С чего и в каком возрасте начинается профессиональная ориентация вашего ребенка? Оказывается, конкретные наглядные представления о мире профессий ребенок начинает получать уже с 2,5-3 лет.
Опытные педагоги детских дошкольных учреждений уверены, что для того, чтобы полюбить какую-то профессию, ребенку мало о ней знать из рассказов взрослых или книг, ему нужно поиграть в нее. Помните, как сами играли в доктора, в шофера, в учителя? Этот список очень важно расширять, чтобы у ребенка создавалась наглядная основа, на которой базируется профессиональное самосознание.
Некоторые элементы профессиональной деятельности ребенку понять трудно, но в каждой профессии есть область, которую можно представить наглядными образами и конкретными ситуациями из жизни. С годами, когда будут развиты личностные качества (примерно в 14-16 лет), начнут формироваться первичные ожидания от профессии и от себя в ней. Главное — не забывать, что этот сложный процесс зарождается очень рано, и мы, родители, можем и должны им руководить.
Любые способности развиваются на основе какой-то деятельности. Показательный пример из жизни одной семьи. Мама с сыном стоят в магазине возле витрины с тортами и пирожными, любуются и выбирают, что купить к чаю. Мама восклицает: «Ведь кто-кто сделал эту красоту!» Сын спрашивает: «А кто?» Так начался их разговор о профессии кондитера и повара. Уже по дороге домой они решили сделать свой кулинарный шедевр. Купив разное по форме печенье, сахарную пудру и вареную сгущенку, они приступили к увлекательной работе. В результате общих усилий на столе появился сладкий сказочный домик.
Уже к семи годам ребенок может мысленно расчленять предмет на части, а затем объединять их в целое. Но эта способность, как и многие другие, развивается не сама собой, а посредством конструкторской, художественной, творческой деятельности.
Девочкам очень нравятся украшения, особенно мамины. Предложите дочке придумать и нарисовать украшение самой, поразмыслите вместе о застежке, о величине, о цвете. Возможно, она увлечется этим занятием и когда-нибудь станет ювелиром или дизайнером. Главное здесь — пробовать. Все ощущения, полученные в процессе таких детских игр, помогут определиться с профессиональным призванием.
Существуют психологические игры, помогающие сформировать профориентацию. Например, есть игра на развитие ощущений и восприятия, которая называется «Волшебный мешочек». В какой-нибудь мешочек складываются предметы, связанные с разными профессиями. Не заглядывая внутрь него, только на ощупь, ребенок должен угадать предметы и связать их с какими-то профессиями.
Другие игры, например, «Угадай профессию по жестам», «Вспомни как можно больше слов на букву “…”, связанных с данной профессией», «Выбери из карточек только те орудия труда, которые связаны с этой профессией», не менее интересны и полезны.
Постарайтесь представить ребенку богатую палитру профессий. Помните, что счастлив тот, кто занимается любимым делом в жизни. Пусть наши детки будут счастливыми!
Комментарии