Воображение… Само слово, кажется, искрится множеством возможностей. При одном лишь его упоминании мы сразу начинаем думать о детской энергии и спонтанности, которых так не хватает большинству из нас, взрослых. Мы знаем, что должны развивать воображение ребенка, но в нашей занятой жизни часто не хватает места для творчества, не связанного с работой. Школа тоже зачастую не знает, какой подход необходим к этому не совсем материальному предмету.
Родители и учителя, как правило, приветствуют идею развития детской фантазии. Но когда им задают вопрос, какое количество времени они готовы выделить на это занятие, их отношение обычно меняется. Несомненно, воображение – это то, что все мы должны одобрять. Специалисты в области детского развития единодушно отмечают преимущества здорового воображения. Ребенок с хорошей фантазией счастливее, он более внимателен, умеет лучше справляться с различными жизненными перипетиями и с большей долей вероятности вырастает уравновешенным, спокойным взрослым человеком.
Воображение помогает детям развивать творческие способности. А это значит, что дети с хорошей фантазией вырастают творческими личностями.
Творческие способности людей проявляются не только в искусстве. Руководители крупных компаний и политические лидеры тоже получают пользу от умения мыслить креативно, это помогает им рассматривать вопросы с разных перспектив и точек зрения и находить решения, которые могут не замечать другие люди. Навыки решения проблем и инновационное мышление развиваются благодаря силе воображения.
Как родители могут развивать эту способность у детей? Начните с основ.
Основы
Рассказывайте истории. Для этого вам не нужны красиво иллюстрированные книги и видео-материалы. Связь между родителем и ребенком, которая возникает в результате рассказов, возвращает нас к архетипу всего образования, всех человеческих отношений, когда старшее поколение передает свою мудрость следующему, младшему поколению. Повествование вполне может стать основой для развития воображения, родители могут ежедневно самыми разными способами рассказывать истории детям, даже в течение коротких промежутков времени.
Занимайтесь искусством. Рисуйте, раскрашивайте, лепите, стройте, ваяйте. Тактильные ощущения очень важны, как и предоставление детям свободы творческого самовыражения – не заставляйте их называть солнцем желтое пятно на странице.
Используйте природные или обычные материалы. Контакт детей с природными материалами неизбежно вдохновляет их воображение. Как и игра с многовариантными игрушками – такими как кубики или песок – то есть теми, которые дают бесконечные возможности для использования.
Культивируйте чувство внутреннего пространства. Родители должны оберегать детей, особенно самых маленьких, от воздействия слишком большого количества образов из средств массовой информации, будь то телевидение, фильмы или Интернет. Мы должны сохранить у детей достаточное количество внутреннего пространства для создания собственных картинок, собственного видения. К сожалению, мы часто воспитываем детей не создателями, а потребителями.
Занятия
Когда вы овладеете описанными выше инструментами развития детского воображения, начните практиковать следующие десять занятий. Считайте их трамплином – вы можете придумать столько интересных игр и занятий на развитие фантазии ребенка, сколько позволит вам собственное воображение.
1. Некукольный театр. Соберите коробку разнородных предметов домашнего обихода – дуршлаг, коробку из-под обуви, бумажные стаканчики, фонарик, все, что угодно, главное, чтобы эти предметы не были острыми или хрупкими, – и попросите ребенка разыграть кукольное представление, используя эти предметы в качестве «кукол-марионеток». Вы поразитесь тем, каких существ и персонажей придумает ваш малыш.
2. Необычное фото. Поищите в ящиках старые, никому не нужные фотографии – те, на которых члены вашей семьи моргнули или просто неудачно получились, – и попросите ребенка разрезать их на кусочки разных размеров. Затем приготовьте клей, плотную бумагу и фломастеры и попросите малыша составить из случайных фрагментов лиц и частей тела новых людей или создать фантастическую картину. Вы можете предложить ребенку общую идею картины, например, это может быть космическое пространство или средневековый замок, но саму картину ребенок должен создать самостоятельно.
3. Рассказ о природе. Возьмите пакет и отправьтесь с ребенком на прогулку. Постарайтесь собрать как минимум десять разных предметов (только один листок, один камешек и т. д.). Когда вы вернетесь домой, попросите ребенка придумать о них рассказ. Для этого он должен опускать руку в пакет и по мере развития сюжета доставать из пакета по одному собранному предмету, каждый из которых будет вдохновлять его на продолжение истории.
