Ситуации, в которых дочка капризничает, заставили семью искать творческий подход.
Когда детка совсем маленькая, плачем она сообщает о голоде, дискомфорте, желании быть рядом с мамой. Когда же малыш подрастает, он учится понимать взрослых, видит их реакцию на плач, учится манипулировать нами, родителями. Моя дочь не исключение, и мы, взрослые, учимся справляться с ее капризами. Как — об этом и расскажу. Наши семь историй — это ситуации, с которыми мы сталкиваемся регулярно и уже научились справляться.
Ситуация первая. Мама уходит на работу. «Мама, не уходи, пожалуйста! А-а-а-а!» — такие вопли с вариациями знакомы многим. Мы готовились к этому заранее: сходили вместе на работу в мамину школу, посмотрели, как детки учатся, дома обсудили и решили: раз все работают, маме тоже надо. Если есть возможность, беру дочку с собой. Мы ходим по школе, обязательно заходим к деткам из начальной школы на урок физкультуры, где шустрая трехлетка Маришка пробует соревноваться с большими и громкими первоклашками, потом идем в актовый зал и рассказываем на сцене «Нашу Таню», «Зайку» и прочие стихи, которые любит каждый малышок.
Когда ухожу на уроки, собираясь, объясняю, куда и зачем иду: «Учить деток писать правильно», прошу, чтобы Марина принесла мне сумку, помогла найти перчатки, пакет — в общем, «взрослая» доченька рада помочь маме собраться, еще и поучить: «Ах ты, мама, как же ты пойдешь без перчаток! А я тебе их найду!» Вот так и провожаемся. Марина знает, что мама придет днем, когда она поиграет с папой (дедушкой или бабушкой), покушает и посмотрит мультик. А я с работы обязательно несу гостинчик: булочку, хурму, яблоко — что-нибудь небольшое, но вкусное. Потому что знаю, как только я переступлю порог, Маришка обязательно первым делом спросит: «Что ты мне принесла?»
Ситуация вторая. Капризкины сказки. Эту историю придумал наш дедушка. Марина была у них в гостях и расплакалась, потому что ей не дали что-то бьющееся (статуэтку, что ли). Дед достал краски, альбомный лист и нарисовал собаку — своего напарника по дежурству, воробья на ней и маленькую девочку. И… стал рассказывать: «Жила-была маленькая девочка, она много капризничала и ревела. И вот однажды воробьишка услышал, как девочка плачет, полетел за лайкой, чтобы умный пес помог прогнать капризку. Прибежала собака к девочке, схватила капризку, закинула к себе на спинку и унесла в лес под самую большую сосну, там и оставила. А девочка улыбнулась, вытерла слезки и снова стала умной и послушной».
Сюжет незамысловатый. Варианты потом стали добавляться: имена героев, место действия. Дочка понимала, что сказочная девочка — это она, капризка — ее «вреднинка», собака — добрый друг, ласковые слова и необходимость вести себя хорошо. Не знаю, почему эта история прижилась, но сказкотерапия работает! Доказано дедом!
Ситуация третья. В магазине. Как ни покажется странным, но в магазине мы не просим ничего. Как взрослая, Марина ходит вдоль игрушечного изобилия и бормочет: «Кукла некрасивая, пупсик как у меня, ой, а вот конструктор почти такой, как у меня, только цвет другой. Машинки — для мальчишек. Дракончика мне Дед Мороз принесет», — вот так вот. Как получилось так? Даже не знаю. Где-то читала, что игрушек должно быть у ребенка столько, сколько нужно. Наверно, у нас именно ТО самое количество. Хотя сказать, что их у нас слишком много, я не могу. Просто иногда мы игрушки меняем: один пакет прячем, а «новый» достаем. Марина любит играть ремнями от джинсов (это у нас Змей Горыныч, который летел издалека и устал), фасолью (это у нас жуки), обложками от тетрадок и прочей ерундой. Даю, а потом вместе прибираем.
Кстати о «прибираем». Когда дочь капризничала по причине вечерней уборки, я пробовала разные способы. Сначала ворчала. Когда поняла, что это не работает, уговаривала, потом предлагала наперегонки собирать (даже по разным пакетам). Потом стала акценты расставлять: Марина стала помощницей? Отлично! «Мариночка, помоги маме, ты же моя помощница!» И все! Удовольствие от помощи затмевает все!
Ситуация четвертая. Не умею ходить. Пришла зима, а потому приходится играть в загадки: упаковываться, как капуста, в сто одежек, а потом реветь, как от лука, который раздевают. Только мы еще ревем, когда одетыми выходим на улицу. Потому что идти ногами не хотим. Ревем, кричим, падаем на снег — в общем, полный капризкин набор.
Как быть? Варианта у нас два: санки или все-таки пешком. Если второй вариант предпочтительнее, то здесь, как ни странно, выручает уличная грязь и называние вещей своими именами. Показываю видимую на белом снегу грязь: «Смотри, люди грязными башмаками ходят, дяди окурки бросают, хулиганы под ноги плюют, мусор раскидывают, собачки (простите) писают и какают. Вот представь, если ты упадешь, будешь валяться тут — фу! — ты испачкаешь новый комбинезон. Тогда я тебя на ручки точно не возьму!»
Так что приходится идти ножками, потому что… запачкаться ребенок явно не горит желанием, да и без маминых рук пока не может.
Ситуация пятая. Включи мультик. Даже если мы играем, но из вредности просим включить мультик, а папа хочет досмотреть новости, тут приходится быть дипломатом маме. Говорю примерно так: «Мы с тобой смотрели мультики, теперь папина очередь». Если Марина не соглашается, тогда вспоминаю, что мы делали за день, и выясняется, что мультики мы точно смотрели. Говорю: «Папа минуточку посмотрит», — минуточка растягивается на часик-два, но мы уже заняты чем-то интересным.
Ситуация шестая. Спать не буду! Раньше было просто: дала мама подудонить, малышка спит через пару минут. А теперь и сказку расскажи, и песенку спой, и не факт, что дите быстро уснет. Потому что мы очень любим сами рассказывать истории, баюкать любимую игрушку-гусеницу, дрыгать ногами и веселиться. Когда время становится совсем не детским, укладываю непоседу так: спим наперегонки — кто вперед, тому завтра шоколадка (и уже не важно, что первым уснул папа, главное, завтра купить обещанный гостинец ребенку).
Если за стеной лает любимец всей детворы Рэн, я говорю Марине, что он недоволен тем, что деткам пора спать, а его самая любимая подружка вредничает. Еще варианты: папа устал, его надо уложить и самой рядом тихонько полежать, чтобы не разбудить; показать, что за окном ночь, все спят, на улице тихо; в конце концов, побаюкать на ручках. Нам еще помогает покусывание мочек. Если дочь перевозбудилась, этот способ нас выручает.
Комментарии