице с чем-то, что напоминает агрессию. Как правило, после этого они просто перестают гулять с другими детьми. Это большая ошибка. Настоящая агрессия почти не встречается в этом возрасте.
При входе на детскую площадку, с моей точки зрения, нужно очень хорошо оценить, кто там гуляет. На площадке вы встречаете самых разных людей. Повторюсь, что настоящей агрессии там, скорее всего, нет, но агрессия сымитированная, агрессия, как бы подсмотренная либо в семье, либо на экране, может встретиться у ребенка на детской площадке. Кроме того, это может быть более старший ребенок, более крупный ребенок. Вот здесь действительно при контакте у «отдающего» ребенка могут быть неприятные впечатления.
Если компания на детской площадке вас устраивает — спокойно «тренируйтесь» в песочнице. Если что-то настораживает — отойдите на другую территорию. Основной принцип: ребенку полезно сталкиваться со всем, что нормально, приемлемо и понятно.
Комментарии