4. Большая коробка. Знаете ли вы известную историю о том, как один ребенок получил в подарок на день рожденья большую игрушку и в итоге начал играть с коробкой из-под нее? Окажите своему ребенку услугу: выбросьте игрушку и сразу подарите коробку. Найдите ближайший магазин бытовой техники или купите большую коробку размером со шкаф для одежды в магазине товаров для переезда. Поставьте коробку на открытое место в доме, и пусть ваш ребенок решит, чем она должна стать – домиком, пещерой, капсулой (машиной) времени. Дайте малышу большие фломастеры для украшения коробки и помогите ему вырезать окна или другие отверстия по его желанию.
5. Рисуем монстра. Это групповое занятие. Каждый участник игры рисует голову и шею воображаемого существа в верхней части чистого листа бумаги. Затем участник сворачивает свой рисунок так, чтобы осталось видным только основание шеи, и передает свернутый листок бумаги участнику слева от себя. Тот рисует на листке, который только что получил, туловище с руками. После этого участники опять сворачивают рисунки так, чтобы осталось видным лишь основание туловища, и снова передают их игрокам слева от себя. На следующем этапе игры художники рисуют нижние части существа, включая ноги. Когда все части тела будут нарисованы, участники разворачивают листы бумаги и любуются совместно нарисованными монстрами.
6. Истории картин. Отправьтесь в художественную галерею и остановитесь в одном из залов. Станьте в середине зала и попросите ребенка выбрать картину, которая нравится ему больше всех (т. е. выбрать нужно с большого расстояния). Затем подойдите поближе и внимательно рассмотрите выбранную ребенком картину. Попросите его придумать и рассказать историю о том, что он видит. Помогайте ему, задавая открытые вопросы. Затем выберите вместе с ребенком другое произведение искусства и попросите его придумать историю, которая связала бы выбранную картину с предыдущей.
7. Игра с ящиком для ненужного хлама. В каждой семье есть один или несколько ящиков, в которых хранится разный ненужный хлам. Попросите ребенка покопаться в одном из таких ящиков и выбрать с десяток самых странных, бесполезных на вид небольших предметов и различных частей: чем сложнее догадаться, какой цели служили эти предметы или частью каких инструментов они были раньше, тем лучше. Возьмите большой лист картона или ватмана, фломастеры и игральные кубики и попросите ребенка придумать игру с использованием всех найденных им предметов и частей. Затем сыграйте в эту игру вместе.
8. Рисование без кисточки. Кто угодно может рисовать кисточкой. А вот для этого занятия вам нужно найти в доме предметы, которые могут заменить ребенку привычную кисточку для рисования. Для этого могут подойти леска, кусок губки, поломанные карандаши, резинки, ленты, яблоки, разрезанные пополам, или даже поломанная фигурка солдатика или кукла. Расстелите газету на столе или на полу, разместите на газете краски в небольших чашах или блюдцах, дайте ребенку большой лист бумаги (как минимум формата А3) и следите за полетом его фантазии.
9. Повторное открытие Солнечной системы. Названия планет солнечной системы, которые мы используем, появились в древние времена, они связывают видимое движение планет в небе с легендами и историями о богах, в честь которых были названы эти небесные тела. Попросите ребенка переименовать планеты по другому принципу. Какие названия он дал бы планетам Солнечной системы, если бы у него появилась такая возможность? И почему?
10. Скрытые истории. Попросите ребенка за пятнадцать минут найти в доме три предмета, которых он раньше не замечал вообще или на которые не обращал особого внимания. Эти предметы должны находиться в комнате общего пользования, а не в спальне, и они не должны быть хрупкими. Когда отведенное время истечет, попросите ребенка показать вам найденные им предметы по одному. Ваша задача заключается в том, чтобы рассказать ему историю о каждом предмете: откуда он взялся, кто принес его в дом, где вы его раздобыли, почему вы его храните и обо всем, что связано с этим предметом и может прийти вам на ум. Расскажите истории всех трех предметов, а затем попросите малыша придумать историю – устно или в картинках, – которая связала бы их вместе.
Комментарии