Запомнил на всю жизнь, как я получив подарок на новый год фотографировался с Дедом Морозом и Снегурочкой. Поставили меня, маленького, на стульчик, навели объектив. А я Снегурочку за руку взял и прижался к ней. И подальше от Деда Мороза: суровый он какой-то, старый, бородатый, аж страх берет!
Так и не решился я с ним поздороваться, даже ради фотографии. Теперь вспоминаю и понимаю, что не в наряженных актерах дело было. Главное, что, сказка — а разве не является сказкой весь Новогодний праздник? — Показалась слишком реальной, настолько, что в нее смог поверить ребенок.
Ученые убеждены, что самые первые сказки были отнюдь не произведениями для детей. То, о чем рассказывала сказка, было глубочайшей мудростью, чем-то вроде современных философских трактатов.
Болезненные вопросы общественной организации, проблемы мироздания и бытия, законы и нормы поведения — все это начиналось словами «В тридевятом царстве» или «Жили дед и баба». Со временем первоначальное назначение сказки забылось, а особенности сюжета и простой смысл позволили использовать этот жанр для воспитания детей.
Однако историческая основа сказки — ее глобальность — так и осталась вечной. И когда ребенок открывает любую волшебную книгу, он действительно познает мир.
Безусловно, читая сказки ребенок развивается. Однако, понимание этого развития только как обретение малышами умений читать быстро и выразительно или как расширение общего кругозора и знакомство с инокультурными реалиями является суженным и неполным.
Действительно, учиться читать целесообразнее на том материале, который есть интересный детям. Сказка интересна для всех! Нельзя не согласиться, что события, описанные в сказках, не несут в себе какой-то полезной познавательной информации, в них и птицы в теплые края улетают, и солнце с луной почему чередуются на небесном полотне, да и родные братья всегда один бедный, другой — богатый.
И это только малая частица из того арсенала, которым обладает сказка. Почему дети, воспитанные и Ивасик Телесик, добрее и чувствительнее тех, кто рос по законам голливудских боевиков? Не потому, что сказка формирует моральный хребет личности, закладывает в сознание человека те правила поведения и такие этические установки, по которым единственно приемлемой является победа добра, света над злом, тьмой? И не стоит считать людей, проникнутых сказочной системой ценностей, группкой наивных идеалистов; хотя до идеальности они гораздо ближе, чем кто-либо другой.
СказкиМир, созданный в книге для ребенка, — а особенно с помощью современной качественной полиграфии, с красочными рисунками и удобным отбором шрифтов — становится непрерывным источником для развития творческих способностей ребенка. В младшем возрасте воображение чрезвычайно гибкое и активное.
Пожалуй, нет таких родителей, чьи дети не придумывали бы каких-то невероятных историй, не рассказывали о себе небылиц и не брали на себя необычных функций, например, трехлетней «мамы», «продавца» оторванных пуговиц или шепелявого «учителя» в классе кукол или домашних животных.
Это не слабость детского интеллекта — это трамплин, с которого прыгают в мир творчества. Кто знает, не писал Шевченко сказок в сорняках! Ведь большинство его произведений так или иначе связано с сказочно-мифическими сказаниями, услышанными от старых кобзарей-сказочников!
Выдающийся украинский педагог Василий Сухомлинский в своей школе даже создал специальную «комнату сказок», в которой хранятся ныне тысячи произведений, которые писали дети, мальчики и девочки разного возраста.
Дети читают сказки, потому что им это интересно. А интересное всегда запоминается легче. Чем больше ребенок читает, тем лучше становится его память. Вместе с тем, прочитанное обязательно захочется рассказать другу или подружке. Следовательно, будет развиваться и связность детской речи, легче становиться процесс налаживания контакта с партнером, собеседником.
Но сказка делает еще одну услугу тем, кто ее читает — она стимулирует желание узнавать новое, то есть является стимулятором интеллектуально-познавательной активности ребенка. Разве можно, прочитав сказку о Синбаде, не поинтересоваться, где же есть Басра? Поэтому-то казколюбы становятся еще и книголюбами вообще, ибо сказка дает понять, что мир — бесконечно широкий и непознанный, и открывает дверь в этот мир.
Сказки и рассказы для детейВсем известна одна бедная англичанка, которая начала писать о Гарри Поттере и стала богаче чем ее королева. Однако никакого секрета в этом нет. Ведь повествование о мальчике-волшебнике тоже есть сказкой.
И все же не стоит начинать детский путь по миру с иностранного фэнтези. Сказка во многом формирует мировоззрение, одновременно с воспитанием и общественным окружением. И если родители будут поить ребенка из колодца Котигорошко, а книга подсовывать винегрет из гоблинов, василисков и других Чудищ, ребенок будет иметь две картины мира, а это уже похоже на болезнь.
Небогатый книжный рынок Украины, к счастью, лучше всего развит именно в секторе детской книги. Это и широкий выбор названий, и яркие картинки, и модернизация тем и сюжетов в соответствии с требованиями времени, и конкуренция среди издательств, и борьба за читателя.
Да и из классики этого жанра есть что почитать. Почему бы не взять неповторимого Лиса Никиту от Ивана Франко или иных героев из его сборника «Когда еще звери говорили»? Или поучительные сказки Михаила Коцюбинского про Цапков и козочек? И чем циклы Натальи Забилы о Ясочке или Маринке хуже эпопеи о Поттере?
Кажется, наоборот, более реальные и эффективные? И таких произведений множество: у Оксаны Иваненко, Василия Сухомлинского, Михаила Стельмаха, Василя Симоненко, Ивана Липы, Ивана Багряного подобное.
Остается только купить ребенку сказку и прочитать ее вместе. Прочитать так, чтобы эту же сказку малыш захотел прочитать самостоятельно. И еще другую, третью, десятую. И «Гарри Поттера» потом можно как читать, так и смотреть. Сделайте ребенку подарок на всю жизнь — через сказку откройте дверь в мир.
Комментарии