Школьная дезадаптация: найти и обезвредить

Школьная дезадаптация: найти и обезвредить

Школа занимает значительную часть жизни каждого ребенка, однако если у одних учеба – это, в первую очередь, положительные эмоции, связанные с хорошими оценками и общением с одноклассниками, то для других – бесконечные проблемы и постоянный стресс. Почему некоторым детям так сложно привыкнуть к школе? В этом попытался разобраться «Я-Родитель».

Что такое школьная дезадаптация?
С началом школьного обучения психика ребенка испытывает определенную нагрузку, так как резко меняется его привычный образ жизни, усиливаются требования со стороны родителей и учителей. Ребенку нужно привыкнуть к новым условиям жизни, и обычно на это уходит от 2 до 3 месяцев, но у некоторых полноценной адаптации к школе не происходит и к концу первого учебного года. В психологии есть термин «школьная дезадаптация», который характеризует состояние, возникающее тогда, когда у ребенка не получается привыкнуть к новому режиму, новому коллективу, новым обязанностям и всему тому, с чем ему приходится сталкиваться во время учебы.

Причины
Начнем с общего уровня физического и функционального развития ребенка. По психофизиологическим характеристикам ребенок может быть просто не готов к обучению в школе. Особенное внимание на это стоит обратить родителям, которые отдают детей в школу с 6 лет.

Причина может лежать в особенностях семейного воспитания. Это может быть вседозволенность, отсутствие ограничений и норм, либо, наоборот, полный контроль за действиями ребенка со стороны взрослых. Первое влечет за собой негативное отношение ребенка к школе, непринятие норм и правил поведения в коллективе, второе – неприспособленность ребенка к школьным нагрузкам, непринятие режимных моментов

Важной причиной является отсутствие или нарушение мотивации к учебе. На начальных этапах обучения она может быть недостаточно сформированной и задача родителей – приложить усилия для ее формирования, потому как в более старшем, подростковом возрасте может иметь место утрата интереса к учебе вообще, и возникнут сильные альтернативные мотивы.

Немаловажной причиной неприспособленности к школьной жизни может стать недисциплинированность, невнимательность, безответственность, но, как правило, на фоне достаточно высокого уровня познавательных способностей ребенка.
Невнимательное отношение родителей и учителя к тому, как дети овладевают приемами учебной деятельности, также нарушает процесс адаптации.

Как преодолеть школьную дезадаптацию?
Социальная дезадаптация начинается со школьных проблем, а заканчивается социальными проблемами, способными полностью сломать ребенку жизнь. Однако, существуют правила, которые помогут родителям преодолеть школьную дезадаптацию.

Следите за психологическим состоянием ребенка и его отношением к процессу обучения. При малейших негативных проявлениях постарайтесь выявить их причину.

Не ругайте ребенка за плохие отметки или замечания. Разберитесь в причинах неуспеваемости и только после этого принимайте меры.

Помогите ребенку в освоении трудных учебных предметов.

Освойте методику педагогической поддержки, главный принцип которой заключается в том, что нужно поддержать деятельность — научить, направить, похвалить, но не сделать что-то за ребенка.

Не ставьте перед ребенком непосильных задач. Не переоценивайте силы и возможности ребенка. Выбирайте программу обучения в соответствии с детскими возможностями.

Не настраивайте ребенка против сверстников или одноклассников. Будьте справедливым судьей при оценке детских конфликтов.

Социализируйте своих детей, заставляйте их много и часто общаться с самыми разными людьми, ходить в гости, устраивайте детские праздники.

Уважаемые родители! Не упустите момент, когда ребенку потребуется помощь. Обращайте внимание на малейшие школьные трудности, вглядывайтесь в психологическое состояние ребенка и главное, помогите ему. И тогда вы легко сможете найти и обезвредить школьную дезадаптацию.

Самые свежие новости медицины в нашей группе на Одноклассниках

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>