НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ
Как праздновали Рождество дворяне и аристократы, мы еще можем себе представить. Пышная елка в свечах, красивые игрушки, богатые подарки, шампанское и ломящийся от кушаний стол. Но весь этот антураж навеян Западом, впрочем, как и наш современный. Как главный христианский праздник справлял простой народ, никто уже и не вспомнит. Мы слышали про сочиво, колядки и обычай гадать в ночь перед Рождеством. Только наши представления, увы, сильно размыты. И все же Рождеству на Руси придавали такое же большое значение, как и в католическом мире. Традиции, существовавшие до принятия христианства, хранили крестьяне. Языческие обряды, которые за века органично переплелись с православной верой, помогали им оставаться ближе к природе, преодолеть зимнюю хандру и пережить морозы. А как эту проблему решаем мы? В лучшем случае ходим друг к другу в гости, а в худшем — сидим все выходные перед телевизором или кутаемся с унылым видом в плед. Наши дети берут с нас пример и изнывают от скуки у нас под боком. Крестьяне пользовались куда более действенными рецептами и умели радоваться праздникам от души. На Рождество на Руси точно никто не скучал. Наоборот, вокруг царило безудержное веселье, звучали задорные песни, раздавался хохот. И сегодня нам ничто не мешает прикоснуться к древнему пласту славянской культуры и наполнить праздник Рождества новым смыслом. А если какие-то обряды и традиции покажутся странными или трудноосуществимыми, их всегда можно осовременить.
ЕЛКИ НА РОЖДЕСТВО ПОЯВИЛИСЬ В ДОМАХ У ЗНАТИ С ПОДАЧИ ПЕТРА I, НО ПРИЖИЛИСЬ НЕ СРАЗУ. РЕГУЛЯРНОЙ ЭТА ТРАДИЦИЯ СТАЛА ТОЛЬКО В XIX ВЕКЕ, И ТО ТОЛЬКО В ДОМАХ АРИСТОКРАТОВ. КРЕСТЬЯНЕ ИСПОКОН ВЕКОВ ПОЧИТАЛИ ДВА ДЕРЕВА – БЕРЕЗУ И ОСИНУ. НА РОЖДЕСТВО СЕЛЬСКИЕ ЖИТЕЛИ НИКОГДА ЕЛОК НЕ СТАВИЛИ.
ПРИРОДНЫЙ ЦИКЛ
До революции Рождество в России отмечали в ночь с 24 по 25 декабря (по старому стилю). Но одним днем гулянья не ограничивалось. В канун Рождества, еще до начала главной церковной службы, отмечали Сочельник. С него начинались Святки, которые продолжались 12 дней и, кроме Рождества, охватывали еще два зимних праздника — Новый год и Крещение. Этот временной отрезок напрямую связан с солнечным календарем, точнее – с зимним солнцестоянием, которое выпадает в ночь с 21 на 22 декабря. Как и все народы, славяне относились к таким астрономическим явлениям внимательно. Хотя бы потому, что не почувствовать самые длинные ночи и короткие дни в году было невозможно. Света днем мало, на улице морозно, запасы витаминов на исходе. Нашим предкам приходилось по-настоящему туго. Выжить в темное и холодное время года им помогало колядование – главный зимний славянский обряд, приуроченный позже к Святкам. По одной из версий, само слово «коляда» означает «зимнее солнце». В любом случае, именно солнце, которого так не хватало, пытались разбудить в себе крестьяне. Самое страшное было – разболеться и слечь в постель, ведь шансов подняться оставалось мало. Чтобы дотянуть до весны, нужно было как можно больше хохотать и двигаться, поэтому все обряды, связанные с празднованием Святок, были призваны повысить уровень адреналина в крови. Определенно нам есть чему поучиться у предков, а заодно можно развлечься от души всей семьей в новогодние каникулы. Особенно если вам уже приелась елка, Дед Мороз и снеговики.
КОЛЯДОВАНИЕ
Крестьяне колядовали не только в ночь перед Рождеством, Новым годом и Крещением, но и в любое другое время на Святках. По утрам с песнями (колядками) обходили дома дети, вечером их сменяли взрослые. В знак благодарности хозяева выносили шумной гурьбе сало, пироги, пряники.
Колядовщики непременно использовали элементы маскарада: рядились в барина и барыню, разыгрывали с их участием комичные сценки. Но главным обрядовым персонажем была коза (или козел). Это копытное водилось в каждом крестьянском доме и в деревне ценилось выше коровы. Коза ведь давала не только молоко и мясо, но и шерсть. И ее присутствие на празднике было обязательным. Либо в козу переодевался кто-то из колядовщиков, надевая вывернутый наизнанку тулуп, либо над толпой несли деревянную козу на длинном шесте. Хорошей приметой считалось до нее дотронуться.
