Согласно энциклопедическому толкованию, принуждение – это насилие над волей индивида путем применения санкций. Воспитывая ребенка, мы заменяем его инстинктивные формы удовлетворения потребностей социальными, то есть приемлемыми для общества — заставляем, принуждаем, наказываем, и в то же время объясняем, рассуждаем, поощряем. Принуждать — значит заставлять следовать своей воле. Удобно иметь послушного ребенка, который с полувзгляда выполняет указания. Но оправдано ли это?
Чем опасно принуждение
Принуждая ребенка к какому-либо действию, давя и запугивая, взрослые фактически лишают его воли поступить по-своему, и это сначала вызывает у ребенка яркую негативную реакцию, затем недовольство проявляется реже, и родители успокаиваются: «Понял наконец-то».
Если давить на ребенка и заставлять быть удобным, то он таким покорным для всех и вырастет, но вопрос: будет ли он удобным для самого себя? Конечно, нет. Ребенок, которого часто принуждают, с большой вероятностью будет инертным, подавленным и безразличным. Его родители будут бесконечно жаловаться на то, что ему ничего не интересно, но а как тут чем-либо интересоваться, если все равно заставят делать другое?
Отсутствие желаний – тоже одно из последствий принуждения. «Да мало ли чего ты хочешь, ешь давай!» — как часто родители произносят эту фразу, не осознавая, насколько негативные последствия она может нести для формирования личности ребенка. Здесь и обесценивание, и принуждение. Ребенок просто перестает желать что-либо, зная, что его желания не имеют никакого значения.
Принуждение формирует у ребенка психологию «винтика», лишая его индивидуальности: ребенок, не имея своей точки зрения, будет делать только то, что «велели» взрослые, а во взрослой жизни — начальник или муж/жена. Казалось бы, послушный, удобный, стабильный человек, что тут плохого? Плохо то, что человек не знает, что для него хорошо — не пробовал, не осмеливался. А если осмелится, то неизвестно куда эти неокрепшие желания его заведут.
Есть и другой вариант развития событий: ребенок может проецировать агрессию на окружающих, в частности, на более слабых – детей и животных.
Комментарии