Дети обожают прогулки. Во-первых, на улице всегда интересно. Во-вторых, там родители принадлежат им целиком и полностью, не то, что дома, где у взрослых всегда найдутся важные дела. Вот вам и гениальная возможность совместить полезное с приятным.
Зимняя прогулка может оказаться полезной не только из-за свежего воздуха и возможности физического развития. Здесь вы неназойливо развиваете и воспитываете своего малыша. Одна маленькая уловка: чем бы вы ни хотели занять ребенка, назовите это занятие игрой – и вам обеспечено его стопроцентное внимание и деятельное участие. Специальное снаряжение? Две пары варежек (лучше непромокаемых), большое ведерко, лопата или совочек с длинной ручкой, санки (коньки или лыжи), корм для птиц и животных. Остальное – по теме намеченной вами беседы или игры. Хорошая и полезная прогулка состоит из трех частей: наблюдения и беседы, развивающей игры и свободного времени для личного творчества. Конечно, деление это чисто условное, и четких границ между каждой из них нет. Не столь важно, в каком порядке вы будете проводить свои занятия. Тему для наблюдения и беседы вы выбираете, конечно, с учетом возраста своего ребенка. Например: «Деревья зимой», «Какая сегодня погода», «Что делают птицы зимой», «Время суток: что сейчас, день или вечер?», «Кто как зимой одевается» и т. п. Малышу в год-полтора можно, например, показать березу и елку, дать их потрогать, обратить внимание на отличия, на снег, лежащий на ветках. Ребенку постарше можно задавать вопросы (не сомневайтесь, малышу всегда интересно подумать и поискать правильный ответ!). Например, спросите, какое сейчас время года, как он догадался, что зима, куда делись листья с деревьев. Не настаивайте на разговоре, если ребенок не расположен к нему, дайте время побегать, а потом поговорите о том, чем он сейчас заинтересовался. Пяти – пятнадцати минут вам вполне хватит, потом малыш устает, значит, надо переключаться на новое занятие.
БЫСТРЫЕ ИГРЫ
«Осторожный зайчик» Превратиться в зайчиков (руками изобразить заячьи уши). Присесть и попрыгать, не опуская рук.
«Зайчик и лиса» Вы превращаетесь в зайчика и прячетесь от хитрой лисы за сугробы. А малыш ищет вас. Потом меняетесь ролями.
«Олени» Полезно бегать по рыхлому снегу. Превращайтесь вместе в быстроногих оленей и вперед!
«Лошадки» Малыш – кучер, он сидит на санках, вы, естественно, «лошадка». Командуя лошадкой, малыш играючи освоит такие сложные для него понятия, как: «прямо», «вперед», «назад», «сбоку», а ребенок постарше перестанет путать «направо» и ««налево».
«Веселые лыжники». «Конькобежцы» Конечно, вы учите малыша кататься на лыжах, отталкиваться правильно, ходить разным шагом. Но в игре это делать интереснее и проще. Устройте соревнование на время. Например, успеет ли малыш доехать до той лавочки, пока вы считаете до десяти. Включите воображение и представляйте, где сейчас проходит ваш лыжный маршрут. Сейчас вы попали в лес: «Впереди дерево, объезжай его», «Ой, зайчик выскочил из кустов, ну-ка, кто быстрее, ты или зайчик?», «Лисичка около лыжни, не задень ее лыжной палкой», «Здесь берлога, тише, тише, не буди мишу», «Вот поляна, поехали по кругу»…
«Фигуры на снегу» Малыш падает в сугроб, раскинув руки и ноги, а вы помогаете ему подняться; старайтесь, чтоб фигурка не смазалась: малыши обожают оставлять следы и любоваться на них. А вы повторите с ним, как называются различные части тела человека. В эту игру лучше играть в самом конце прогулки.
ИГРЫ В КОМПАНИИ
«Скачки» Все изображают резвых скакунов. Сначала скакуны разминаются (шаг на месте, можно на четвереньках, так смешнее). Потом бегут, подпрыгивают, скачут, отзываются на оклик – ржут. Все делается не сходя с места.
«По тропинке, по дорожке…» Все встали друг за другом. Вы идете «по тропинке» и делаете вид, что «обходите» препятствия, перепрыгиваете через ручей, пролезаете под ветками. Все остальные повторяют движения.