СУЩЕСТВОВАЛ И ДРУГОЙ ДОБРЫЙ ОБЫЧАЙ: ОБЫЧНО КРЕСТЬЯНЕ КОЛЯДОВАЛИ В СКЛАДЧИНУ В ИЗБЕ У ОДИНОКОГО ПОЖИЛОГО ЧЕЛОВЕКА. В ЕГО ДОМ ОНИ ПРИНОСИЛИ ОБЩУЮ ЕДУ, ТАМ ЖЕ ПЕЛИ, ПЛЯСАЛИ, ИГРАЛИ, А ЗАОДНО ПОМОГАЛИ ХОЗЯИНУ ПРИБРАТЬСЯ.
Веселье было коллективным, но ближе к ночи взрослые спроваживали детей спать. И тогда начинался настоящий разгул. Именно из-за сомнительных игр с эротическим подтекстом церковь относилась неоднозначно к святочным гуляньям. Правда, ничуть не меньше крестьяне, и большие и маленькие, любили страшные забавы. Обычным делом для парней было прятаться в темной подворотне и дикими воплями пугать до полусмерти прохожих. А самой популярной была игра в «покойника». Человек, который изображал мертвеца, ложился на скамью и закрывал глаза. Остальные участники водили вокруг него хороводы до тех пор, пока в какой-то момент он не оживал и не начинал гоняться за ними по всей избе. Эмоции били через край! Тот, кого «покойник» ловил, ложился на его место, и игра начиналась по новой. Все поддавались: считалось, если умереть в игре, значит, долгая жизнь обеспечена.
Ближе к Святкам обязательно делали обереги. Отец семейства отбирал самую крупную солому и мастерил из нее огромную стоячую куклу с головой и треугольным туловищем, которое символизировало сарафан. Ни глаз, ни рта, ни носа у чучела не прорисовывали. По обычаю, когда к избе подходили колядовщики, все дети в доме должны были спрятаться за этой куклой и сидеть смирно до их ухода. И хотя колядовщиков в сам дом не пускали и держали в сенях, у них была возможность заглянуть в приоткрытую дверь. Если какой-то малыш выбегал из своего укрытия или высовывал из любопытства голову, глава семейства очень сердился. Если колядовщики видели детей, это считалось плохой приметой.
У КОЛЯДОВЩИКОВ ТОЖЕ БЫЛИ СВОИ ОБЕРЕГИ – ОНИ НОСИЛИ С СОБОЙ НЕБОЛЬШИХ АНГЕЛОЧКОВ ИЗ ЛЫКА НА ДЛИННЫХ ПАЛКАХ. ПО ТРАДИЦИИ, ЧЕРЕЗ ГОД (ДО НАСТУПЛЕНИЯ СЛЕДУЮЩИХ СВЯТОК) ЭТИХ КУКОЛ, А ТАКЖЕ БОЛЬШОЕ СОЛОМЕННОЕ ЧУЧЕЛО, ЗА КОТОРЫМ ПРЯТАЛИСЬ ДЕТИ, НУЖНО БЫЛО СЖЕЧЬ. ЧТОБЫ СТАРОЕ НЕ ВОЗВРАЩАЛОСЬ.
КОЗУЛИ
Козули – это архангельские пряники в виде главного обрядового животного козы. Сначала они стали популярными на Севере, потом традиция перекочевала и в другие регионы. Тесто делали за две недели. Глазурь была обязательно цветная, но подкрашивали ее только натуральными красителями, например свеклой или морковью.
ВЕРТЕП
На Святки крестьяне любили собираться при свечах вокруг вертепа. Этот переносной мини-театр представлял собой деревянный ящик, часто с двумя или тремя этажами. Они символизировали земной и небесный миры. На дне были прорези, которые позволяли кукловоду двигать по сцене своих персонажей. Ставили в вертепах народные трагедии на библейские сюжеты. Самой популярной была «Смерть царя Ирода». Правда, трагичным было лишь название. На деле спектакль превращался в уморительную комедию и вызывал у зрителей гомерический хохот.
ГАДАНИЯ
Считалось, что в святочную неделю духи находятся совсем рядом с человеком, и наши предки этим обстоятельством всегда пользовались. Гадали повсеместно, но занятие это было чисто женским. Парни, как и современные мужчины, выполняли роль скептиков – подтрунивали и подшучивали над глупыми затеями барышень. Вариантов гаданий существовало много, самый любимый – бросить валенок и узнать, с какой стороны ждать суженого.
Комментарии