Женщина с ребенком на руках… Скольких художников вдохновлял этот образ на протяжении тысячелетий. И ни одной известной картины мамы с коляской. Ничего удивительного. Мама с ребенком на руках — как единое целое, она захвачена в плен материнством, она излучает заботу и спокойствие, надежность и непоколебимость этого мира — именно то, что так необходимо человеку в детстве.
Мать с коляской находится отдельно от ребенка. С тем же успехом можно было бы изобразить только коляску с ребенком без мамы, или бабушку с коляской, или папу, или ту же маму, но читающую книгу или курящую сигарету. Можно было бы даже изобразить маму, смотрящую в умилении на ребенка в детской коляске, но она все равно будет отдельно, не вместе, а единое целое будет представлять коляска с ребенком. Но к этому ли приспособлен организм малыша?
Начиная с 60-х годов прошлого века в литературе и научной прессе неоднократно поднимался вопрос о неразумности раздельного содержания матери и ребенка в родильных домах. Было однозначно доказано, что раздельное содержание матери и ребенка пагубно влияет на формирование иммунной, нервной, пищеварительной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Критики раздельного содержания говорили о потери истинного значения понятия «грудной ребенок» и говорили о новом виде «кроваточный ребенок». К этому можно еще добавить «колясочный ребенок».
Коляски появились не так давно, лишь в XIX веке при дворе английской королевы. Сначала это была лишь «монаршая игрушка», своего рода прихоть. Королева могла гулять с ребенком, не оскверняя своих рук его ношением — работой, достойной кормилицы. Но вскоре мода на коляски стала распространяться. Женщинам захотелось быть «не хуже, чем королева». Сегодня без коляски не представляется жизнь молодой мамы. В список «приданого к появлению малыша» всегда входит коляска. И хотя до недавнего времени во всех роддомах давали рекомендацию носить ребенка на руках хотя бы первый месяц жизни, современные мамы голосуют ЗА коляску. А как же ребенок? Что выбирает он? Что пытается донести до нас?
Ребенок был рожден для того, чтобы его носили на руках. Когда-то давно, когда наши предки были шерстяными и мохнатыми, задача не потеряться лежала на ребенке. Он цеплялся маленькими ручками за шерсть на материнской груди или спине и совершал свои первые путешествия через леса, саванны, реки и поля. Но с тех пор как человек «облысел», ответственность за ребенка почти целиком легла на мать. Теперь это ее задача — не потерять. Нести сквозь бураны и солнцепеки, дожди и метели, нести, пока он сам не сможет проделать этот путь. Именно поэтому многим матерям тяжело и тревожно, когда их ребенка на руки берет пусть даже очень близкий человек. Но ребенок снабжен «системой допконтроля». Когда он перестает улавливать запах матери, ощущать тепло ее тела, дыхание, слышать биение ее сердца, малыш начинает плакать. Ведь плач — это единственный доступный ребенку способ коммуникации. Это своего рода сигнал SOS. Ребенок не манипулирует родителями, он просто подает сигнал о том, где он находится, и еще о том, что он попал в гипотетически опасную ситуацию — потерялся, и значит его может съесть хищник. Это не шутка, а реальность, при которой формировался человек как биологический вид.
Ребенок успокаивается, как только его берут на руки. Теперь порядок восстановлен. Мама рядом, и можно учиться жизни, наблюдая за ней с высоты маминых рук.
Но как же быть? Как же полноценно жить, заниматься своими делами и ухаживать за ребенком, давая ему лучшее?
Еще тысячелетия назад матери знали ответ на этот вопрос. Они начали использовать перевязь, в которой носили ребенка. Сначала ее делали из шкур, затем начали изготовлять из ткани. Такими лоскутными держателями европейские матери и кормилицы пользовались до XIX века, пока в моду не вошла коляска. До сегодняшнего дня в большинстве азиатских и африканских стран младенцев носят в перевязи.
Но и в Европе педиатры, психологи и консультанты по лактации забили тревогу. Ребенок в коляске недополучает тепла человеческого тела, не вполне удовлетворяется его познавательная активность. Использование колясок в первый месяц жизни может привести к травмированию шейного отдела позвоночника.
Начиная с 70-х годов в Европе и с 80-х годов в Америке, многие мамы, психологи и врачи начали шить самостоятельно, а затем организовали производства различных видов перевязей для ношения ребенка. Доктор Уильям Серз из Америки и его жена Марта изучили различные виды подобных перевязей у народов, продолжающих жить в рамках традиционной культуры. В итоге на свет появился СЛИНГ, в котором можно носить ребенка от рождения до того времени, пока ему это необходимо (как правило, до 2 лет). Этот вариант перевязи очень популярен в различных странах мира и вот уже несколько лет делает удобным уход за младенцами в России.
Эрика Хоффман из Германии в 1971-м родила двух близнецов, после чего на свет появился Дидимос (от греч. «близнецы») — длинный шарф, которым можно привязывать к себе ребенка различными способами. Аналоги Дидимоса существуют в разных странах мира, в том числе и в России. Наши, российские «дидимосы» называются слинг-шарф и на сегодняшний момент производятся в Санкт-Петербурге и Зеленограде.
Уже многие российские мамы, а главное — их дети, осознали преимущества перевязи над кроваткой и коляской. Дети, которых носили в перевязи, росли более спокойными, любознательными, они хорошо развивались и физически, и психологически. А главное, они плавно и гармонично перенимали опыт социальной жизни и занятий, наблюдая и участвуя во всем вместе с мамой. Во многих случая перевязь оказывала лечебное воздействие: при выхаживании недоношенных детей, при лечении и профилактике дисплазии тазобедренных суставов, при налаживании или восстановлении лактации.
Инструкторы школы «ПапаМамиЯ» учат будущих и молодых родителей использовать слинги на занятиях школы, выезжают на дом.
Комментарии