Кто живет в лесу (в поле, во дворе…) Вы говорите: «В лесу живет волк, покажи, как он ходит». (Так перечисляете разных зверей и птиц.)
Очень весело играть на снегу в классические игры: «Гуси-гуси», «Кошки – мышки», «Замри». Даже если ненароком все свалятся в кучу малу, вреда не будет: снег мягкий.
НАБЕГАЛИСЬ? ПОРА ПЕРЕДОХНУТЬ
«Что из этого получится?» Проведите на снегу линию любой формы, ребенок должен дорисовать так, чтобы получился какой-то предмет. Узоры на снегу можно выводить санками, лыжами и коньками.
«Зимние слова» Вы начинаете говорить слово, а ваш малыш заканчивает его. Например: снегов…(вик), снего…(ход), дед мо… (роз), вью… (га). С 4–5-летним ребенком вы можете поменяться ролями, а малышу лет до двух надо называть те предметы, которые он видит перед собой.
«Все белое» Называть по очереди предметы белого цвета, сначала те, что видите вокруг, потом – что вспомните (снег, мамина шапка, машина…).
«НАУЧНЫЕ» ИГРЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ
«Снежные скульптуры» Конечно, вы с малышом уже лепили снежки, набирали снег в ведерко и делали куличи, катали снежный ком, лепили снеговика. А ведь можно сделать разных зверей (зайца, лису, кота, жирафа, бегемота). И раскрасить их. Для этого заранее дома разведите гуашь водой (несколько цветов в разных баночках) и полейте снежные фигурки. Можете не сомневаться, результат превзойдет все ожидания.
«Откуда дует ветер» Возьмите с собой на прогулку компас. Повернитесь так, чтоб ветер дул в лицо, и по компасу вместе с ребенком определяйте его направление. Через несколько дней ваш малыш сам начнет определять стороны света. А почему бы не взять на прогулку градусник и не измерить температуру снега? И сравнить ее с температурой в квартире? Дети любят лизать сосульки и есть снег. Возьмите одну домой, поставьте в прозрачной баночке, а рядом – баночку с питьевой водой. Когда сосулька (снег) растает, сравните цвет воды в этих баночках. Помогите малышу сделать полезный вывод.
«Кто здесь был?» Обратите внимание ребенка на то, какие разные остаются следы на снегу. Сравните свой след и детский (чей больше? чей меньше?). Превращайтесь в следопытов и определяйте, кто гулял в вашем дворе.
«Я вам помогу» Поговорите о том, что животным зимой трудно добывать себе корм. Берите с собой на прогулку кусочки хлеба, косточки, обрезки сала, зернышки, орешки. Ваш ребенок будет очень горд, что он помогает тем, кто слабее его.
«Снежные тропинки» Когда выпадет свежий снег, займитесь расчисткой тропинок. Можно лопатками, можно просто утаптывать их ногами. А можно даже создать целый лабиринт таких тропок и побегать по нему.
А теперь самая важная часть прогулки – как утащить свое сокровище домой. Придумайте необычный звуковой сигнал (тайный код), который вы легко сможете изобразить (веселая песенка, чириканье птицы, завывание ветра), тогда ваш заигравшийся ребенок, услышав его, тут же примчится узнать, зачем это он понадобился. И можно отправляться домой. До следующей прогулки!
ДВОРЕЦ ДЛЯ БЕЛОСНЕЖКИ
Ваш малыш умеет строить замок из песка? В этом случае ему не составит труда постороить дворец из снега. Нет ракушек для украшения? Юные архитекторы могут использовать еловые и сосновые веточки, кусочки коры или мха. Дворец готов! А кто в нем живет? Конечно, Белоснежка. И семь гномов. А теперь можно раскрасить все яркими красками. Можете не сомневаться, в вашем волшебном лесу не будет отбоя от экскурсий.
МАРАФОН ПИНГВИНОВ
Свяжите участникам забега шарфиками ноги на уровне щиколоток. Руки малыши должны сцепить в замок за спиной (завязывать не надо, они подстрахуют в случае падения). На старт, внимание, марш! Не жульничать! Тот, кто расцепил руки, возвращается на исходную позицию.
Комментарии